ТЕМА: «Правописание Не с различными частями речи»
Ход урока:
Организационный момент
Запись даты и классной работы в тетрадь Слайд 1
Оставьте две строки для записи темы урока
2.РАЗМИНКА
Начнем урок с небольшой разминки. Предлагаю вам «Буквенный диктант». Слайд 2
Задание: запишите первые буквы сказуемых, и вы получите слово, необходимое для нашего урока.
Настоящий художник чувствует мир иначе, чем мы.
Предметы окружающего мира ассоциируются у него с внутренним состоянием человека.
Существует так называемое вдохновение.
Именно оно толкает художника к написанию картины.
Живопись-это искусство кисти и красок.
Любое искусство высоко ценится.
Его афишировать не нужно.
Какое слово у вас получилось? (частица).
СЛАЙД 3
У: Какие частицы вы знаете? (Уч-ся называют)
У: Частиц много,но сегодня на уроке работать мы будем только с одной . Обратите внимание на следующее упражнение. СЛАЙД 4
Какое орфографическое правило оно демонстрирует?
Раскройте скобки и объясните.
(Не)дотрога, (не)ржавеющая от сырости сталь, (не)проверить, (не) думая, (не) плохой, (не)воля,(не)громко, (не)кого, (не)(с)кем, (не)годуя, (не)навидеть.
У: Почему же мы останавливаемся именно на правописании частицы НЕ с разными частями речи? (На собственном опыте мы не раз убеждались, что один из трудных случаев орфографии – слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи).
3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сформулируйте тему нашего урока.
Запишите в тетрадь.
СЛАЙД 5
4.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
У:Выполняя упражнение, мы увидели ,что НЕ может быть частицей, может быть приставкой или частью корня. СЛАЙД 6
В чем заключается проблема написания НЕ со словами?
( Выбрать слитное или раздельное написание НЕ со словом.)
Слайд 7
У: Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы. Создадим опорную схему написания НЕ с разными частями речи.
Макет этой схемы лежит у вас на столах. (Учитель показывает)
А зачем нам нужна опорная схема?(Эта схема поможет нам обобщить ранее изученный материал , выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок, ее можно использовать при подготовке к ОГЭ.)
У: Итак, мы выполнили 1 этап нашей проектной работы: определили ее цель и задачи.
СЛАЙД 8
5.Работа с макетом опорной схемы
Ребята, давайте вспомним, определяя слитное или раздельное написание НЕ со словом, что нужно сделать в первую очередь? (Определить часть речи)
Внесем это положение в макет. СЛАЙД 9
У: Вы видите, что части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на четыре группы. Соответственно и вы неслучайно работаете по группам. Каждая получает свое задание. Они находятся на ваших столах. В процессе выполнения этих заданий мы будем заполнять опорную схему.
(Координаторы групп зачитывают задания)
I группа выписывает из текста существительные, прилагательные и наречия на -о, -е и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно.
II группа выписывает из текста причастия и отглагольные прилагательные, распределяет их на два столбика: слитно – раздельно.
III группа выписывает из текста неопределенные и отрицательные местоимения, распределяет их на два столбика: слитно – раздельно.
IV группа выписывает из текста глаголы и деепричастия, распределяет их на два столбика: слитно – раздельно.
У: Какие части речи мы запишем в 1гр., 2гр., 3 гр., 4 гр.?
(Координаторы групп называют и вносят в макет)
СЛАЙД 10
А теперь приступаем к выполнению заданий.
Для успешного выполнения работы можете воспользоваться учебниками.
Время выполнения 5 минут. ( В это время учитель следит за работой групп, при необходимости оказывает помощь).
6. Проверка выполнения работы.
1.Начнем проверку с I группы
- Назовите выписанные слова.
Какие правила применили, выполняя это задание?
Все группывносят теоретические сведения в макет Схемы
Проверим
Слайд 11
2.Теперь послушаем II группу
- Назовите выписанные слова.
Какие правила применили, выполняя это задание?
Внесем теоретические сведения в макет схемы.
Проверим
Слайд 12
3.Результаты работы III группа.
- Назовите выписанные слова.
Какие правила применили, выполняя это задание?
Внесем теоретические сведения в макет схемы.
Проверим
Слайд 13
4.Каковы результаты работы IV группы.
Какие правила применили, выполняя это задание?
Внесем теоретические сведения в макет схемы.
Проверим
Слайд 14
7.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
У:Наша работа по созданию проекта опорной схемы завершилась. Мы подошли к третьему этапу –реализации проекта.
СЛАЙД 15
Посмотрим, какая опорная схема у вас получилась в результате совместной деятельности.
Все пункты вы внесли? СЛАЙД 16
У: Актуальна? Где вы будете ее использовать?
Давайте потренируемся.
7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
У:Предлагаю выполнить несколько тестовых заданий.
СЛАЙД 17
Слайд 18 Тест №1
ЗАДАНИЕ:укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется слитно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания.
Слайд 19 Тест №2
ЗАДАНИЕ:укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется раздельно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания.
Слайд 20
Слайд 21
Каков был алгоритм ваших действий?
(Ответы уч-ся)
1.Сначала определили часть речи.
2.Определили, какому условию соответствует написание Не.
8. ИТОГ урока
Сегодня мы с вами не только повторили написание НЕ с различными частями речи, но и обобщили этот материал с помощью опорной схемы.
РЕФЛЕКСИЯ
Д.З. СЛАЙД 22
Проиллюстрировать схему своими примерами.