СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект по литературе в 6 классе «Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект по литературе в 6 классе по теме «Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''» даёт ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания кадет, показывает, как организовать пространство, в котором есть ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей. Данный проект формирует способности обучающихся к творческому действию в группах, созданию готового продукта проектной деятельности – компьютерной презентации.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по литературе в 6 классе «Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области "Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус"











Урок-проект по литературе в 6 классе

«Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''»









Подготовила Ульмейкина А. Н.,

учитель русского языка и литературы



г. Шахты

2017



Название работы: Урок-проект по литературе в 6 классе «Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''»

Задачи:

1.Создать условия для характеристики центральных образов романа и исследования приёмов их создания в форме проектного задания. Расширять литературный и исторический кругозор кадет 6 класса, привлечь обучающихся к чтению, осмыслению и анализу произведения русской классической литературы – роману А.С. Пушкина «Дубровский». Формировать умение работать в группе над проектом и создавать компьютерную презентацию.

2. Формировать речевую культуру кадет через выразительное чтение отрывков из романа, формировать коммуникативные способности воспитанников, повысить общую языковую культуру, совершенствовать исследовательские навыки, ориентируясь на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта.

3. Приобщить кадет к прекрасному через знакомство с иллюстративным, видео- и мультимедийным материалом, показать красоту языка романа.

Описание проекта: среднесрочный, межпредметный, групповой, исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий.

Межпредметные связи: историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский»; иллюстрации к ро­ману «Дубровский»; скан рисунков обучающихся, фрагменты художественного фильма «Дубровский», 1988 г.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации, видео- и мультимедийный материал к роману, текст художественного произведения, рабочие тетради по литературе.

Форма проведения: урок-проект, участники: обучающиеся 6 класса.

Технологическая карта проекта

Форма проекта

Групповая

Представление результата проекта

Компьютерная презентация

Цель и задачи проекта

Для обучающихся:

1. Учиться делать характеристику центральных образов романа и исследовать приёмы их создания в форме проектного задания. Читать и анализировать фрагменты романа и отрывки из дополнительных источников. Создавать компьютерную презентацию по самостоятельно сформулированной теме.

2. Делать проект по группам, максимально используя свои возможности; проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

3.Осмысленно читать текст, внимательно слушать чтение и выступление друг друга, оценивать иллюстративный, видео- и мультимедийный материал



Для учителя:

1.Создать условия для характеристики центральных образов романа и исследования приёмов их создания в форме проектного задания. Расширять литературный и исторический кругозор кадет 6 класса, привлечь обучающихся к чтению, осмыслению и анализу произведения русской классической литературы – роману А.С. Пушкина «Дубровский». Формировать умение работать в группе над проектом и создавать компьютерную презентацию.

2. Формировать речевую культуру кадет через выразительное чтение отрывков из романа, формировать коммуникативные способности воспитанников, повысить общую языковую культуру, совершенствовать исследовательские навыки, ориентируясь на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта.

3. Приобщить кадет к прекрасному через знакомство с иллюстративным, видео- и мультимедийным материалом, показать красоту языка романа.


Планируемые результаты проекта

Предметные:

научатся делать характеристику центральных образов романа и исследовать приёмы их создания в форме проектного задания по группам; будут читать и анализировать фрагменты романа и отрывки из дополнительных источников; создадут компьютерную презентацию по самостоятельно сформулированной теме.

Метапредметные: Познавательные: работают с поставленной задачей, решают ее, пользуются текстом произведения и справочными материалами; строят рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему, проблему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы; планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану; оценивают свои достижения; сотрудничают в группе в ходе работы над заданием.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении в группе; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве в группе оценивают мысли, предложения других людей, разные мнения; оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создают тексты различного типа, стиля, жанра высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

Личностные:

выражают эмоционально-оценочное отношение к прочитанному; воспринимают текста как произведение искусства; стремятся к творческому труду


Организация пространства

Ресурсы: учебник, материалы библиотеки и Интернет-ресурсы

Формы работы: групповая работа

Ход проекта

п/п

Этапы работы над проектом

Содержание работы на каждом этапе

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1.

Подготовка к проекту «Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''»

Постановка проблемы, определение результата


Кадеты заранее готовят дополнительный материал: иллюстрации известных художников к произведению, скан своих рисунков к роману, историческая эпоха, ряд видеофрагментов художественного фильма «Дубровский» (1988 г.)

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели и определяют, что и зачем выполняют.

Выбирает темы проекта, его тип, определяет количество участников.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. помогает в постановке цели проекта и определения результата. Наблюдает за деятельностью учащихся

2.

Планирование

Планирование деятельности

Определяют темы проекта, осуществляют поиск и анализ проблемы, ставят цели проекта, выбирают название проекта.

Тема 1-й группы: Столкновение характеров упрямых и своенравных (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Тема 2-й группы: Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский»

Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся.

Продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.


3.

Выполнение проекта

Практическая деятельность кадет, корректировка плана выполнения работы

Обсуждают возможные варианты исследования, сравнивают предполагаемые стратегии, выбирают способы, собирают и изучают информацию, определяют формы продукта и требования к продукту, составляют план работы, распределяют обязанности.

Выполняют исследования, решая промежуточные задачи.

Выполняют запланированные технологические операции, вносят необходимые изменения

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений; контроль самостоятельной работы участников проекта по исследовательским, творческим задачам. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся


4.

Формулирование результатов или выводов

Сравнение задуманного с выполненным продуктом. Выбор способа представления результата

Обсуждают полученные данные в группах.

Подводят итог работы над проектом, сравнивают замысел с результатом проекта, анализируют информацию. Выбирают способ представления результата проекта

Консультирует обучающихся


5.

Защита проекта

Презентация продукта

Представление результатов в виде устного отчета, демонстрации материалов, показ компьютерной презентации, представление карты проведения проекта

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

6.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Рефлексия деятельности

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.

Составляют папку «Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''», в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронные варианты учебного проекта для презентации

Оценивает усилия кадет, их креативность продукта, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания - подготовки к проекту «Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''»

(Постановка проблемы, определение результата)



III.Планирование















IV. Выполнение проекта











































































































V.Формулирование результатов или выводов





VI. Защита проекта




VII. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Приветствие. Доклад дежурного.

Обсуждение предмета проекта с учителем и получение при необходимости дополнительной информации. Обучающиеся устанавливают цели и определяют, что и зачем выполняют.




Определяют темы проекта, осуществляют поиск и анализ проблемы, ставят цели проекта, выбирают название проекта.

Тема 1-й группы: Столкновение характеров упрямых и своенравных (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»)

Тема 2-й группы: Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский»

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Групповая работа

1 группа: Столкновение характеров упрямых и своенравных (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») – составление кластера по характеру Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Рисуем в тетрадях два кластера, затем объединяем те качества, которые нам кажутся общими.

Подбор иллюстративного и дополнительного материала по теме.

Дополнительно составляем кластер характера заседателя Шабашкина.

1. Говорящая фамилия – от «шабаш».

2. Ключевое слово, определяющее характер, – маленький.

3. Сам кластер – характерные особенности этого человека, сравнение с первыми двумя кластерами.

Пишем в тетрадях после кластера:

Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского.

Причины конфликта:

Ход конфликта:

Последствия конфликта:

Парная групповая работа – составьте рассказ о прошлом Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, используя слова:

– служба, дружба, конфликт, компромисс, дворянская честь.

Основываясь на данном рассказе, ответьте на вопросы:

Почему Кирила Петрович стал «надменным» а Дубровский – «смиренным»?

Был ли неизбежен конфликт между ними и почему?

Чем мог раздражать Дубровский Троекурова?

Решение проблемы: конфликт между Дубровским и Троекуровым был неизбежен, поскольку, вероятнее всего, между ними остались невыясненные вопросы по поводу дворянской чести.

Составление презентации на основе собранного материала и рассуждений

2 группа: Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский» - составление кластера по характеру Марии Троекуровой и Владимира Дубровского.

Попробуйте составить литературный портрет Марии Кирилловны. Сравните с портретом Владимира Андреевича. Найдите общие черты.

Поиск и подбор иллюстративного и дополнительного материала по теме.

- Счастливы ли были Мария Троекурова и Владимир Дубровский?

– Как вы думаете, в чём причина их несчастий? Давайте попробуем их сформулировать (социальное положение, родители, вражда между семьями).

– Какую проблему мы можем сформулировать?

Почему судьбы Владимира и Марии оказались искалечены? Что оказалось тому виной? (Почему герои не могут быть счастливы?)

Пишем в тетрадях после кластера:

Причина несчастий: социальное положение, родители, вражда между семьями.

Могли ли быть счастливы Мария Кирилловна и Владимир Андреевич? Почему?

Дополнительно составляем кластер характера князя Верейского.

– Была ли неизбежной свадьба с князем? Почему?

Работа в группе.

– Попробуйте придумать три варианта окончания романа со счастливым финалом (Кирила Петрович соглашается на женитьбу Дубровского на дочери; Мария Кирилловна уходит от князя и бежит с Дубровским в лес; Дубровского оправдывают, он восстановлен в правах и просит руки Марии Кирилловны).

(Доказываем несостоятельность иных окончаний романа)

Решение проблемы: судьбы Владимира и Марии оказались искалечены, потому что этому способствовало их социальное положение, родители, вражда между семьями.

Составление презентации на основе собранного материала и рассуждений.


Обсуждают полученные данные в группах.

Подводят итог работы над проектом, сравнивают замысел с результатом проекта, анализируют информацию. Выбирают способ представления результата проекта.

Представление результатов в виде устного отчета, демонстрации материалов, показ компьютерной презентации, представление карты проведения проекта.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.

Составляют папку, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками, Интернет-источниками, работать в разных компьютерных программах (MS Word, MS PowerPoint и Windows Live Movie Maker).

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения, делать кластер, составлять презентацию



Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в группе.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.



Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


VIII.Домашнее задание

Написать сочинение на тему (по выбору):

  1. Два помещика (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»).

  2. Почему офицер становится разбойником?

  3. Правильно ли поступила Мария Кирилловна, отказавшись принять свободу из рук Дубровского?

  4. Честь и отвага в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

  5. Справедливость и несправедливость в романе А.С. Пушкина «Дубровский».




Список использованной литературы

  1. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2014 г. – 2017 г.

  2. Программа по литературе 5-9 / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2013г.

  3. Соловьёва Ф. Е. Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь: В 3 ч. (к учебнику Г. С. Меркина). - М.: «Русское слово», 2013 - 2014г.

  4. Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин): методическое пособие/ Ф. Е. Соловьёва; под ред. Г. С. Меркина. – М.: «Русское слово», 2013 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1999 Издательство «Баласс». Образовательная система «Школа 2100». Конспекты уроков.

  2. http://technology.prosv.ru/webinars/ Издательство «Просвещение». Вебинар «Организация внеурочной деятельности средствами УМК «Перспектива»» от 28.11.2016. Автор - Анащенкова Светлана Всеволодовна.

  3. http://technology.prosv.ru/webinars/ Издательство «Просвещение». Презентация «Организация внеурочной деятельности средствами пособий УМК «Перспектива»».

  4. http://www.literaturus.ru/2016/09/illjustracii-roman-dubrovskij-pushkin-kartinki-risunki.html. Иллюстрации к роману "Дубровский" Пушкина (картинки, рисунки). Literaturus.ru : Мир русской литературы.

  5. http://fb.ru/article/199167/istoricheskaya-epoha-opisannaya-v-romane-dubrovskiy---na-styike-vremen. Историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», - на стыке времен. Автор - Т. Пиксанова.

  6. Мультимедийное приложение к учебнику Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2013 г.

  7. http://www.sch3nnov.edusite.ru/DswMedia/gorelova.doc. Технологическая карта урока –проекта по литературе 5 класс. Горелова О.В.

  8. Художественный фильм «Дубровский». Режиссер: Вячеслав Никифоров. Страна: СССР. Производство: Беларусьфильм по заказу Гостелерадио. Год: 1988. Cерий: 4. Фрагменты.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!