СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Применение производной в физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по применению производных в физике проводится совмесино с учителем математики

Просмотр содержимого документа
«Урок "Применение производной в физике"»

Применение производных

в математике и физике

Интеграция: физика – математика

Данный урок является вторым в серии интегрирования уроков по физике и математике по теме « Производная». На первом совместном уроке вводилось понятие производной и обсуждался вопрос о ее необходимости для физики. В течение всего урока идет совместное обсуждение между учащимися и педагогом.

В соответствии с основными ФГОС была создана технологическая карта урока

(Приложение 4)


Цели урока:

Основными целями урока для формирования универсальных учебных действий являются:

образовательная: повторить понятие и смысл производной, основные правила ее вычисления, учить решать задачи по физике, используя производную;

воспитательная: воспитывать умение работать в группах, вести диалог и полилог с учителем и одноклассниками, критически оценивать их деятельность и анализировать работу; повышать интерес к физике и математике как к учебным предметам; показать связь между изучаемыми предметами для понимания целостности структуры мира.

развивающая: развивать самостоятельность мышления, учить применять имеющиеся знания в новой ситуации, анализировать, обобщать, дифференцировать и интегрировать полученный результат.


Материалы к уроку:

1. Презентация (приложение 1 )

2. Опыт по физике с водой.

3. Дидактический материал ( приложение 2.3)

4. Технологическая карта (приложение 4)











Ход урока:

1. Организационный момент

1.1 Раздача дидактического материала для работы на уроке (приложение 2)

1.2 Учитель физики (Ф)

Демонстрация опыта

- Рассмотрим 2 процесса:

А) Из шприца капает вода.

Б) Из шприца вода вытекает струйкой

- В чем отличие процессов? ( Обсуждение с учащимися).

( В первом случае процесс дискретный, во втором непрерывный).

Учитель математики (М):

- Попробуйте предположить, какова тема урока.

Учащиеся высказывают свои предположения и обсуждают их ( слайд 1). Записывают тему урока в тетради.

(Ф):

-Зачем я показывал опыт? (слайд 2)

(М):

-Кто изображен на слайде и почему? (слайд 3)

(Ф):

- С какой целью мы это обсуждаем?

Учащиеся стараются сформулировать цель урока, обсуждают возможные варианты, делают выводы. Формулируют цель и записывают на доске ( доска не должна мешать показу слайдов – дополнительная).

2. Актуализация знаний


(М):

-Повторим таблицу производных элементарных функций и правила вычисления производных. Обратите внимание на предложенный дидактический материал. Будем называть его «Рабочий лист (РЛ)».

-Заполните пропуски в п.№1 Р. Л. Желающие могут выходить и заполнять таблицу на доске ( можно по очереди).

Учащиеся заполняют п. №1 Р.Л. и сравнивают свои ответы с ответами на доске.

3. Применение правил нахождения производных в расчетных задачах.


3.1(Ф):

- Рассмотрим задачу по механике. Как определить координату тела при равноускоренном движении (Записываем формулу на доске и находим ее в п. №2 Р.Л.)? Там же записано уравнение движения для конкретного случая

-Как определить скорость тела , пользуясь понятием производной? Решаем эту задачу на доске и в Р.Л.

- А как найти ускорение? (Решаем так же).

Учащиеся записывают решение.

3.2 (М):

- Выполните задания на технику вычисления производных.

Один ученик идет к доске, а остальные записывают решение в п.№3Р.Л.

3.3 (Ф):

- Мы рассматривали равноускоренное движение. На слайде – движение автомобиля (слайд 4). Можно ли утверждать, что движение может быть только равномерным или равноускоренным? (Обсуждение с учащимися).

- Движение более сложное и описывается более сложной формулой. Вам дается общая формула и уравнение движения для конкретного случая.

- Определить, как изменяется скорость, ускорение и что показывает коэффициент b?

учащиеся работают на доске и в п.№4 Р.Л.

- Это более сложный вид движения, и он не входит в изучение программы средней школы. Но вы смогли, опираясь на знания математики, найти его параметры.

3.4 (Ф):

- давайте попробуем решить задачу на колебания математического маятника (слайд 5, п.№6 Р.Л.)

(М):

-Что нам необходимо вспомнить для ее решения? (Учащиеся предлагают вспомнить производные тригонометрических функций).

- Давайте запишем на доске и в п.№5 Р.Л. эти производные (Учащиеся работают на доске и в Р.Л.)

(Ф):

-А теперь решите нашу задачу ( Учащиеся выполняют п.№6 Р.Л.)

3.5 (Ф):


- Мы можем найти производную даже в тех физических процессах, которые вам уже хорошо знакомы . Мы рассматривали в 8 классе постоянный электрический ток (слайд 6). Вспомните, что такое сила тока. (Учащиеся вспоминают определения.)

-Так как ток – величина постоянная, то заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за 1 с. – имеет одинаковое значение.

- Но заряд может изменяться. Например, по предложенной формуле ( слайд 6, п.№7 Р.Л.). Как найти силу тока в этом случае? ( Обсуждение с учащимися).

- Действительно, мгновенный ток – первая производная от заряда по времени.

Учащиеся решают задачу (п.№7 Р.Л.)

4. Применение геометрического смысла производной для решения задач.

4.1 (Ф):

- Рассмотренные физические процессы можно представить в виде графика (слайд 7).

( М):

- Если речь пошла о графиках, то это уже геометрическая интерпретация производной.

Давайте вспомним, в чем она состоит.

Вызывает учащегося к доске. Остальные в п.№8 выполняют чертеж и формулируют геометрический смысл производной.

4.2 (Ф):

- А как же применить к нашему случаю? (слайд 8). Определите мгновенную скорость (п.№9Р.Л.).

Закрыв экран, проецируем график на меловую доску. Это дает возможность учащемуся решить задачу графическим способом прямо на доске.

4.3.(М):

- А теперь давайте решим математическую задачу на применение геометрического смысла производной из открытого банка заданий ЕГЭ (слайд 9).

Идет совместное решение задачи (учитель – ученик).

Записываем в п.№10 Р.Л.

5. Рефлексия.

(М):

-Зачем физику математика?

(Ф):

- Зачем математику физика?

Обсуждение с учащимися.

6. Домашнее задание:

слайд 10 Р.Л. №11

Вклеиваем рабочий лист в тетрадь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!