СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – размышление «Подумаем вместе» Урок литературы в 11 классе по творчеству М. Зощенко.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Познакомиться с творчеством писателя 20 века М.М Зощенко;

 Определить тематику и проблематику рассказов писателя

 Развивать умения целостного и сравнительного анализа художественного    произведения в единстве содержания и формы, умения грамотно и аргументи­рованно выражать собственную точку зрения.

Оборудование: Портрет писателя,  компьютер,  проектор, конверт с заданиями,  памятки,  справочни­ки, словари,  литературные произведения.

Методы работы: Слово учителя, беседа, самостоятельная работа в группах (лингвистический эксперимент, сопоставительный анализ произведений, работа со словарём, текстом произведений), творческая работа.

Просмотр содержимого документа
«Урок – размышление «Подумаем вместе» Урок литературы в 11 классе по творчеству М. Зощенко.»

Урок – размышление «Подумаем вместе»

Урок литературы в 11 классе по творчеству М. Зощенко.

Цели: Познакомиться с творчеством писателя 20 века М.М Зощенко;

Определить тематику и проблематику рассказов писателя

Развивать умения целостного и сравнительного анализа художественного произведения в единстве содержания и формы, умения грамотно и аргументи­рованно выражать собственную точку зрения.

Оборудование: Портрет писателя, компьютер, проектор, конверт с заданиями, памятки, справочни­ки, словари, литературные произведения.

Методы работы: Слово учителя, беседа, самостоятельная работа в группах (лингвистический эксперимент, сопоставительный анализ произведений, работа со словарём, текстом произведений), творческая работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    Рапорт дежурного.

  2. Подступ к теме.

- Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски
замечательного человека. И это так.

- Посмотрите на доску. Перед вами ассоциативный ряд.
1895 год. Полтава.

1927 год. Санкт-Петербург, журнал «Бегемот», рассказ «Приключение обезьяны».

1946 год.

1953 год. Журнал «Крокодил», «Огонёк».

- С именем какого человека связана данная запись и иллюстрации к рассказам и
повестям? (показ иллюстраций из произведений Зощенко через проектор)

  • А фамилия Зощенко - какие ассоциации вызывает?

  • Ребята, скажите, чем отличается сатира от юмора?

  • Мы будем говорить о серьёзном юморе, так как сатира не отделима от юмора.

  • Итак, мы с вами определили тему урока.

- Давайте вспомним, как связаны даты с жизнью этого человека? Запишите тему и
эпиграф. Эпиграфом послужат слова самого писателя: «Почти двадцать лет взрослые
считали, что я писал для их забавы, а я для забавы никогда не писал».

  • Помните, Куприн писал, что «лишнее для читателя путаться в мелочах жизни писателей,
    ибо это любопытство вредно, мелочно и пошло». Вспоминается ещё одно высказывание:
    «Человека судят по делам его».

  • Каким же было основное занятие, дело М. Зощенко?

  • Верно, хотя писатель сам признавался, это самая трудная профессия из двенадцати,
    которые он знал. Вот и мы сегодня будем говорить не о самом писателе, а о его
    творческом своеобразии.

- Высокую оценку Зощенко дал В. Маяковский, который назвал писателя «самым
большим и самым популярным».

  • Кто же прав: те, кто считает, что Зощенко писал для забавы или Маяковский? Давайте
    разберёмся.

  • Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос?


  1. Проанализировать произведения Зощенко.

  2. Определить языковое своеобразие рассказов.

  3. Сформулировать темы сатирических произведений Зощенко.

- Верно, вы назвали задачи урока.
Инструктаж.

Мне сегодня понадобятся специалисты трёх наук.

1. Аналитики, то есть ученые, которые будут работать над сравнительным анализом произведений разных авторов, а затем дадут ответ на вопрос: Чьи традиции продолжает М. Зощенко в своем сатирическом творчестве?


Карточка.

а) Прочитать и проанализировать рассказ М. Зощенко «Галоша» и А.П. Чехова «Толстый
и тонкий», определить тему и идею произведений, найти общее и различия.

б) Кто из писателей XIX века обращался в своём творчестве к этой же теме? Что нового в
данной теме вы увидели в творчестве Зощенко?

2. Лингвисты (филологи), которые рассмотрят произведения Зощенко с точки зрения
синтаксического, стилистического, языкового оформления и сделают вывод: В чем
заключается своеобразие сатирических рассказов писателя?

Карточка.

а) Зощенко в рассказах использует сказовую форму. Как вы это понимаете?

б) «Михаил Зощенко великий юморист, рассказы которого поражают сочным,
народным, собирательным языком,» - утверждают исследователи. Докажите это
примерами из рассказа «Аристократка».

3. Литературоведы, которые проведут эксперимент над стилистическими особенностями
рассказов Зощенко, и, выполнив ряд заданий, ответят на вопрос: Против чего направлено
перо писателя-сатирика М. Зощенко?

Карточка.

а) Дать определение бюрократической системы и обывательщины. Найти черты этих
явлений в сатирических рассказах М. Зощенко. («Баня»).

б) Вспомните, что такое такое форма и содержание. Проведите эксперимент. Представьте,
что вы владеете только литературным языком. Переведите текст рассказа М. Зощенко на
литературный язык. Сделайте вывод: что вызывает смех в рассказах сатирика?

в) Каковы темы сатирических произведений Зощенко?

- Все эти вопросы помогут группам ответить на проблемный вопрос.

III. Выбор заданий.

- Выберите каждая группа себе конверт с заданием. В каждой группе есть консультант,
который распределит задания между членами группы. Несколько человек получают
индивидуальные задания для работы со справочной литературой. Время работы - семь
минут. Все необходимые учебники, художественная литература, справочники лежат у вас
на партах.

Инструктаж.

- У каждой группы на столе лежит памятка, по которой вы будете оценивать группы.
Ребята, которым не будет предоставлено слово, тезисно запишите ответы своих
товарищей в тетрадь и сдайте в конце урока. Не забывайте фиксировать себе ответы
других групп, чтобы у вас сложилось целостная картина своеобразия зощенковского
стиля. По ходу обсуждения вопросов возможны дополнения других групп.

  1. Самостоятельная работа (выполняется под музыку).

  2. Отчет групп.
    Предполагаемый ответ группы №1.

Зощенко был верным последователем гоголевского направления в русской литературе. Если внимательно вслушаться в его смех, нетрудно уловить, что беззаботно шутливые нотки являются лишь фоном для нот боли и горечи. Стиль многих рассказов М. Зощенко напоминает чеховский стиль - лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Зощенко высмеивает те же пороки. (Дети приводят примеры из текстов).


Предполагаемый ответ группы №2.

Язык Зощенко неизвестный литературе, а потому не имевший своего правописания язык. Это язык вокзалов и площадей, рынков и коммунальных домов. Он был груб, неуклюж, бестолков, но он существовал. Живой, непридуманный, сам собой сложившийся. (Дети приводят примеры из текстов). Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя всё самое характерное, всё самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом концентрированном виде вышел на страницы рассказов. Тогда-то он и стал неповторимым языком народного писателя. Собирательный язык - это особенность,

характерная только для сатирических произведений Зощенко, именно он обратил внимание на собирательный тип «человека толпы» с уличной культурой. Предполагаемый ответ группы №3.

Зощенко в своих произведениях показал, что люди равнодушны друг к другу; их поступками управляют зависть, злоба и другие негативные чувства, то есть люди поставлены в такие условия, что вынуждены приспосабливаться путём различных ухищрений, порой заключая сделки с собственной совестью и даже забывая про неё. Его рассказы направлены против пошлости героев, их мелочности, жестокости, трусости, равнодушия и подозрения. Именно эти обывательские черты не дают покоя М. Зощенко, так как за словесным юмором скрывалась трагическая сущность действительности. Герой Зощенко вызывает сочувствие, в основе которого -- стремление пробудить в людях чувство человеческого достоинства. (Дети приводят примеры из текстов).

VI. Взаимоконтроль.

  • Вы получили полный ответ?

  • На ваш взгляд, вопрос освещен достаточно глубоко?

  • Как вы оцените работу группы?

VII. Социализация.

- А если взять наше время, начало XXI века, можно провести параллель со временем
Зощенко?

Слово учителя: Действительно, то же равнодушие, та же злоба, зависть, которые разъедают души. Та же бюрократическая волокита и нежелание системы слышать отдельную личность. Может быть вам, ребята, в дальнейшем придется решать эти проблемы, так как время идёт, а пороки, о которых говорит Зощенко и с которыми пытается бороться, пока живы.

VIII. Итог урока.

- А теперь пришло время вернуться к нашему проблемному вопросу: Кто же Михаил
Зощенко - человек, который писал для забавы, или серьёзный «большой и популярный
писатель»?

(Зощенко - серьёзный писатель, так как он продолжал традиции, внося что-то своё. Его произведения маленькие по объёму, интересные по сюжету. Он использует простой язык, сказовую форму, выбирая героя-полуинтеллигента. В своём творчестве он показывает острые социальные проблемы и пытается с ними бороться).

Слово учителя: М. Зощенко сумел показать своими произведениями пошлые навыки, черствость человеческих отношений и другие человеческие недостатки для того, чтобы человек увидел их и захотел стать лучше. Об этом в своё время говорил А.П. Чехов: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажите ему, каков он есть». Продолжая традиции русской сатиры, Зощенко актуален для своего и нашего времени, так как объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались. Мы с вами продолжим разговор о своеобразии сатиры XX века на следующих уроках, когда будем освещать творчество М. Булгакова.

IX. Рефлексия.

- Урок сегодня мы начали с ассоциации, которые связаны у вас с фамилией Зощенко.
Давайте посмотрим, что же изменилось, что вы хотели бы добавить. Итак, составьте
«ассоциативный ряд» к слову Зощенко.

X. Оценки.

XI. Домашнее задание.
(Выбрать задание по силам).

  1. Определить тему и идею одного рассказа Зощенко, выбор обосновать.

  2. Кроме этого, указать языковые, стилистические, синтаксические особенности.

  3. А также провести параллель с сегодняшней действительностью.

Тема внеклассного занятия для учащихся 9-11 классов «О письмах»

(тема формулируется учениками).

Задачи урока.

  1. Образовательные:

- познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных ре­чевых жанров; дать характеристику письма как текста;

- научить составлять текст письма.

2. Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся, художественное и образное мышление, речь, навыки грамотного письма.

3. Воспитательные:

- воспитывать положительную мо­тивацию к написанию письма, потребность в обще­нии.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя

- А теперь послушайте небольшой текст (текст рассказа А.П.Чехова «Ванька» проектируется на доске)

…»Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем (ремнём) за то, что я качал ихнего ребятёнка влюльке и по нечаянности заснул…Приезжай, милый дедушка. Христом богом тебя молю, возьми меня отседа… А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай» Адрес: На деревню дедушке. Константину Макарычу.

- Что это? Докажите, что это письмо.

3. Мотивация.

(В класс входит почтальон Печкин, раздает ребятам письма).

- Ребята, вам нравится получать письма?

- Вы любите отвечать на них? (Не всегда; не знаем, что и как написать.)

- Все письма бывают одинаковыми?(Письма бывают разными по содержанию, объему.)

- Сколько у нас мнений? Почему?

-Какие у вас возникают вопросы?
(Какие бывают письма? Как надо пи­сать письма? Что такое письмо?)

Вопросы записываются на доску.

4. Объявление темы урока.

- Сформулируем тему урока (окон­чательный вариант темы записывается на доску и в тетрадь).

- Какую роль играет письмо в жиз­ни человека? (Сообщает информацию, в нем обмениваются впечатлениями, благодарят, просят о чем-нибудь)

-На Руси письмо называли грамо­той, уведомлением, сообщением на бу­маге, беседой, посылаемой от одного лица к другому, листом. С древности существует загадка, отгадайте её: «Маком по белой земле посыпа­но, далеко вожено, а куда пришло, там взошло». (Письмо.)

- От кого вы получили письмо? Как называют отправителя?

Словарная работа (слова написа­ны на доске). Адресант - отправитель.

- А кем вы будете, получив письмо?
Адресат - получатель.


Характеристика письма

Адресат

Адресант

Информация

Коммуникативная задача

Официальный -неофициальный

Знакомый -малознакомый -незнакомый

Официальный -неофициальный

Деловая или неделовая, личная

Сообщить, поблагодарить, поздравить, поделиться чувства­ми, впечатлениями


Структурные части

Содержание

Приветствие и обращение

Вступление

Основная часть

Заключение

Подпись и дата

Название лица, кому адресовано письмо. Извинения по поводу долгого молчания, любезности, пожелания, общие вопросы. Информация, интересующая адресата. Прощание, выражение уважения, любви и почтения.


(Слова записываются в таблицу, которая заполняется по ходу занятия).

- А теперь вернёмся к нашему тексту.

- Все ли необходимые части есть в письме?

- Сможет ли получить это послание дедушка? Почему?

- А теперь откройте письма, полученные от почтальона Печкина, и проч­тите. О чем в них говорится? (Письмо другу, распоряжение, просьба, поздрав­ление.)

- Какого характера полученная ва­ми информация? (Деловая или недело­вая, т.е. личная.)

- Кто автор писем? (Друг, директор школы, глава сельского поселения)

- Ваш адресант - официальное или неофициальное лицо? Знакомое или
незнакомое (малознакомое)?

- А мы как адресаты можем быть официальными лицами? В какой ситу­ации? (Просьба о чем-либо к незнако­мому лицу, благодарность малознако­мым людям и т.п.)

5.Самостоятельная работа (прием «Инсерт»)

- Прежде чем начать изучение данной темы, вспомним, что мы знаем о письмах. Работаем в группах. У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите всё, что вы знаете об этом или свои ассоциации с этим словом. Работаем самостоятельно каждый. А затем обсудите в группе.

- Теперь составим таблицу, состоящую из трёх колонок.

Знаю

Узнал новое

Хочу знать




Заполняем первую колонку. Каждая группа зачитывает свои записи по данной схеме, остальные дописывают то, что не было названо.

6. Инструктаж

- На партах у вас лежит теоретический материал по теме «Письма деловые и неделовые». Ваша задача:

1. Изучить его, поработав самостоятельно с карандашом в руках. Внимательно читая предложенный текст, делайте пометки:

«V» - знаю;

« !»- думал иначе;

«?» - не понял, хочу знать.

2. Обсудите в группе свои пометки, заполните пустые колонки таблицы.

3. Прочитайте, что вы узнали нового (представитель одной группы зачитывает, все остальные группы внимательно слушают, затем добавляют, не повторяя, что-то из своих записей).

4. А теперь зачитайте, что вы поместили в третью колонку «Хочу знать».

- Все интересующие вас сведения мы узнаем на сегодняшнем и следующем уроке, который будет посвящен теме «Учимся писать письмо».



Теоретический материал для учеников.

Этот жанр развился из бытовой переписки и называется эпистолярный. В художественной литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приёмом.

Форма писем или посланий (эпистол) позволяет героям в непринуждённой, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

Форма письма используется в романах, в публицистике (открытое письмо), в критике.

Памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре:

- формулируется тема;

- определяются «герои», авторы переписки;

- ведется повествование от имени автора письма, выражаются его мысли, взгляды, впечатления;

- выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора письма).

Кроме эпистолярного жанра художественной литературы существует современные деловые письма, различающиеся по функциональному признаку, по аспектам(письмо-напоминание, гарантийное письмо, письмо-подтверждение, сопроводительное письмо), деловая и коммерческая корреспонденция: письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо-рекламация, информационное письмо, письмо-предупреждение, сопроводительное письмо.

Деловые письма можно разделить:

- на констатирующие свершившийся факт;

- предваряющие возможность этого свершения.

7. Закрепление.

- Сейчас вам предстоит поработать в группах. Ваша задача: определить вид делового письма.

Задания для групп:

1. Сообщаем вам, что просьба о предоставлении помещения для оборудования офиса удовлетворена быть не может.

Директор П.М.Иванова


2.Уважаемый Илья Ильич!

Комбинат готов принять Вас на работу по специальности рабочий литейного цеха с окладом, составляющим 15 минимальных зарплат Республики Беларусь.

Директор Н.Г.Красник


3.Уважаемый Константин Николаевич!

Институтом в декабре 2010 года планируется проведение научно-практического семинара на тему «Борьба с хищениями ценных документов в архивах».

Сведения об участии в семинаре присылайте на адрес института до 13.08. 2009.

Искренне надеемся на Ваше участие.

Директор И.И.Петров


Ответы: 1-письмо-извещение; 2- гарантийное письмо; 3-информационное письмо.


Вывод (по таблице): письма быва­ют официальные и неофициальные, поздравительные, благодарственные, письма-приглашения, деловые и не­деловые, от знакомых или незнакомых (малознакомых) лиц.

8. Закрепление.

- Ребята, вспомните и назовите структурные части текста. (Вступле­ние, основная часть, заключение.)

- А теперь вернёмся к нашему тексту, с которым мы познакомились в начале урока.

«…Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо…»

- Теперь найдем и обозначим струк­турные части в письме.

- Что необходимо, чтобы письмо нашло своего адресата? (написать правильно адрес)

9. Групповая работа.

- Каждая группа получает задание на­писать письмо, используя слова-опо­ры: личное письмо, письмо-просьбу, письмо-поздравление, благодарствен­ное письмо.

- Давайте зачитаем свои работы и оценим.(Зачитываются письма, дается их характеристи­ка, называются структурные части и их содержание).

10. Вывод по уроку.

- Ребята, теперь вы знаете виды пи­сем; назовите их. Научились писать письма? Не забывайте, что речь должна быть грамотной и устная и письменная.

- Работы вам понравились? Я надеюсь, что все вы теперь умеете писать письма.

Учащиеся обмениваются впечатле­ниями.

11. Домашнее задание.

-Написать письмо своей семье, Президенту, другу, учителю, ветерану войны, солдату Рос­сийской армии (по выбору).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!