СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум по профориентации «Формула профессии»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по профориентации «Формула профессии»»

Конспект

классного часа-практикума по профориентации «Формула профессии» в 10 а классе МБОУ «СШ № 6» г.Касимов

Классный руководитель: Липатова Г.В.




Цели:

Определить формулу профессии.

Задачи:

расширить представление детей о различных профессиях;

формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Оформление:

- крупными буквами написать сверху доски тему классного часа так, чтобы справа осталось место для слов «Формула профессии = ?»;

План

1. Беседа.

2. Тест «Профессиональная пригодность».

3. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

5. Мини-лекция «Формула профессии».

6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».

7. Заключительное слово.

8. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Классный руководитель

Наш классный час по профориентации называется «Мы выбираем». Ежедневно каждый из нас совершает будничные дела - перешагивает порог школы, дома, класса. Но есть в жизни такие пороги, которые перешагнуть незаметно невозможно. Это порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии. И сегодня мы вместе обсудим волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, высказать свое мнение.

Беседа по теме «Профессиональная характеристика».

Классный руководитель.

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться». (Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия». (Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого». (Жюль Верн)

Классный руководитель.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

2.Разминка.

Начнем наш практикум с небольшой разминки. Работать будем в парах, выявляя, какая лучше других ориентируется в вопросах из мира профессии. Пара, сумевшая чем-то отличиться ,получает «Знак качества».Итак, перед вами названия профессий (юрист, эколог ,экономист ,строитель ,шофер, учитель, модельер, бухгалтер, психолог ,ветеринар).Вам надо за 2 минуты составить синквейн к каждой из них.

Например.

1.Учитель.

2.Терпеливый и деликатный.

3.Знающий,умеющий ,целеустремленный.

4.Счастье находит в детях.

5.Свет.

В нашей разминке есть только слово «профессия», вторую часть фразы вы должны назвать сами, анализируя лексическое значение слов:

- лицо, уполномоченное финансовым органом или приглашенное предприятием, фирмой провести проверку его отчетности и финансового положения (аудитор);

-организатор зрелищных предприятий, агент какого-либо артиста, действующий от его имени и в его интересах (импресарио);

- специалист по наиболее эффективному размещению товаров и торгового оборудования в помещении (мерчендайзер);

-специалист по расцветке тканей (колорист).

Мы назвали с вами лишь несколько профессий. В мире их существует более 50 тысяч, многие нам даже неизвестны. Так как же найти среди них свою профессию? Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться? Конечно, интересы и склонности.

3. Проведем тест «Профессиональная пригодность»

1.Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков ты предпочёл бы:

а) удочку (набор для вышивания);

б) коньки и лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал (а) бы полную свободу;

б) занялся (ась) бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

4В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать ;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

 Итоги теста.

Классный руководитель.

Подсчитайте количество баллов.

«а)» - 1 балл, «б)» -2 балла, «в)» -3 балла

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Классный руководитель.

А сейчас сядьте в три группы, в зависимости от набранных баллов .Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные профессии : юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, слесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

4. Задание «Выбери правильный путь». Сейчас мы попросим одного из учеников выйти из класса. Группам предлагается «подобрать» профессию вышедшему ученику. Докажите, что индивидуальные особенности вышедшего учащегося соответствуют требованиям профессии.

В.: Совпадает ли подобранная ребятами профессия с выбранной профессией учащимся? К чему может привести искаженное представление о своих способностях?

А теперь каждый из вас обратится к той профессии, которая ему нравится, которую он выбрал для себя. Перед вами 20 качеств характера человека (доброта,любознательность,критичность,аккуратность,справедливость,остроумие,дисциплинированность,внимательность,эрудиция,вежливость,целеустремленность,инициативность,исполнительность,общительность,находчивость, настойчивость,логичность,память,расчетливость,практичность,принципиальность,строгость,решительность,любовь ,коллективизм). Подчеркните 5 из них, наиболее необходимых настоящему профессионалу выбранной вами группы профессий.

В.: Какие качества нужны людям любой профессии? (доброта, справедливость, вежливость)

Да , в любой профессии нужно оставаться человеком с большой буквы.

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

V. Мини-лекция «Формула профессии».

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске : А х B=S)? (Площадь классной комнаты.)

В.: А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. )

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.

«Это мой выбор!» (выступление учащихся)

VII. Заключительное слово.

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!