СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -проект 4 класс "Простое или сложное? Понять не сложно нам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок систематизации знаний об отличительных особенностях простых и сложных предложений

Просмотр содержимого документа
«Урок -проект 4 класс "Простое или сложное? Понять не сложно нам"»

Урок-проект по русскому языку в 4 классе по учебнику А.В. Поляковой (система Л.В.Занкова)

Составила: учитель высшей категории Ляхова Антонина Ивановна

МБОУ СОШ с. Петровское Республики Башкортостан

Тема: Простое или сложное? Понять не сложно нам. (Урок – проект)

Цели: закреплять и систематизировать знания об отличительных особенностях простых и сложных предложений и правильно оформлять их на письме.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: формировать умения различать простые, сложные и предложения с однородными членами, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях и предложениях с однородными членами.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: развивать коммуникативные навыки, умения работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Ребята, поприветствуйте гостей доброжелательной улыбкой. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке. (Берутся за руки: - У нас все получится!)

II. Актуализация знаний. Постановка темы.

- Сегодня у нас урок-проект. Тему, которого, поможет определить разминка.

1. Что это? Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение)

2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные)

3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения)

4. Как называется предложение, которое состоит из простых предложений связанных по смыслу и интонационно? (Сложное)

5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены)

6. Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две и более)

7. Какая часть речи может связывать части сложного предложения? (Союз)

8. Как разделяются части сложного предложения? (Запятой)

- Какой общей темой объединены все вопросы?

(ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

-Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний проект?

-Вы правы! Простому и сложному предложению!

А тема звучит так:

Простое или сложное?

Понять не сложно нам!»

III. Постановка учебной задачи.

Учитель. Сегодня на уроке мы создадим памятку по русскому языку об отличительных особенностях простого и сложного предложения. Вы заканчиваете учиться в начальной школе и переходите в среднее звене, где продолжите работу над простыми и сложными предложениями. Наша памятка должна стать вам в этом помощницей. Как вы думаете, что же мы должны в ней отразить.


Сформулируйте учебную задачу используя опорные слова, написанные на доске.

1) Как различать ... и ...;


2) Грамотно писать ... и ...;


3) Правильно ставить ...

У /З: Не путать сложные предложения с простыми предложениями

с однородными членами…, грамотно писать сложные предложения и расставлять знаки препинания.

- Памятка должна быть яркой, красивой и аккуратно выполненной.

- Начнем с титульного листа. Как вы думаете, что должно быть написано кроме слова «памятка»? (название).

- В качестве названия предлагаю взять первую строку нашей темы. В конверте с заготовками найдите название и приклейте на титульный лист.

- Раскройте памятку, она разделена на 2 части. Как вы думаете, почему. В первой части мы будем собирать информацию о простом предложении, а во второй о сложном, поэтому возьмите две заготовки со словами простое и сложное и наклейте вверху каждой части.

- Продолжаем работу по составлению памятки.

IV. Работа по теме.

Откройте тетради, запишите число, выполните задание для минутки чистописания.

На доске:

1.С…ребр…ный м…л…ток пробьет железный п…т…лок.2. Сильно рванул вет…р и со свистом закруж…л по степи. 3. Над в…дой л…тали ч…йки и в их писке слышалась тревога.

2. Работа в парах. Запишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

- С какими орфограммами работали? (Проверяемая безударная гласная в корне, непроверяемая безуд. гл. , сочетания ча, жи)

- Объясните правописание слов с проверяемой безударной гласной.

-Назовите слова с непроверяемой безударной гласной. Во всех ли этих словах вы смогли вставить орфограммы. В написании какого слова сомневались?

Какие орфограммы вставили в остальных словах?

-Проверим, правильно ли вставили непроверяемую гласную в слове серебряный (по словарю)

Кто может объяснить значение этого слова?

(серебро – драгоценный металл, серебряный – состоящий из серебра)

- Ребята, как вы думаете, что может серебриться или быть серебряным в прямом значении? ( брошка, монета и т.д.)

-А в переносном значении? (луна, роса, снег, иней, облака, река, туман (сероватый, блестящий)

звон, голос (красивый, мелодичный)

серебро на висках (седые волосы)

Вывод: слово многозначное.

-Образуйте однокоренные слова к новому слову

(Серебряный, серебрится, серебрить, посеребрил, высеребрить, серебряник, серебристый)

- Какое предложение лишнее? Почему?

- Какие знаки препинания поставили?

- Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

- Это мы и должны отразить в первом пункте нашей памятки.

- Давайте подумаем, как это сделать лаконично, т. е. кратко, без лишних подробностей? (в виде схем).

- Берем заготовки со схемами и приклеиваем.

- Молодцы. Давайте так же дружно продолжим оформление нашей памятки.



- У вас на парте карточка с заданием. Продолжаем работать парами.

1. Ночью месяц сверкает и всё освещает.

2. Осенью звёзды светят ярко но холодно.

3. Дети собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.

4. Раздался удар грома и полил дождь.

5.Месяц посеребрит а красно солнышко позолотит.

Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, союзы обведите в кружок, подумайте над постановкой запятых.

- На какие две группы можно разделить эти предложения?

- Составим схемы предложений. В первом столбике должны быть схемы к первой группе предложений, во втором ко второй группе. (У доски)

- Важно ли уметь отличать сложное предложение от предложения с однородными членами? (Важно, можно ошибиться в постановке запятых)

- Расскажите по схемам, как разделяются части сложного предложения? (Всегда запятой.)

- Какие знаки препинания ставятся в предложении с однородными членами?

- Отделяются запятой при перечислении, перед союзами а, но. Запятая не ставится перед союзом и , кроме тех случаев, если союз и повторяющийся. Важно ли нам указать это в нашей памятке? Как? Так же в виде схем.


- А сейчас для вас сюрприз о том, что запятая играет в русском языке важную роль.

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно,

Да как крикнет,

Улетая:

"Вот что значит запятая!

Б. Заходер

- Сколько предложений в этом стихотворении? ( одно)

У. -А какое оно?

-Что интересного в этом стихотворении?

-Что бы вы изменили?

-Наша памятка готова. Осталось только поставить точку, как знак завершения.

V. Рефлексия.

-Над какой темой мы работали?

-Скажите, теперь легко вам будет разобраться, как различать простые и сложные предложения и правильно ставить запятые?

-Значит мы можем сказать:

Простое или сложное?

Теперь понять не сложно нам!

Эту фразу приклеиваем с обратной стороны нашей памятки.

VI. Самооценка.

Оцените свою работу.

VII. Итог урока.

Подойдите к гостям с проектами, покажите какие памятки по русскому языку у вас получились.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!