СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация урока- проекта «Весна идет — весне дорогу!» (создание литературного журнала)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая над проектом, детям предлагается принять участие в разработке и выпуске литературного журнала «Весна идет - весне дорогу!». Создавая свою страницу  журнала, каждая группа детей самостоятельно находит  материал о весне (пословицы, поговорки, приметы), сочиняет загадки о птицах и сказку на весеннюю тему, рисует весенние картины. Использование проектной технологии способствует развитию индивидуальности каждого ребёнка, помогает раскрытию их  наклонностей  и способностей. Работая в группах, ребёнок учится  осознавать свою значимость, ответственность перед другими детьми, приобретает  неоценимый навык участия в коллективной деятельности.  Так как младшим школьникам ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации, помощь  родителей просто необходима при сборе материала к проекту. И в этом много положительного, так как  родители держат постоянный контакт, как с ребёнком, так и с учителем.

Ценность проекта в том, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Весна идет — весне дорогу!»»

Урок - творческий проект по литературному чтению в 3 классе

УМК «Гармония»


Тема урока: «Весна идет — весне дорогу!»


Цели урока:

  1. Создание представления о весне на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

  2. Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в группах.

  3. Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.


Проектные цели:

  • Развивать умение строить монологическую речь;

  • Умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

  • Умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.


Оборудование:

1. Презентация на мультимедиа, под названием «Весна идет — весне дорогу!»

2. Аудиозапись музыкального отрывка из цикла «Времена года» («Весна») А. Вивальди.

3. Листы формата А - 4- странички журнала.

4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.


Ход урока


1. Организационный момент

-Ребята! Сегодня у нас очередной урок-проект.

- Сегодня я приглашаю вас в гости к... А к кому вы сейчас сами скажите, отгадав загадки. (Слайд № 2)

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, -

Значит, к нам пришла… (весна)


2. Вступительное слово учителя

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,-

Значит, к нам пришла… (весна)


- Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже пришла к нам, в наши края и сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – о весне! Весна – это пробуждение! (Слайд №3)

Звучит музыка Фредерика Шопена — Весенний вальс

На её фоне учитель читает стихотворение:


Весна всему свой голос дарит-

Воде, листве, земле - всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Всё началось с простой капели,

И вот уже текут снега,


И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несётся плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвёт,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижёру смотрит в рот.


3. Сообщение темы урока

-Ребята, как выражают люди свою любовь к весенней природе, к природе вообще?

( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

-Вот и мы с вами выразим свое чувство любви к весенней природе через создание проекта на тему: «Весна идет — весне дорогу!»

-Вы уже знаете, что проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

-Результатом (продуктом) нашей работы будет весенний литературный журнал. А знание изученных произведений о весне поможет вам в создании этого журнала.

- Давайте вспомним произведения, с которыми мы познакомились в разделе:

«Весна идет, весне дорогу!» Назовите авторов и названия произведений.


-Работать, ребята, сегодня вы будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своей «весенней » странички. Каждая страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат зависит от всех в группе, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.


Создание продукта проектной деятельности

4.Основная часть урока


Ребята! Каждая страничка нашего литературного журнала имеет своё название по весенним месяцам – МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ. Неделю назад каждая группа получила свое задание по сбору литературного и другого материала для сегодняшнего урока. Я думаю, что каждая группа хорошо подготовилась и мы можем начать создание весеннего литературного журнала.


- Ребята, а какой вы представляете себе Весну? Какая она у Вас?

- Сейчас я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать, о каком месяце идет речь?

(Слайд №4,№5,№6)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, быстро тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)


Яростно река ревет

И разламывается лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе раздается трель.

Это к нам пришёл …(Апрель)


Жаворонок - гость полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (Май)



1 задание

-Сейчас вы должны возле названия каждого месяца написать, как этот месяц называли в старину (домашняя заготовка).

2 задание

Весна – красивое время года. Послушайте какие ассоциации вызвала весна у автора

детской песенки Я. Жабко «Это всё весна»:


Первый тёплый дождик

И раскат грозы,

Молодая травка,

Первые цветы,

Кружева берёзы,

Неба синева,

Жёлтый одуванчик -

Это всё Весна.


Звонкие капели,

Быстрый ручеёк,

И пернатых трели,

Солнечный денёк.

На сухих дорожках

Скачет детвора,

Всё вокруг смеётся -

Это всё Весна.

А какие ассоциации у вас вызывает «ваш» весенний месяц года? Подумайте и запишите их на заготовке.


3 задание


- Весна приходит к нам по-разному. У весны свои приметы и признаки.

- Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам и приметам?

- растаял снег,

- появились проталины;

- бегут ручьи;

- освободились реки ото льда;

- прилетели птицы и звонко поют;

- солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче;

- стало тепло;

- появилась травка, цветут цветы;

- небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака;

- дни стали длиннее и т д.

-Каждый месяц имеет свои приметы. Вот сейчас вам нужно записать эти приметы на свою страничку (домашняя заготовка).

4 задание

-Народ на Руси был очень наблюдательным. Люди прослеживал серии закономерностей в происходящих событиях, накапливал по этому поводу опыт и отображал этот опыт в создании устного народного творчества, в частности, в поговорках и пословицах.

Пословицы, в большинстве своём, довольно краткие изречения, иногда в стихотворной форме. Дома вы находили пословицы и поговорки по месяцам. Запишите их на следующих строчках (домашняя заготовка).


Физ. минутка. (Слайд №7)

Просыпается цветок

Тянет к солнцу лепесток

И от ветра он качается

Низко, низко к земле наклоняется

А потом опять поднимается

И всем мило улыбается!

5 задание


-Молодцы, ребята! Весне все радуются: и люди, и птицы, и звери, и деревья; и природа просыпается, и прилетают птицы из теплых стран. А какие птички прилетают раньше других? Посмотрите на экран и отгадайте загадки, если отгадаете правильно, то услышите пение этих птиц. (Слайд №8, №9, №10)


Трактора поле пашут.

За ними птицы крыльями машут.

Бегают по вспаханному полю,

Клюют червячков вволю.

Вот двое нашли червяка.

Съел один, второй думал пока.

Поздно, приятель, кричи не кричи.


Ждет гостей высокий клен –

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен –

К нам летит семья….. (Скворцов)

Что же за птицы, ответьте? (ГРАЧИ).

Правильно! Грачи –

предвестники начала весны.


Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

В старину, всегда, в знак прилета жаворонков бабушки выпекали из теста птичек – жаворонков и угощали детишек, радуясь весне и прилету птиц. (Слайд №11)


- Теперь вам творческое задание: составить загадку-описание про птицу, характерную для вашего месяца и записать возле картинки на вашей весенней странице.


6 задание

-Итак, у нас царит Весна. Мы поговорили о птицах, об их возвращении из теплых стран. А как просыпается природа ото сна?

- Появляются сосульки

- Появляются первые весенние цветы

-Ребята, отгадайте мои загадки:

(Слайд №12,№13, №14)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …

(подснежник)



Есть один такой цветок,

не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка.

(одуванчик)


Я знаю, что вы любите сказки? А любите их сами сочинять?

Попробуйте сочинить сказку. Март выберет …(сосульку), апрель - …(подснежник),

май – … (одуванчик). (Пишут на листе А-4 и оформляют рисунками)


Представление (защита) работ по плану

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ.

3) Определить, где можно использовать готовый продукт.


6. Итог урока. Рефлексия.

Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо потрудились. Вы сегодня молодцы! Ваши странички великолепны! Мы еще раз убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года! С ней пробуждается всё! Всё начинает жить, петь, любить.… С приходом весны и мы становимся добрее, милее, улыбчивее, счастливее!

Из ваших страничек мы сделали весенний журнал «Весна идет — весне дорогу!».


- Я желаю Вам всем весеннего настроения! (Слайд №15)

Пусть первый подснежник

Подарит Вам нежность!
Весеннее солнце подарит тепло!
А майский ветер подарит надежду,
И счастье, и радость, и только добро!

Так будьте добрыми, простыми,
Всегда с улыбкой на лице!
Ну словом, будьте Вы такими,
Как подобает быть Весне.



Итог урока. Рефлексия.

-Подошёл к концу наш урок. У каждого из вас на парте два листика: один розовый, другой зеленый. На доске ветка дерева. Если на уроке было приятно, интересно, то на веточку приклейте зеленый листик, а если грустно, то - розовый.

-На нашем уроке распустились зеленые листики!!! Весна заглянула в наш класс!!!


Домашнее задание

- Символом весны является яркое солнце. Солнце - это пробуждение, жизнь, счастье, радость, тепло …

Дома попробуйте написать синквейн «Солнце».

Урок окончен. Спасибо! (Слайд №16)







1


Просмотр содержимого документа
«АПРЕЛЬ»

АПРЕЛЬ -снегогон

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Плещеев


Ассоциации апрель


Приметы апреля


Поговорки апреля



Отгадай птицу








Просмотр содержимого документа
«МАЙ»

МАЙ - травень, цветень

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.

С. Есенин


Ассоциации мая


Приметы мая


Поговорки мая


Отгадай птицу




Просмотр содержимого документа
«МАРТ»


МАРТ- протальник, берёзозол


Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Ф. Тютчев

Ассоциации марта

Приметы марта

Поговорки марта


Отгадай птицу



Просмотр содержимого документа
«СИКВЕЙН»

СИНКВЕЙН

Солнце.

Яркое, красивое.

Нагреет, улыбнётся, порадует.

Солнце, какое ты хорошее!

Веселье, радость, свет, тепло.





Солнце.

Яркое, теплое.

Светит, припекает, освещает.

Каждое утро в моем окне встает солнце.

Небесное светило.



Весна.

Яркая, добрая.

Радует, согревает, оживляет.

Весна творит необыкновенные чудеса.

Волшебница.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!