СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родной литературы в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Разработка урока поможет учителю при подготовке к уроку литературы

Просмотр содержимого документа
«Урок родной литературы в 11 классе»

Тема урока. Художественный образ. Роль художественных образов в произведении

Цели:

  1. Повторить материал о художественном образе, его роли в произведениях.

  2. Познакомить учащихся с краткими биографическими сведениями об авторе.

  3. Формировать навыки целостного анализа произведения, развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

  4. Расширить кругозор учащихся; обогатить словарный запас, уметь выражать свои мысли и чувства, учиться творить добро и радость, оставить свой «след» на земле.

  5. Воспитывать у школьников чувство патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи между поколениями,воспитывать гордость за прошлое и настоящее нашей Родины, уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны. Приобщить детей к миру прекрасного, к умению чувствовать, понимать, создавать и ценить красоту родной природы.


1.Беседа

- Наш сегодняшний урок начнём с межпредметной связи. Обратимся к такому предмету, как русский язык. Вспомним стилистику русского языка. Скажите, чем отличается публиц. Стиль речи от художественного. (Худож. стилю речи свойственен художественный образ)


- Тема нашего сегод.урока «Художественный образ в произведении»


-Что же такое художественный образ?

Художественный образ – любое явление, герой, воссозданные в художественном произведении.

Художественный образ обобщает действительность, воплощает в единичном общее, вечное.

(слайды)

- Тема сегодняшняя актуальна для вас, так как вам предстоит в апреле писать итоговое сочинение, где 2 критерием является применение 2 литер примеров. Использование художеств литературы невозможно без художественного образа произведения.

2. Что такое худож образ, какова его роль в худож произведении. Попробуем разобраться в этом на примере рассказа Евгения Носова «Живое пламя» и подготовиться к написанию сочинения.

- Кто такой Евгений Носов. Коротко скажем о нём.

1)Евгений Иванович Носов (15 января 1925, с. Толмачово Курской области — 13 июня 2002, Курск) — русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, почётный гражданин Курска.

Евгений Иванович Носов – автор более пятидесяти книг, вышедших в разное время в Москве, Ленинграде, Курске, Воронеже, Туле, Красноярске, Архангельске, Барнауле, Челябинске общим тиражом свыше семи миллионов экземпляров.
Большой успех принесла Носову, написанная в 1980 году, повесть «Усвятские шлемоносцы». Позже она вошла в одноимённый сборник рассказов и повестей. В этот период он работал в редакционной коллегии журнала «Роман-газета». С 1989 по 1992 год автор выпустил несколько книг для школьников. Среди них книга рассказов для младших классов «На дальней станции сойду», сборник рассказов для старших классов – «Красное вино победы».

У Евгения Носова была привычка кормить птиц, в особенности в морозные дни. И даже на своей могиле он просил высечь слова: «Покормите птиц».

Писатель умер 14 июня 2002 года в Курске в возрасте 77 лет.


2)Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». (5 слайд )Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце». 

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.



Учитель: О войне Е.И.Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, закончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю». (Е. Носов «Шопен, соната номер два»).

Живое пламя – рассказ впервые опубликован в «Литературной газете» 5 декабря 1957 года.


-Какому событию посвящен этот рассказ?  (ВОВ

-Образ какого цветка запечатлен в этом рассказе? (мак)                                         

   Учитель:   

Ситуация -вызов. 

 Сейчас давайте поразмышляем:   

  • 1.Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? (роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.) 

  • 2.Согласны ли вы с тем, что в определённой ситуации человек может,  не задумываясь,  пожертвовать своей жизнью ради других людей? 

  • 3.Согласны ли вы с тем, что  память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?

- Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений. 

     

 Осмысление. 

- Итак, мы сказали, что в центре рассказа образ цветка, мака 

-Как вы считаете, почему тётя Оля занималась разведением цветов?

 (Чтобы унять душевную боль.) 


- Почему же тётя Оля не любила  маки?(зачитать) 

(Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют… )

 

-Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит. 


- Как маки все-таки оказались на клумбе у т. Оли?(Автор бросил на клумбу несколько семян)

(«Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

— Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.»

 -Выразительно прочитайте описание клумбы  

. (Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих,  

тяжелых бутона). 


(..Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.  Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят! 

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия… )


-Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы? 

-Каким цветам автор уделяет особое внимание? 

-Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? 

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.) 


-Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? 

(Эпитеты, сравнения, метафоры) 

-Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.  

 

-Как показана недолгая красота маков? 

(..  Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто… )

 -Назовите глаголы, передающие действие маков. 

-Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли. 


-Как называется художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака ( градация). 


-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда произносим слова  «пламенели – осыпались – погасли»? О чем мы так говорим?( об огне, пламени) 

-Итак, читая здесь  о маках, вы вспоминаете огонь.

-Послушаем небольшое сообщение о маках.(Стас)


Сообщение учащегося  о маках: 

     Красный мак – символ Памяти.  

    О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.  

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени. 

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти. 

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак. 

 

-Вот такие цветы –маки-символ памяти. А т. Оле маки напоминали о ее сыне 

 

-Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля? 

-Как вы понимаете слова тёти Оли:

- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.  И у людей так бывает... 

 

-Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? 

Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика»).

-О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея? 

Учитель:

 (Маки цветут всего 3 дня, но с особой отдачей : ярко, незабываемо, что другие цветы– даже самые красивые– меркнут перед их цветением. Их цветение сравнивается с живым пламенем, даже используется автором особый глагол – пламенели).

– Что в этом отрывке вызывает грусть? Почему? (Когда отцветают маки, смерть Алексея.)

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка. Маки в рассказе ассоциируются с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.) 


– А что радует? (Процесс цветения , живое пламя; что человек принес пользу стране, оставил после себя хороший, яркий след– добрую память. Короткая жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита).

- Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? (Живое)

- Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов? 


( О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова.

Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, тихим утром, кустом сирени или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе) 


- Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”? 

  • Какие ассоциации вызывает у вас образ живого огня? ( ассоциируется с вечным огнем)  

  • Какова  же главная мысль рассказа Носова? (Память о людях, отдавших жизнь за жизнь других людей, во имя победы) 

Слово учителя. 

      Содержание рассказа  подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей.

 

      Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения.


И если в начале рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания 

 

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу», -написал Е. Носов в рассказе «Шопен, соната номер два»


Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе. 

И память о подвиге нашего народа священна. 

-Что нас привело к такому выводу? Что помогло понять идейное содержание рассказа? (Характеристика образов рассказа)


Вывод: Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит, не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая. (Е. Акимова)


Роль худож образов в произведении велика. Будучи тесно связаны, все они необходимы в построении художественного произведения. Всё это помогает нам писать сочинения.


Задание. - Откройте тетради и запишите темы сочинений:

1. «Почему важно помнить прошлое?»

2. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

(Напишите сочинение в формате итогового сочинения на одну из тем, взяв в качестве одного из литературных аргументов рассказ Е.Носова «Живое пламя», дома сочинение закончить. Это домашнее задание. Сейчас на уроке вы должны отразить 1 критерий сочинения, т.е.ответить на вопрос)


1. «Забвению не подлежит» 2.«Я и другие» 3.«Время перемен»

4.«Разговор с собой» 5. «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»



















Сообщение учащегося  о маках: 

     Красный мак – символ Памяти.  

    О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.  

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени. 

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти. 

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 















 

 

 

ТЕСТ по произведению Е. И. Носов.  "Живое  пламя". 

Начало формы 

  1. Жанр  произведения 

  1. очерк; 

  1. воспоминания; 

  1. рассказ 


  1. Название  произведения: 

  1. Определяет его тематику; 

  1. Метафорически воссоздает образ сына; 

  1. Указывает на источник авторского вдохновения; 

  1. В этом произведении звучат голоса: 

  1. одного персонажа; 

  1. нескольких; 

  1. двух 

  1. В основе сюжета произведения: 

  1. обычные бытовые сцены; 

  1. жизнь тети Оли; 

  1. короткая жизнь цветов. 

 



  1. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения: 

  1. взаимоотношения людей; 

  1. вечная память павшим в Великой Отечественной войне; 

  1. забота об окружающих людях. 

 



  1. В фразе: "Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью"- используется: 

  1. сравнение; 

  1. олицетворение; 

  1. метафора. 

 

  1. В произведении есть персонажи: 

  1. только положительные; 

  1. только отрицательные; 

  1. и положительные, и отрицательные 

 


  1. Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...",- тетя Оля имела в виду: 

  1. короткую жизнь мака; 

  1. красоту цветка; 

  1. судьбу сына. 

 

 


Ответы:  

1.с

2.в

3.с

4.с

5.в

6.в

7. а

8. С    

 

 












































5. Рефлексия 

-Продолжи предложение 

          для меня было важным и интересным на уроке… 

           после урока я поняла… 

           мне было трудно (мне не понравилось)… 

           мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо…. 

          я ещё хочу узнать… 

 








Мак в рассказе "Живое пламя" сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.
Основные проблемы рассказа "Живое пламя":
Что такое историческая память?
В чем заключается сходство человека с природой?
Почему нужно с пониманием относиться к людям?
Что такое героизм? И кого можно назвать героем?
«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два»











































Евгений Иванович Носов
(1925 – 2002)

Живое пламя[1]

       Рассказ

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. — Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

— Ну, какой из мака цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

— Что вы! — рассмеялся я. — Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

— Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

— Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

— Квасу налить? — предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. — Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

— Не мешает?

— Что вы!

— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

— Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!