Предмет: русский язык.
Класс: 6 «а»
Дата проведения урока:
Тема урока: описание места.
Ход урока:
Вспомним, что можно описать. Что является данным? Что новым?
Описание места
Д Вопрос Где? | Н Вопрос Что? Часть речи Наречие Существительное с предлогом существительное |
Работа с автобиографической повестью С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
Прочитайте текст. На что обращает внимание Сережа Багров? Почему?
Когда мы вошли в гостиную, то я был поражен не живописью на стенах, которой было немного, а золотыми рамами картин и богатым убранством этой комнаты… Какие были диваны, сколько было кресел, и все обитые шелковой синею материей! Какая огромная люстра висела посередине потолка! Какие большие куклы с подсвечниками в руках возвышались на каменных столбах по углам комнаты! Какие столы с бронзовыми решеточками, наборные из разноцветного дерева, стояли у боковых диванов! Какие на них были набраны птицы, звери и даже люди! Особенное же внимание мое обратили на себя широкие зеркала от потолка до полу, с приставленными к ним мраморными столиками, на которых стояли бронзовые подсвечники с хрустальными подвесками, называющиеся канделябрами. Сравнительно с домами, которые я видел и в которых жил, особенно с домом в Багрове, чурасовский дом должен был показаться мне, и показался, дворцом из Шехеразады.
Найдите в тексте «данное» и «новое». Какого типа текст? (описание местности) Докажите.
Физминутка
Работа в группах с деформированными текстами. (!! ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Предлагаю вам заглянуть в творческую мастерскую Аксакова и попробовать себя в роли писателя. В текстах необходимо вставить «новое».
1 группа
Флигель, в котором мы остановились, был точно так же прибран, как и в прошлом году. Точно так же рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той комнате, где мы спали. На другой картине так же лежали синие виноградные кисти в корзине, разрезанный красный арбуз с черными семечками на блюде и наливные яблоки на тарелке. Но я заметил перемену в себе: картины, которые мне так понравились в первый наш приезд, показались мне не так хороши.
2 группа
Мы въехали на широкий четвероугольный двор, посреди которого был устроен мраморный фонтан и солнечные часы: они были окружены широкими красивыми цветниками с песчаными дорожками. Великолепное крыльцо с фонарями, вазами и статуями и еще великолепнейшая лестница, посередине устланная коврами, обставленная оранжерейными деревьями и цветами, превзошли мои ожидания, и я из дворца английского лорда перелетел в очарованный замок Шехеразады.
3 группа
В самом деле, сад был великолепен: яблони, в бесчисленном количестве, обремененные всеми возможными породами спелых и поспевающих яблок, блиставших яркими красками, гнулись под их тяжестью; под многие ветви были подставлены подпорки, а некоторые были привязаны к стволу дерева, без чего они бы сломились от множества плодов.
Совпал ли ваш текст с авторским? (Если – нет)Почему? (Мы учимся, совершенствуемся, а писатель – профессионал, образец).
Дополнение нового материала.
Неправильные описания обычно выглядят так:
слишком много деталей;
слишком мало деталей.
В первом случае читатель пропускает описание и не получает нужной информации, а во втором — вообще не понимает, куда вы его завели.
Что нужно сделать, чтобы у вас получились яркие, емкие и, в то же время краткие описания, в которых нет ничего лишнего? Сегодня мы научимся тому, как описывать местность.
Вы должны следовать чувствам и ощущениям персонажа и записывать именно то, на что он обращает внимание в силу человеческих, животных или каких-то иных характеристик.
Что может присутствовать в описании?
Температура. Нашему персонажу как: холодно или жарко? Или он не чувствует дискомфорта?
Запахи. Тут чем-нибудь пахнет? Этот запах как-то характеризует данную местность?
Погода.
Освещение или время суток. Что у нас на заднем фоне? Утро? День? Вечер?
Такие вещи важны, потому что без них картинка не складывается, нет визуального образа.
Что видит читатель (герой? - вы)?
Когда герой приходит в новое место, он оглядывается по сторонам. А в тексте мы описываем не все подряд, а то, что бросается в глаза в первую очередь.
Допустим, у меня сейчас за спиной панорама города Лонг-Бич. Если я приду сюда, то что увижу? Небоскребы. Вот эти небоскребы я бы и описала в самом начале — потому что это естественно в данной ситуации.
Очередность элементов
Еще раз проговариваем порядок, в котором выстраиваются элементы описания:
Когда герой попадает в новое место, у него возникают некие телесные ощущения — описываем их.
После этого он обращает внимание на общую панораму. Что он видит? Что бросается ему в глаза?
Далее мы показываем, на чем он заостряет внимание (если вообще заостряет). Что именно привлекает его? Удивляет, возмущает, нравится — т.е. вызывает эмоциональный отклик.
Если следовать этому нехитрому плану, то все описания получаются краткими, емкими и естественными.
Пример описания. Вечером Джек заглянул в бар «Старый боцман». В небольшой нетопленой зале было не протолкнуться — по пятницам у британских матросов было получка, и они пропивали ее в компании драчливых грузчиков и взлохмаченных юнг с жадными глазами.
Разбираем подробнее: Бар «Старый боцман» — указание на то, куда именно попал герой. В небольшой нетопленой зале было не протолкнуться — ощущения и «панорамный взгляд». Британские матросы и пр. — это детали, которые бросились в глаза герою.
ДЗ: Описание улицы вашего детства.
Прочитайте текст. На что обращает внимание Сережа Багров? Почему?
Когда мы вошли в гостиную, то я был поражен не живописью на стенах, которой было немного, а золотыми рамами картин и богатым убранством этой комнаты… Какие были диваны, сколько было кресел, и все обитые шелковой синею материей! Какая огромная люстра висела посередине потолка! Какие большие куклы с подсвечниками в руках возвышались на каменных столбах по углам комнаты! Какие столы с бронзовыми решеточками, наборные из разноцветного дерева, стояли у боковых диванов! Какие на них были набраны птицы, звери и даже люди! Особенное же внимание мое обратили на себя широкие зеркала от потолка до полу, с приставленными к ним мраморными столиками, на которых стояли бронзовые подсвечники с хрустальными подвесками, называющиеся канделябрами. Сравнительно с домами, которые я видел и в которых жил, особенно с домом в Багрове, чурасовский дом должен был показаться мне, и показался, дворцом из Шехеразады.
Приложение 2
1 группа
Флигель, в котором мы остановились, был точно так же прибран, как и в прошлом году. Точно так же ………………… грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той ………………, где мы спали. На другой картине так же лежали синие виноградные кисти в корзине, разрезанный красный …………….. с черными семечками на блюде и наливные …………….. на тарелке. Но я заметил перемену в себе: картины, которые мне так понравились в первый наш приезд, показались мне не так хороши.
Приложение 2
2 группа
Мы въехали на широкий четвероугольный двор, посреди которого был устроен мраморный фонтан и солнечные ……………: они были окружены широкими красивыми ……………… с песчаными …………….. Великолепное ………… с фонарями, вазами и статуями и еще великолепнейшая ………….., посередине устланная коврами, обставленная оранжерейными деревьями и цветами, превзошли мои ожидания, и я из дворца английского лорда перелетел в очарованный замок Шехеразады.
Приложение 2
3 группа
В самом деле, сад был великолепен: ……………….., в бесчисленном количестве, обремененные всеми возможными породами спелых и поспевающих ………………., блиставших яркими красками, гнулись под их …………………; под многие ветви были подставлены …………………, а некоторые были привязаны к стволу дерева, без чего они бы сломились от множества ……………… .