I. Организация начала урока. II. Проверка домашнего задания - подготовки к проекту «Герои романа А.С. Пушкина "Дубровский''» (Постановка проблемы, определение результата) III.Планирование IV. Выполнение проекта V.Формулирование результатов или выводов VI. Защита проекта VII. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Приветствие. Доклад дежурного. Обсуждение предмета проекта с учителем и получение при необходимости дополнительной информации. Обучающиеся устанавливают цели и определяют, что и зачем выполняют. Определяют темы проекта, осуществляют поиск и анализ проблемы, ставят цели проекта, выбирают название проекта. Тема 1-й группы: Столкновение характеров упрямых и своенравных (на примере текста романа А.С. Пушкина «Дубровский») Тема 2-й группы: Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский» Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности Групповая работа 1 группа: Столкновение характеров упрямых и своенравных (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») – составление кластера по характеру Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Рисуем в тетрадях два кластера, затем объединяем те качества, которые нам кажутся общими. Подбор иллюстративного и дополнительного материала по теме. Дополнительно составляем кластер характера заседателя Шабашкина. 1. Говорящая фамилия – от «шабаш». 2. Ключевое слово, определяющее характер, – маленький. 3. Сам кластер – характерные особенности этого человека, сравнение с первыми двумя кластерами. Пишем в тетрадях после кластера: Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского. Причины конфликта: Ход конфликта: Последствия конфликта: Парная групповая работа – составьте рассказ о прошлом Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, используя слова: – служба, дружба, конфликт, компромисс, дворянская честь. Основываясь на данном рассказе, ответьте на вопросы: Почему Кирила Петрович стал «надменным» а Дубровский – «смиренным»? Был ли неизбежен конфликт между ними и почему? Чем мог раздражать Дубровский Троекурова? Решение проблемы: конфликт между Дубровским и Троекуровым был неизбежен, поскольку, вероятнее всего, между ними остались невыясненные вопросы по поводу дворянской чести. Составление презентации на основе собранного материала и рассуждений 2 группа: Искалеченные судьбы сына и дочери. А.С. Пушкин «Дубровский» - составление кластера по характеру Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Попробуйте составить литературный портрет Марии Кирилловны. Сравните с портретом Владимира Андреевича. Найдите общие черты. Поиск и подбор иллюстративного и дополнительного материала по теме. - Счастливы ли были Мария Троекурова и Владимир Дубровский? – Как вы думаете, в чём причина их несчастий? Давайте попробуем их сформулировать (социальное положение, родители, вражда между семьями). – Какую проблему мы можем сформулировать? Почему судьбы Владимира и Марии оказались искалечены? Что оказалось тому виной? (Почему герои не могут быть счастливы?) Пишем в тетрадях после кластера: Причина несчастий: социальное положение, родители, вражда между семьями. Могли ли быть счастливы Мария Кирилловна и Владимир Андреевич? Почему? Дополнительно составляем кластер характера князя Верейского. – Была ли неизбежной свадьба с князем? Почему? Работа в группе. – Попробуйте придумать три варианта окончания романа со счастливым финалом (Кирила Петрович соглашается на женитьбу Дубровского на дочери; Мария Кирилловна уходит от князя и бежит с Дубровским в лес; Дубровского оправдывают, он восстановлен в правах и просит руки Марии Кирилловны). (Доказываем несостоятельность иных окончаний романа) Решение проблемы: судьбы Владимира и Марии оказались искалечены, потому что этому способствовало их социальное положение, родители, вражда между семьями. Составление презентации на основе собранного материала и рассуждений. Обсуждают полученные данные в группах. Подводят итог работы над проектом, сравнивают замысел с результатом проекта, анализируют информацию. Выбирают способ представления результата проекта. Представление результатов в виде устного отчета, демонстрации материалов, показ компьютерной презентации, представление карты проведения проекта. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Составляют папку, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками, Интернет-источниками, работать в разных компьютерных программах (MS Word, MS PowerPoint и Windows Live Movie Maker). 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения, делать кластер, составлять презентацию
Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в группе. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь? |