СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок производственного обучения по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме "Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Образовательная - сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основного двигателя.

Воспитательная - воспитывать интерес к профессии тракторист, добросовестность, ответственность и культуру труда.

Развивающая - развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминалогию.

Просмотр содержимого документа
«Урок производственного обучения по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме "Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей"»

Урок производственного обучения по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме "Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей"





Время выполнения: 2 часа.

Цели урока:

Образовательная: сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основного двигателей.

Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда.

Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.

Тип урока: изучение трудовых приемов

Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный

Материально техническое оснащение урока:

Трактор МТЗ-82, трактородром, инструкционно-технологическая карта, учебно-путевой лист, комплект инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка.

Межпредметная связь: ПДД, устройство, эксплуатация трактора.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 15 мин

  1. Медицинский осмотр.

  2. Проверка состояния спецодежды.

  3. Заполнение путевого листа.

II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Инструктаж по технике безопасности.

  3. Показ проведения ЕТО (проводит мастер п/о, обучающийся следит за проведением ЕТО по инструкционной карте “Порядок проведения ЕТО”)

  4. Показ и демонстрация упражнения:

  • показ правильного расположения тракториста в кабине и правильного расположения рук на рулевом колесе;

  • ознакомление с органами управления трактора, педалями и контрольно-измерительными приборами, подробное разъяснение их назначения;

  • демонстрация приемов пользования рычагами гидросистемы;

  • демонстрация приемов пользования рычагом переключения передач;

  • показ расположения заправочных емкостей в тракторе;

  • объяснение и показ приемов пуска основного и пускового двигателей;

  • .

III. ТЕКУЩИТЙ ИНСТРУКТАЖ – 45 мин

Обучающийся самостоятельно, по учебнику знакомятся с порядком поведения ЕТО, с расположением органов управления колесного трактора МТЗ-82, панелью контрольно-измерительных приборов, пуском двигателя.

После ознакомления мастер указкой показывает на органы управления и основные узлы трактора, а обучающийся называет правильное наименование и назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов, а также называет единицы измерения контрольных показаний (при необходимости заправочные емкости и контрольные показания). Обучающийся самостоятельно повторяет порядок поведения ЕТО. Затем отрабатывает упражнение по пуску двигателя.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин

  1. Самоанализ и самооценка обучающегося.

  2. Подведение итогов занятия, анализ выполнения упражнения с указанием успехов и недочетов, трудностей, которые возникли у обучающегося.

  3. Оценивание обучающегося, выставление оценки в журнал, индивидуальную книжку по вождению, в путевой лист.

  4. Домашнее задание: нарисовать панель контрольно-измерительных приборов (в крупном виде, желательно в красках)



Методические рекомендации к уроку производственного обучения

  1. Перед выполнением упражнения обучающийся должен обязательно пройти инструктаж по технике безопасности.

  2. Перед выполнением упражнения необходимо провести ежесменное техническое обслуживание трактора МТЗ-82 согласно ИТК с соблюдением порядка проведения ЕТО.

  3. Самостоятельно по ИТК повторить название, расположение, назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов трактора.

  4. Изучить порядок выполнения упражнения и овладеть приемами пуска пускового и основного двигателей.

  5. Произвести пуск двигателя разными способами.

  6. Ознакомиться с правильной посадкой и безопасными способами подъема и спуска в кабину трактора.

  7. Ответить на экзаменационные вопросы по основам безопасности дорожного движения по соответствующей теме.

  8. Инструкция по проведению ежедневного технического обслуживания колесного трактора

  9. МТЗ– 82

  • Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.

  • Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.

  • Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.

  • Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.

  • Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.

  • Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.



  • Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.

  • Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.



  • Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.

  • Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.



  • Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.

  • Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.



  • Проверить исправность тормозов и стояночного тормоза.

После проверки запустить двигатель и прослушать его работу.

Пуск двигателя трактора

Пуск двигателя электростартером

Пуск двигателя Д-240 следует проводить в следующей последовательности:

  • установить рычаг коробки передач в нейтральное положение, а рычаг управления подачей топлива в положение максимальной подачи;

  • включить включатель “массы”;

  • повернуть включатель стартера на щитке приборов в положение 2 и через 15-20 сек., когда контрольный элемент электрофакельного подогревателя накалится до ярко-красного цвета, включить сцепление и поворотом включателя в положение 3 включить стартер. Если двигатель не запустится в течение 15 сек., то делают небольшой (30-40 сек.) перерыв и включают стартер вторично, но не более трех раз, после чего необходимо найти причину плохого запуска.

В случае кратковременной остановки двигатель запускают сразу поворотом ключа в положение 3, т.е. без подогрева. Как только двигатель начнет работать, следует выключить сцепление редуктора.

Стартер выключается автоматически.

После пуска двигателя проверить его работу на холостом ходу, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до средней, а затем максимальной. Двигатель должен работать без стуков. Он считается прогретым при температуре воды не ниже 50 °С, после чего его можно нагружать.

Пуск двигателя пусковым двигателем

Пусковым двигателем, редуктором и электростартером тракторов МТЗ-82Л управляют дистанционно из кабины.

Пуск следует проводить в следующем порядке:

  • потянуть рукояткой тягу управления топливным краником пускового двигателя на себя и зафиксировать на упорах рукояткой;

  • прикрыть воздушную заслонку карбюратора;

  • включить включатель “массы” и кнопкой включить магнето;

  • убедиться в том, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.

После этого необходимо выполнить следующее:

  • рычагом ввести в зацепление шестерню включения редуктора с венцом маховика путем перемещения рычага на себя до тех пор пока рука не почувствует сопротивление внутренней пружины;

  • прикрыть воздушную заслонку карбюратора (при запуске прогретого двигателя воздушную можно не прикрывать);

  • повернуть ключ двухпозиционного выключателя стартера в положение 2 и запустить пусковой двигатель. Держать стартер включенным не более 5 сек. Если двигатель не начал работать после первой попытки, повторить запуск через 15-20 сек.

После 3-4 неудавшихся попыток запуска двигателя следует проверить систему питания, исправность стартера и аккумуляторной батареи.



Пуск пускового двигателя ручным способом

В случае если по каким-либо причинам электростартер не работает, то запускаем пусковой двигатель вручную.

При этом необходимо:

  • снять поочередно обе половины маховика вместе со стартером;

  • изолировать наконечник провода и подвязать его к трактору;

  • завести узел пускового шнура в один из пазов на маховике и намотать шнур на маховик по часовой стрелке (если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика);

  • пропустить, второй конец шнура между пальцами, охватывающими рукоятку шнура, и рывком

  • потянуть на себя конец шнура; при этом пусковой двигатель должен заработать.

Для того чтобы пустить основной двигатель, необходимо проделать следующие операции:

  • установить рычаг управления подачей топлива в положение максимально подачи;

  • плавно включить сцепление редуктора, переместив рычаг правления муфтой и шестерней включения редуктора от себя до отказа. Если частота вращения вала пускового двигателя начинает быстро падать, это указывает на недостаточный прогрев основного двигателя, выключить сцепление, снова

  • увеличить частоту вращения вала пускового двигателя, затем повторно включить сцепление;

  • после запуска основного двигателя остановить пусковой двигатель. Для этого необходимо выключить зажигание, нажав на кнопку выключения магнето до полной остановки двигателя, закрыть краник топливного бака, установить воздушную заслонку карбюратора в исходное положение;

  • проверить работу основного двигателя при средней и максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.








Тема урока: Въезд на эстакаду и съезд с нее передним и задним ходом, трогание на подъеме. Вождение трактора с прицепом.

Цель урока: В результате урока учащийся должен:

- уметь выполнять въезд на эстакаду; остановку и трогание трактора на подъеме на эстакаду; съезд с нее передним и задним ходом; подготовку трактора и прицепа к работе; присоединение прицепа к трактору; вождение трактора с прицепом.

- формировать ответственность, аккуратность, внимательность.

- развивать сосредоточенность, точное и четкое зрительное восприятие, профессиональную находчивость.

Тип урока: урок совершенствования навыков и умений.

Материально-техническое обеспечение: Трактор МТЗ-80, набор инструментов, ветошь, аптечка, огнетушитель, инструкционная карта по ЕТО, практический тест.


Технологическая карта урока


Ход урока

Технология

методы

средства

формы организации деятельности учащихся

  1. Организационная часть

информационно-рецептивный

путевой лист

индивидуальная

1.1 Осмотр внешнего вида

1.2 Запись в путевой лист

  1. Вводный инструктаж




2.1 Сообщение темы и цели урока

репродуктивный

трактор МТЗ-80

индивидуальная

2.2 Актуализация опорных знаний

2.2.1 Почему на крутых подъемах не рекомендуется переключать передачу в КП?

2.2.2 Рекомендуется  ли  на  крутых спусках выключать передачу КП? Почему?

2.2.3 Назовите последовательность присоединения прицепа к трактору МТЗ80/82?

2.3 Объяснение нового материала и показ.




2.3.1 Въезд на эстакаду.

репродуктивный

трактор МТЗ-80

индивидуальная

2.3.2 Остановка и трогание трактора на подъеме.

2.3.3 Съезд с эстакады передним и задним ходом.

2.3.4 Подготовка трактора   и прицепа к работе.

2.3.5 Присоединение прицепа к трактору.

2.3.6 Вождение трактора с прицепом.

2.3.7 Соблюдение мер безопасности при въезде и съезде с эстакады, при вождении трактора с прицепом.

    1. Закрепление материала

Изложить последовательность и выполнить следующие упражнения:

репродуктивный

трактор МТЗ-1221

индивидуальная

2.4.1 Въезд на эстакаду, трогание на подъеме и съезд с нее передним и задним ходом.

2.4.2 Подготовка трактора   с прицепом к работе.

2.4.3 Присоединение прицепа к трактору.

2.4.4 Вождение трактора с прицепом.

2.4.5 Какие меры безопасности должны соблюдаться при выполнении этих упражнений?

  1. Самостоятельная работа и текущий инструктаж.




3.1 Упражнения:

частично-поисковый

трактор МТЗ-80

индивидуальная

3.1.1 Въезд на эстакаду, трогание на подъеме и съезд с нее передним и задним ходом.

3.1.2 Подготовка трактора с прицепом к работе.

3.1.3 Присоединение прицепа к трактору.

3.1.4 Вождение трактора с прицепом.

3.2 Целевые инструктирования:




3.2.1 Возможность учащихся самостоятельно приступить к работе.

информационно-рецептивный

трактор МТЗ-80

индивидуальная

 3.2 .2 Соблюдение учащимися правил безопасных условий труда.

3.2.3 Правильность выполнения упражнений.

3.2.4 Дополнительный инструктаж ( по  необходимости )




  1. Заключительный инструктаж




4.1 Итог работы учащихся, степень достижения поставленной на уроке цели.

информационно-рецептивный

практический тест

индивидуальная

4.2 Анализ работы учащихся: типичные ошибки и недостатки, затруднения учащихся при выполнении приемов, их причина и пути предупреждения в дальнейшем.

4.3 Сообщение оценок и их обоснование.

4.4 Выдача домашнего задания.

4.5 Рефлексия



Практический тест


Тема: Индивидуальные занятия по вождению тракторов.

Практическое задание: Выполните въезд на эстакаду, трогание на подъеме и съезд с эстакады передним и задним ходом, вождение трактора с прицепом..

Оценивается

Количество баллов за правильное выполнение операций

  1. Соблюдение безопасных условий труда

20

  1. Въезд на эстакаду.

10

  1. Остановка и трогание трактора на подъеме на эстакаду

20

  1. Съезд с эстакады передним и задним ходом

20

  1. Подготовка трактора и прицепа к работе

10

  1. Присоединение прицепа к трактору

10

  1. Остановка трактора и двигателя

10

Итого

100

Штрафные баллы снимаются за:

Количество штрафных баллов

  1. Нарушение правил безопасности условий труда

-5 за каждое нарушение

  1. Скатывание трактора назад при въезде на эстакаду

-4

  1. Неточная установка трактора на эстакаде

-2

  1. Увеличение газа до большого (двигатель «ревет»)

-3

  1. Медленное отпускание педали сцепления

-2

  1. Несоблюдение последовательности подготовки трактора к работе и присоединения прицепа к трактору

-5

  1. Резкое торможение

-5

  1. Несвоевременное включение и выключение указателей поворота

-5

  1. Неправильное трогание с места и начало движения

-4

  1. Большая скорость на поворотах

-3


Шкала оценки результатов

1-20

21-29

30-39

40-41

42-50

51-60

61-70

71-80

81-96

97-100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!