СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Растительный мир России" 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан согласно модульной технологии. Урок самостоятельного изучения. Групповая форма работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Растительный мир России" 8 класс»

Автор-составитель: учитель географии г. Липецка Торшина Елена Анатольевна

Урок №33 (1).

Тема: Растительный мир России.

УЭ-0: знать факторы, влияющие на растительность, зональные и азональные типы растительности,

уметь работать с различными источниками географической информации.

Оборудование: карта растительности России, атласы, гербарии растений различных природных зон.

Тип урока: урок самостоятельного изучения.


Ход урока:

УЭ-1.

Цель: мотивация учащихся, определение темы и задач урока.

  1. По какому плану изучаем природу России?

  2. Какие элементы природы уже изучили?

  3. Что еще предстоит изучить?

  4. О чем пойдет речь в новом модуле?

  5. Что нового узнаем?

  6. Чему научимся?

  7. С чего начнем изучение модуля?

  8. Сформулируйте тему урока.

  9. что нового узнаем на уроке?

  10. Чему научимся?

Запись темы урока на доске и в тетрадях.


УЭ – 2.

Цель: знать факторы, влияющие на растительность,

уметь работать с различными источниками географической информации.

  1. Каково значение растительности?

  2. Как существуют растения изолированно или в растительных сообществах?

  3. Что такое растительное сообщество?

  4. Однообразен ли растительный покров на территории России? Почему?

  5. Какие климатические показатели особенно важны для растений?

  6. Какие еще факторы влияют на растительность?

Факторы, влияющие на растительность:

    • климат (тепло и влага)

    • грунтовые воды

    • почвы

    • рельеф (высотная поясность)

    • деятельность человека

  1. На какой карте можно найти информацию о растительности России?

  2. Какими условными обозначениями показаны типы растительности?

  3. Перечислите основные растительные сообщества.

  4. Какой закономерности подчиняется смена растительных сообществ на равнинах, например, на Русской равнине?

  5. А в горах?


УЭ – 3.

Цель: знать зональные и азональные типы растительности,

уметь работать с различными источниками географической информации.

  1. Назовите зональные типы растительности.

  2. Какие типы растительности являются азональными?


Организуется работа класса в группах на 10 мин, затем отчет, весь класс заполняет таблицу «Типы растительных сообществ» по ответам участников групп




Модульная программа «Растительный и животный мир России».

Урок «Растительный мир России».

1 группа.

Составьте характеристику зоны тундр России, прочитав текст учебника стр.150. Рассмотрите гербарии, изучите карту растительности России и ответьте на вопросы:

  1. Где в России преобладает тундровая растительность? Покажите на карте.

  2. Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?

  3. Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при ответе продемонстрируйте классу.

  4. Какие приспособления имеют растения тундр (листья, корни, однолетние, многолетние)? Почему?

  5. Заполните графу «тундра» в таблице «Типы растительных сообществ России».


Таблица «Типы растительных сообществ России».

Растительное сообщество

Условия формирования

Общий вид

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

тундра





хвойные леса





широколиственные леса





степи





пустыни







Модульная программа «Растительный и животный мир России».

Урок «Растительный мир России».

2 группа.

Составьте характеристику лесной зоны России, прочитав текст учебника стр.150 – 151, рис. 67. Рассмотрите гербарии, изучите карту растительности России и ответьте на вопросы:

  1. Где в России преобладает лесная растительность? Покажите на карте.

  2. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах?

  3. Каковы условия формирования растительного сообщества лесов?

  4. Рассмотрите по гербарию виды растений лесов. Определите общие черты растительности лесов, назовите их виды и при ответе продемонстрируйте классу.

  5. Какие приспособления имеют растения лесов? Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое?

  6. Почему в самом суровом резко континентальном климате Восточной Сибири растет в лесах только лиственница? Почему лиственница сбрасывает хвою на зиму?

  7. Заполните графы «хвойные и широколиственные леса» в таблице «Типы растительных сообществ России».


Таблица «Типы растительных сообществ России».

Растительное сообщество

Условия формирования

Общий вид

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

тундра





хвойные леса





широколиственные леса





степь





пустыня









Модульная программа «Растительный и животный мир России».

Урок «Растительный мир России».

3 группа.

Составьте характеристику зоны степей России, прочитав текст учебника стр.152. Рассмотрите гербарии, изучите карту растительности России и ответьте на вопросы:

  1. Где в России преобладает степная растительность? Покажите на карте.

  2. Каковы условия формирования растительного сообщества степей?

  3. Рассмотрите по гербарию виды растений степей, назовите их и при ответе продемонстрируйте классу.

  4. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды? Почему степи зеленеют лишь ранней весной?

  5. Почему в степях не растут деревья?

  6. Заполните графу «степи» в таблице «Типы растительных сообществ России».


Таблица «Типы растительных сообществ России».

Растительное сообщество

Условия формирования

Общий вид

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

тундра





хвойные леса





широколиственные леса





степи





пустыни









Модульная программа «Растительный и животный мир России».

Урок «Растительный мир России».

4 группа.

Составьте характеристику зоны пустынь России, прочитав текст учебника стр.152. Рассмотрите гербарии, изучите карту растительности России и ответьте на вопросы:

  1. Найдите на карте и покажите территории, занятые пустынями и полупустынями.

  2. Каковы условия формирования растительного сообщества пустынь?

  3. Рассмотрите по гербарию виды растений пустыни, назовите их и при ответе продемонстрируйте классу.

  4. Какие приспособления имеют растения пустынь к условиям скудного увлажнения? Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?

  5. Заполните графу «пустыни» в таблице «Типы растительных сообществ России».


Таблица «Типы растительных сообществ России».

Растительное сообщество

Условия формирования

Общий вид

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

тундра





хвойные леса





широколиственные леса





степь





пустыня











Модульная программа «Растительный и животный мир России».

Урок «Растительный мир России».

5 группа.

Составьте характеристику азональных растительных сообществ, прочитав текст учебника стр.152 – 153 и ответьте на вопросы:

  1. Что такое луга? В каких природных зонах встречаются?

  2. Дайте характеристику луговой растительности.

  3. Что такое болото? Где встречаются? Каковы условия формирования?

  4. Заполните таблицу «Азональные растительные сообщества».


Таблица «Азональные растительные сообщества».

Азональные растит. сообщества

Что это такое?

Где встречаются?

Типичные растения

луга




болота







УЭ – 4.

Цель: подвести итоги и определить домашнее задание.

Домашнее задание: «3» - &25 стр. 149 – 153, вопросы 1, 2 стр. 154,

«4» - кроссворд «Растительный мир России»

«5» - сообщения «Северный олень», «Верблюд», «Медведь», «Степной орел».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!