СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 6 классе "Описание места".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 6 классе помогает выделить главное, сделать  текст с описанием места не только грамотным, но и интересным.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 6 классе "Описание места".»

Предмет: русский язык.

Класс: 6 «а»

Дата проведения урока:

Тема урока: описание места.


Ход урока:

Вспомним, что можно описать. Что является данным? Что новым?


Описание места

Д

Вопрос

Где?


Н

Вопрос

Что?

Часть речи

Наречие

Существительное с предлогом

существительное



  1. Работа с автобиографической повестью С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». 

Прочитайте текст. На что обращает внимание Сережа Багров? Почему?


Когда мы вошли в гостиную, то я был поражен не живописью на стенах, которой было немного, а золотыми рамами картин и богатым убранством этой комнаты… Какие были диваны, сколько было кресел, и все обитые шелковой синею материей! Какая огромная люстра висела посередине потолка! Какие большие куклы с подсвечниками в руках возвышались на каменных столбах по углам комнаты! Какие столы с бронзовыми решеточками, наборные из разноцветного дерева, стояли у боковых диванов! Какие на них были набраны птицы, звери и даже люди! Особенное же внимание мое обратили на себя широкие зеркала от потолка до полу, с приставленными к ним мраморными столиками, на которых стояли бронзовые подсвечники с хрустальными подвесками, называющиеся канделябрами. Сравнительно с домами, которые я видел и в которых жил, особенно с домом в Багрове, чурасовский дом должен был показаться мне, и показался, дворцом из Шехеразады.


Найдите в тексте «данное» и «новое». Какого типа текст? (описание местности) Докажите.


  1. Физминутка


  1. Работа в группах с деформированными текстами.  (!! ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Предлагаю вам заглянуть в творческую мастерскую Аксакова и попробовать себя в роли писателя. В текстах необходимо вставить «новое».

1 группа

Флигель, в котором мы остановились, был точно так же прибран, как и в прошлом году. Точно так же рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той комнате, где мы спали. На другой картине так же лежали синие виноградные кисти в корзине, разрезанный красный арбуз с черными семечками на блюде и наливные яблоки на тарелке. Но я заметил перемену в себе: картины, которые мне так понравились в первый наш приезд, показались мне не так хороши.


2 группа

Мы въехали на широкий четвероугольный двор, посреди которого был устроен мраморный фонтан и солнечные часы: они были окружены широкими красивыми цветниками с песчаными дорожками. Великолепное крыльцо с фонарями, вазами и статуями и еще великолепнейшая лестница, посередине устланная коврами, обставленная оранжерейными деревьями и цветами, превзошли мои ожидания, и я из дворца английского лорда перелетел в очарованный замок Шехеразады

3 группа

В самом деле, сад был великолепен: яблони, в бесчисленном количестве, обремененные всеми возможными породами спелых и поспевающих яблок, блиставших яркими красками, гнулись под их тяжестью; под многие ветви были подставлены подпорки, а некоторые были привязаны к стволу дерева, без чего они бы сломились от множества плодов.

Совпал ли ваш текст с авторским? (Если – нет)Почему? (Мы учимся, совершенствуемся, а писатель – профессионал, образец).



  1. Дополнение нового материала.

Неправильные описания обычно выглядят так:

  • слишком много деталей;

  • слишком мало деталей.

В первом случае читатель пропускает описание и не получает нужной информации, а во втором — вообще не понимает, куда вы его завели.

Что нужно сделать, чтобы у вас получились яркие, емкие и, в то же время краткие описания, в которых нет ничего лишнего? Сегодня мы научимся тому, как описывать местность.

Вы должны следовать чувствам и ощущениям персонажа и записывать именно то, на что он обращает внимание в силу человеческих, животных или каких-то иных характеристик.

Что может присутствовать в описании?

Температура. Нашему персонажу как: холодно или жарко? Или он не чувствует дискомфорта?

Запахи. Тут чем-нибудь пахнет? Этот запах как-то характеризует данную местность?

Погода.

Освещение или время суток. Что у нас на заднем фоне? Утро? День? Вечер?

Такие вещи важны, потому что без них картинка не складывается, нет визуального образа.

Что видит читатель (герой? - вы)?

Когда герой приходит в новое место, он оглядывается по сторонам. А в тексте мы описываем не все подряд, а то, что бросается в глаза в первую очередь.

Допустим, у меня сейчас за спиной панорама города Лонг-Бич. Если я приду сюда, то что увижу? Небоскребы. Вот эти небоскребы я бы и описала в самом начале — потому что это естественно в данной ситуации.

Очередность элементов

Еще раз проговариваем порядок, в котором выстраиваются элементы описания:

Когда герой попадает в новое место, у него возникают некие телесные ощущения — описываем их.

После этого он обращает внимание на общую панораму. Что он видит? Что бросается ему в глаза?

Далее мы показываем, на чем он заостряет внимание (если вообще заостряет). Что именно привлекает его? Удивляет, возмущает, нравится — т.е. вызывает эмоциональный отклик.

Если следовать этому нехитрому плану, то все описания получаются краткими, емкими и естественными.

Пример описания. Вечером Джек заглянул в бар «Старый боцман». В небольшой нетопленой зале было не протолкнуться — по пятницам у британских матросов было получка, и они пропивали ее в компании драчливых грузчиков и взлохмаченных юнг с жадными глазами.

Разбираем подробнее: Бар «Старый боцман» — указание на то, куда именно попал герой. В небольшой нетопленой зале было не протолкнуться — ощущения и «панорамный взгляд». Британские матросы и пр. — это детали, которые бросились в глаза герою.

ДЗ: Описание улицы вашего детства.

Прочитайте текст. На что обращает внимание Сережа Багров? Почему?


Когда мы вошли в гостиную, то я был поражен не живописью на стенах, которой было немного, а золотыми рамами картин и богатым убранством этой комнаты… Какие были диваны, сколько было кресел, и все обитые шелковой синею материей! Какая огромная люстра висела посередине потолка! Какие большие куклы с подсвечниками в руках возвышались на каменных столбах по углам комнаты! Какие столы с бронзовыми решеточками, наборные из разноцветного дерева, стояли у боковых диванов! Какие на них были набраны птицы, звери и даже люди! Особенное же внимание мое обратили на себя широкие зеркала от потолка до полу, с приставленными к ним мраморными столиками, на которых стояли бронзовые подсвечники с хрустальными подвесками, называющиеся канделябрами. Сравнительно с домами, которые я видел и в которых жил, особенно с домом в Багрове, чурасовский дом должен был показаться мне, и показался, дворцом из Шехеразады.



Приложение 2

1 группа

Флигель, в котором мы остановились, был точно так же прибран, как и в прошлом году. Точно так же ………………… грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той ………………, где мы спали. На другой картине так же лежали синие виноградные кисти в корзине, разрезанный красный …………….. с черными семечками на блюде и наливные …………….. на тарелке. Но я заметил перемену в себе: картины, которые мне так понравились в первый наш приезд, показались мне не так хороши.

 


Приложение 2

2 группа

Мы въехали на широкий четвероугольный двор, посреди которого был устроен мраморный фонтан и солнечные ……………: они были окружены широкими красивыми ……………… с песчаными …………….. Великолепное ………… с фонарями, вазами и статуями и еще великолепнейшая ………….., посередине устланная коврами, обставленная оранжерейными деревьями и цветами, превзошли мои ожидания, и я из дворца английского лорда перелетел в очарованный замок Шехеразады. 





Приложение 2

3 группа


В самом деле, сад был великолепен: ……………….., в бесчисленном количестве, обремененные всеми возможными породами спелых и поспевающих ………………., блиставших яркими красками, гнулись под их …………………; под многие ветви были подставлены …………………, а некоторые были привязаны к стволу дерева, без чего они бы сломились от множества ……………… .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!