СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок познания мира в 3 классе "Среда обитания животных."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать понятие «природное сообщество»; познакомить с разнообразием сообществ, с их сходными и отличительными чертами; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать умение работать в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира в 3 классе "Среда обитания животных."»

Тема: Среда обитания животных. 19.05.17г
(урок-конференция)


Цели: формировать понятие «природное сообщество»; познакомить с разнообразием сообществ, с их сходными и отличительными чертами; развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать умение работать в коллективе.


Оборудование: таблички, кроссворд «Лесной дом», таблица-схема, иллюстрации (растения и животные разных природных сообществ).


Ход урока

I. Организационный момент.

Синоптики.

17 февраля – один из самых холодных дней в феврале.

Кольцо вокруг луны – к снегу.

Дым из трубы идет вверх – к морозу, вниз – к снегу.

Сорока летает близ жилья и лезет под крышу – к вьюге.

Февраль

Еще снега всюду много,

Много льда,

И зима свистит: «Не сдамся!

Никогда!»

Но дышать уж ей труднее

С каждым днем,

И все чаще сыплет с неба

Снег с дождем.

Г. Витез

II. Актуализация опорных знаний.

Н а д о с к е:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.

Л. Н. Толстой

– Как вы понимаете высказывание? (Нельзя опираться в учебе только на память, надо добывать знания усилиями мысли.)

– Сегодня наш урок пройдет в форме конференции. Вы все представляете комитеты по защите природных сообществ.

Д е в и з к о н ф е р е н ц и и – «Хочу все знать!»

Каждому комитету предоставляется слово для представления своего сообщества.

I группа «Лес».

З а г а д к и.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной вновь оживает. (Лес.)

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч ее долой? (Лес.)

Учитель. Лес – один из основных типов растительного покрова земли.

Темный лес хорош в ясный солнечный день. Тут и прохлада, и чудеса света: райской птицей кажется сойка, когда она, пролетая, пересекает солнечный луч. Лес оттого называют темным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не все видит.

Лес шумит только в верхнем и среднем ярусах, а внизу, в травах, полная тишина.


Информация об основных представителях хвойных лесов.

џ Ель.

Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

В переводе с латинского языка слово «ель» означает «смола». Ель – это красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у ели короткие, а чем ниже от вершины – ветви становятся длиннее. Все дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки.

Это важное экологическое приспособление ели для наших зим. Живет ель до 300 лет. Ствол у ели шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 5–7 лет. Семена созревают в конце зимы. Ими питаются дятлы, клесты, белки, мыши. Из древесины ели делают музыкальные инструменты, поэтому ель называют музыкальным деревом. Загрязнения воздуха и почвы, высокие летние температуры отрицательно влияют на еловые насаждения. Еловые леса необходимо беречь и охранять.

џ Пихта.

Это высокое, более 30 м, дерево с узко конической формой. Пихта очень похожа на ель, но ствол у пихты гладкий, а хвоя мягкая. Хвоинки плоские, тупые, длиной 2–3 см, на побегах располагаются спирально, держатся на ветках 10–12 лет. У пихты шишки на ветках стоят, а не лежат, как у ели. В шишках на каждой семенной чешуе лежат по два крылатых семени. Созревшие шишки рассыпаются, а на дереве остается стержень каждой шишки. На ветвях пихты живут висячие лишайники, ими зимой питаются олени. Пихта выдерживает большие морозы зимой, недостаток света летом, но страдает от весенних и осенних заморозков. Она очень чувствительна к загрязнениям атмосферы и почвы. Там, где растет пихта, хорошая экологическая обстановка. Пихта – показатель здоровой среды обитания. Пихта широко используется в строительстве. Из хвои и веток пихты изготавливают лекарственные препараты.


џ Сосна.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо расту в высоту. (Сосна.)


В переводе с латинского языка слово «сосна» означает «скала». Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150–200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Все дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны – зимний корм глухарей.

џ Кедр.

Кедр – чудо-дерево, так говорят в Сибири. Кедр, или сибирская сосна, – это символ сибирских лесов, их краса и богатство. Кедр – величественное, мощное дерево. Высота кедра – 40–42 м, толщина ствола – до 2 м. Хвоя длинная, 7–15 см, темно-зеленого цвета. Кедр живет до 500 лет. Шишки крупные, размером с большое гусиное яйцо, созревают на второй год, опадают вместе с семенами («кедровыми орешками»). Зрелые орешки прямо на дереве могут добыть птицы (кедровки, вороны), белки и бурундуки. Остальные животные собирают орехи на земле после опадения шишек. Люди собирают кедровые семена-«орешки» впрок, это очень вкусное лакомство. Из хвои кедра делают целебный настой против цинги. Древесина кедра легкая, прочная, красивая, из нее делают мебель. Кроме того, древесина кедра легко режется во всех направлениях, поэтому она служит ценным сырьем для производства карандашей.

џ Лиственница.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки.

(Лиственница.)

Лиственница – самое распространенное дерево на территории России, поэтому ее называют национальным деревом нашей страны. Она выше сосны и выше ели. Ветки у лиственницы редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно листья, поэтому она так и называется, а весной вырастает новая хвоя. Весной на ветках появляются мелкие, величиной с грецкий орех, шишки. Незрелая шишка красная, издали смотрится, как цветок. К осени семена из шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы. Лиственница неприхотлива, может расти на разных почвах на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево. Живет лиственница 300–500 лет. Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою лиственницы очень любят зайцы.

џ Можжевельник.

Это некрупное дерево или кустарник высотой от 1 до 3 м. «Можжевельник» означает «растущий между елями». Еще его называют северным кипарисом. Хвоинки у можжевельника короткие, очень острые. Шишки похожи на ягоды черники. Они сладкие и пахнут смолой. Цифра «3» для можжевельника магическая. У можжевельника по три хвоинки в пучке, в каждой ягоде по три семени, созревают ягоды на третий год. Плоды можжевельника поедают птицы, особенно дрозды, и мелкие млекопитающие. Основная ценность можжевельника – фитонциды. За сутки это растение выделяет живительных летучих веществ в 15 раз больше, чем 1 гектар лиственного леса.

џ Снегирь.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

Снегирь – родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина снегиря – хвойные леса. Здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляются в селах и городах. Снегирь зимой кормится семенами ольхи, ясеня, клена, липы, сирени, поедает семена трав. Особенно любят рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, они очень напоминают красные фонарики.

џ Сорока.

И новый гость прилетел.

Бела, как снег,

Зелена, как луг,

Черна, как жук,

Поет, как бес,

Повертка в лес.

(Сорока.)

Сорока имеет нарядное оперение. Голова, крылья и хвост – черные с зеленым отливом, а брюхо, плечи, бока – белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит рулем. В феврале сороки ведут себя очень шумно, гоняют друг друга, распускают веером хвост и устраивают пляски. Сороки всеядны, весной любят лакомиться птичьими яйцами или птенцами, могут также таскать птенцов домашней птицы – этим наносят вред. Но также сороки приносят пользу, истребляя насекомых, грызунов. В народе сороку называют сорока-белобока, сорока-воровка.

Учитель. Гнездо сорока строит в марте или ремонтирует старое. Гнездо располагает в зарослях на расстоянии 2–3 м от земли. Это лоток из прутиков и травинок, склеенных глиной. Сбоку и сверху лоток прикрыт ветками и напоминает шар – это служит хорошей защитой от хищников.

џ Дятел.

Посредь дерева

Кузнец кует. (Дятел.)

Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями, хвост, похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой и острый.

Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или березы. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла.

Дятел – очень полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.

Дятел

Долбит дятел, словно плотник,

Ствол подгнивший. – Тук-тук-тук!

Дятел – истинный работник

И деревьям первый друг.

Он в работе безупречен,

Оттого и знаменит.

Он и дерево излечит,

И дупло соорудит.

Н. Грахов

Учитель. А еще дятла называют санитаром леса. Почему? (Дятел выбраковывает больные, зараженные вредителями деревья.)

По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.

џ Галка.

Небольшая, но шустрая птица. Она вся черная, только грудь покрыта серыми перьями. Галки живут повсюду. Все время галки проводят на воздухе и не замерзают, потому что у них очень густое оперение. Хотя галки очень пугливые птицы, они храбро защищают свое гнездо от ястреба. Галки вместе с пользой также приносят и вред, уничтожая ягоды, молодые побеги растений. Но пользы от них больше, чем вреда!

џ Королек.

Королек – такая птица,

Весь в наперсток уместится,

А зимой на соснах он

Свиристит синицам в тон.

Учитель. Королек – самая маленькая птичка России. Королек – родственник синичкам. Корольки в конце лета и осенью часто летают в стаях вместе с синицами. Но зимой корольки живут самостоятельной жизнью. Летом корольки живут в хвойных лесах, зимой в смешанных.

Существует легенда, в которой рассказывается, почему эта птичка получила такое название: «Однажды среди птиц устроили состязание. Кто взлетит выше всех в небо, тот и Король-птица! И взлетел орел, и поднялся он выше всех, выше облаков, прямо к солнцу. И никто из птиц не отважился соперничать с Король-птицей. Но вместе с орлом, спрятавшись у него под крылом, взлетела в небо самая маленькая птаха, Малыш-птица. Когда орел достиг своей высоты и стал спускаться, Малыш-птица вылетела у него из-под крыла и на один миг оказалась как бы выше всех. Уловку заметили все, но, восхитившись смелостью и находчивостью птицы, с улыбкой назвали ее Корольком».

џ Синица.

Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка.

Звать ее… (синичка).

Синичка за день поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнезда обычно устраивают в дуплах дятла. Иногда гнезда синичкам делают люди и называют их синичниками.

Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого к ним отношения.

џ Клест.

Это клест багряно-бурый,

Отродясь он не был хмурым,

Целый день трещать готов:

– Не боюсь я холодов!

Д. Белоус

Учитель. Это своеобразная таежная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнезда в густых ветках на вершине ели. Гнезда двойные, как рамы в окнах, для того чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек, а во время высиживания птенцов, 5000 семян в день.

И г р а «Угадай по описанию».

1. Существует два забавных заблуждения, связанных с этим животным. Одно из них в том, что они неуклюжи и неповоротливы, другое – что они глупы. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Он может показаться неуклюжим из-за особенностей своей походки. Когда этот зверь идет, он шагает одновременно обеими лапами, расположенными на одной стороне туловища. Из-за этого у него переваливающаяся походка. Но когда он бежит на четырех лапах, может догнать любого человека! Если спросить работников зоопарка или цирка об этом животном, то вам скажут, что этот зверь самый умный и сообразительный, может танцевать и кататься на роликовых коньках. (Медведь.)

2. Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей.)

3. Зимой шкура этого зверька белая. Трусливость его вошла в поговорку, не вполне справедливую. Просто у этих зверей выработался и накопился запас хитроумных уловок. Спасаясь, зверек может на ходу впрыгнуть в телегу и зарыться в сено. (Заяц.)

4. Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка.)

В ы б е р и о т в е т.

1) Какая птица выводит птенцов зимой?

Филин; ястреб; клест.

2) Какое дерево дольше живет?

Сосна; дуб; ель.

3) Кто из этих зверей ложится в спячку на зиму?

Барсук, медведь, еж.

4) Чем еж похож на медведя? (Спит зимой; любит мед.)

О т г а д а й т е з а г а д к и.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я… (подосиновик).

Нет грибов дружней, чем эти, –

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята.)

Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик.)

И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден… (боровик).

И г р а «Доскажи словечко».

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду… (жираф, волк).

Клубком свернулся – ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий… (конь, еж).

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу… (кабан, дятел).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк, медведь).

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать… (соловей, свинья).

Под луною песню петь

Сел на веточку… (медведь, соловей).

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… (лисица, белка).

Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый… (слон, медведь).

Быстрее всех от страха

Несется… (черепаха, заяц).

II группа «Луг».

– Идешь, бывало, в лес по знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным ковром рассыпаются луговые и лесные цветы.

Что растет?

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер, кашка!

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ, как елка.

А еще? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Г. Лагздынь

џ Ландыш.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы вокруг.

Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые помогают при болезни сердца. А еще цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

џ Одуванчик.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платьице,

Пышное, воздушное, ветерку послушное.

Он заметный, золотой, постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.

џ Ромашка.

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом?

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.

џ Подорожник.

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Путника друг, подорожник,

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног.

Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.

З а г а д к и.

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик.)

– Какие полевые цветы стали распространенными комнатными растениями? (Фиалка, герань.)

џ Кузнечик.

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

Кузнечики-кузнецы куют – звенят веселые молоточки. Расселись по цветам, стебелькам и листьям – куют во все крылышки! Ну да, крылышки. Ведь кузнечики не молоточками стучат, а крылышками сучат. Трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них особые зубчики, на правом – особые жилки. Зубчики трутся о жилки и получается стрекотание. То самое, что издали так похоже на перестук крохотных молоточков, за которое кузнечика и назвали кузнечиком-кузнецом. (Н. Сладков.)

џ Бабочка.

Расту червяком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,

Но теплой весною я вновь оживаю,

С цветка на цветок, словно птичка, порхаю.

(Бабочка.)

Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.

Учитель. Могут ли бабочки и цветы друг без друга? (Нет.)

– Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром.)

– Почему цветы не могут жить без бабочек? (Бабочки их опыляют. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)

– Кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга.)

З а г а д к и.

Не солнце, не огонь, а светит.

(Светлячок.)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравьи.)

И г р а «Узнай по описанию».

џ Красивые желтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля. Название свое растение получило за раннее цветение и морщинистые листья. Соцветие похоже на связку ключей – отсюда его народное название «ключики». (Первоцвет.)

џ На верхушке прямого тонкого стебля – нежный цветок с шестью белыми или розовыми лепестками. В ясный день цветок обращен к солнцу. В сырую погоду и на ночь закрывается и поникает. Название растение получило за то, что его цветок на тонком стебле качается даже от легкого ветерка. (Ветреница.)

џ Зеленовато-желтые цветки похожи на маленькие лилии, собранные на верхушке стебля в зонтиковидное соцветие. Этим растением любят лакомиться гуси. (Гусиный лук.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если МЫ сорвем цветы…

Т. Собакин

– О чем просит поэт в своем стихотворении? (Не рвать цветы.)

– Почему не надо рвать цветы? (Исчезнут.)

Расставив цифры с буквами в порядке возрастания, мы прочтем очень важное предложение.

Б – 1; Р – 3; Г – 5; В – 10; Ы – 13; Е – 2; Е – 8; Ц – 9; Е – 4; И – 6; Т – 7; Е – 11; Т – 12; ! – 14. (Берегите цветы!)

– Кто еще живет на лугу?

џ Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадет – землю роет. (Жук.)

џ Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы.)

џ Сок она из цветков берет

И в сотах копит сладкий мед. (Пчела.)

В траве высокой луговой

Цветов красивых много.

Пчела, покинув улей свой,

Жужжит над каждым строго…

– Сюда! Я здесь! – Пчелу зовет

Цветочек неказистый, –

Спасибо скажешь: выйдет мед

И сладкий, и душистый.

Знаете ли вы, что…

…крот настолько прожорлив, что, если ему не удастся пообедать в течение всего лишь 12 часов, он может умереть?

…богомол – единственное насекомое, способное повернуть голову и посмотреть «через плечо»?

… насекомые различают цвета, форму предмета, но лучше видят движущиеся предметы, чем неподвижные? У насекомых доказано существование слуха, хорошо развиты органы обоняния и вкуса?

…в мире насчитывается 750 тысяч видов насекомых?

…обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а голубь только 9? За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков?

– Назовите хищницу среди насекомых. (Оса.)

С ц е н к а «Ребенок и мотылек»

Мальчик. Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как живешь?

Что ты ешь, что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье – ароматы цветов.

Но живу я недолго, не более дня,

Будь же добр ты ко мне и не трогай меня!

– О ком следующая загадка?

Кто два раза родился:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий? (Птица.)

Птицы – это песнь и полет! Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днем, и ночью.

Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море.

Птицы – дети радуги. Их перья переливаются разными цветами.

Птицы – наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей.

Птицы – это тайна и красота. Без них нам не обойтись!

Наука, изучающая птиц, называется орнитология.

Самый лучший бегун – птица дергач, удирает от собаки и ни травинки не заденет.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу – коростеля, луговую курочку – перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

III группа «Поле».

Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено. (Поле.)

В поле

Ветры клонят медуницу,

Спелой озимью горчат…

В поле выгнали волчицу

Вместе с выводком волчат.

По жаре трусит волчонок,

Неуклюжий, словно краб,

И кузнечики спросонок

Шумно брызжут из-под лап.

Впереди – овечьи тропы,

Солнце, травы да леса,

Позади – железный топот

И людские голоса…

Т. Белозеров

В поле

Теплый ветер дует тихо,

Светел небосвод.

Пчелы дружно на гречихе

Собирают мед.

На зеленые дорожки,

Где следы колес,

Свесил сизые сережки

Великан овес.

Рожь, качаясь, тянет в небо

Рыжие усы.

Море зреющего хлеба

В бусинках росы.

– Ржаной хлеб делают из зерен ржи, рисовую кашу – из зерен риса, гречневую – из гречихи, овсяную – из овса. А из каких зерен делают манную, пшенную и перловую крупы? (Из зерен пшеницы, проса, ячменя.)

– Как называют растения в поле, которые растут вместе со злаками? (Сорняки.)

– Из каких растений делают ткани? Какие из них растут у нас? (Хлопчатник, лен.)

З а г а д к и.

Растет он только среди ржи, каждый не просто цветок, а маленький букетик. Он вреден для почвы и животных, но хороший медонос. (Василек.)

Весь мир кормлю, а сама не ем. (Земля.)

В поле есть самый…

…лучший певец – жаворонок;

…лучший скороход – перепел.

– Определите, чем занимается лиса.

Где-нибудь в поле можно наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и явно прислушивается. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает быстро-быстро рыть снег. (Лиса мышкует, то есть ловит мышей.)

IV группа «Озеро».

Живут в озере караси – и озеро Карасево. А если щука – то Щучье. Но это озеро называется Синеньким. Цвет воды в нем синий, и небо над ним синее-синее.

Все отражается в синей воде: облака, берега, сосны.

На берегу лягушки сидят. На воде кувшинка нежится. А на сосне дятел долбит. У каждого свое дело. (Н. Сладков.)

Озера – природные водоемы в углублениях суши (котловинах), заполненные в пределах озерной чаши (озерного ложа) разнородными водными массами и не имеющие одностороннего уклона. Для озер характерно отсутствие непосредственной связи с Мировым океаном. Озера занимают около 2,1 млн кв. км или почти 1,4 % площади суши. Это примерно в 7 раз больше поверхности Каспийского моря – крупнейшего озера мира.

Водная масса озер создается за счет атмосферных осадков и подземных вод. Иногда пресная вода замещает морскую, заполнявшую котловину в геологическом прошлом. Это реликтовые озера, среди них – Каспийское море, Ладожское и Онежское озера.

Озера бывают сточные (из которых вытекают реки), проточные и бессточные (не имеющие стока, преимущественно в полупустынях и пустынях). Очень интересно бессточное озеро Чаны, которое в зависимости от колебаний сезонного или годового количества осадков подвержено резким изменениям очертаний. К кочующим озерам относятся: Лобнор, Эйр и Чад.

В о п р о с ы д л я л ю б о з н а т е л ь н ы х.

– Чем отличается озеро от пруда? (Озера намного больше прудов, а главное – их создает сама природа, тогда как пруды – люди.)

– Чем отличается озеро от реки? Что дают озера человеку? Какая вода в озерах? (Озеро – это замкнутый водоем. Человек использует его как источник рыбы, водоплавающей птицы, как водный путь, место отдыха. Озера чаще пресные, но бывают и соленые.)

– Как вы думаете, есть полезные или вредные животные в водоемах? (Все животные идеально приспособлены к условиям жизни. Все животные образуют взаимосвязанную цепь и связи с растениями и через них с неживой природой.)

џ Кто сказал, что ящерица противная? Как только у него язык повернулся! Наверное, он никогда ящерицу близко не видел.

Особенно красива ящерица весной. Весной она в праздничном зеленом наряде: горят щитки и чешуйки! Сказочная малахитовая ящерица.

(Н. Сладков.)

џ В водоеме довольно ворочаются и урчат лягушки. Высовывают из воды мокрые пучеглазые головы. Вздувают голубые горлышки, дрыгают пятнистыми лапками. А на краю водоема лед еще! Каково им, голым, в ледяной воде?

– Каково? – спрашиваю.

– Ничего, ничего! – отвечают. (Н. Сладков.)

џ Стрекоза.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Учитель. А известно ли вам, почему стрекозы летают низко над водой и подолгу кружатся над рекой, прудом? Послушайте еще одну волшебную сказку.

Слушание сказки И. Пивоваровой «Стрекоза»

Жила-была Стрекоза. Она была очень красивая, с большими глазами, прозрачными крыльями. Стрекоза целыми днями любовалась собой, глядя в зеркало. Но однажды она потеряла свое зеркало.

Что же мне теперь делать? Где же найду я свое чудесное зеркальце?

Стрекоза летала над полями, лугами, дорожками и все искала свое зеркальце. Нигде его не видно. Но однажды она пролетала над рекой и заметила в воде свое отражение.

На полу из голубой бумаги выложена длинная полоска, имитирующая речку.

Ах, как хорошо! Спущусь к самой воде, чтобы получше себя рассмотреть.

Стрекоза присаживается над «рекой», смотрит, любуется собой, перелетает дальше, и все повторяется. Стрекоза очень обрадовалась своему отражению, она то поднималась над рекой, то спускалась к самой воде, кружилась над водным зеркалом до самого вечера, любуясь своим отражением.

З а г а д к и.

џ Этот жук быстрый, ловкий, умелый охотник, вертится на спокойной воде у берега, крутится, описывает круги, спирали. (Вертячка.)

џ На ромашку у ворот

Опустился вертолет,

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

џ Он прячется под корягами в своем домике, является кормом для водяных животных, у рыбаков служит наживкой для рыб. (Ручейник.)

џ Прыгает зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка.)

џ У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

џ Под водой живет народ,

Ходит задом наперед. (Рак.)

џ Этого небольшого зверька называют водяной крысой, он строит хатки в камышах у осоки. (Ондатра.)

џ У кого усы вместо ног? (Дафнии.)

– Что растет у озера, на озере?

 Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

 Как это скучно – сто лет без движенья

В воду глядеть на свое отраженье!

Свесила ветви с обрыва

Тихая, грустная… (ива).

«Это мы знаем».

1) Как называется жилище бобра? (Нора; логово; хатка.)

2) Какое озеро самое чистое и глубокое? (Байкал, Эльтон.)

V группа «Болото».

Не вода, не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь.

(Болото.)

П о л ь з а б о л о т:

1. Питают реки, озера подпочвенными водами.

2. Накапливается огромный запас торфа, который используют как удобрения и для отопления.

џ Им поля удобряют, даже печи разжигают; на болоте добывают. Угадай, как называют. (Торф.)

Болота – весьма своеобразные водные объекты, в них нет больших открытых водных пространств, это переувлажненные участки суши, покрытые влаголюбивой растительностью. Причем преобладают здесь травы, водоросли, мхи, тростник, осока, клюква. Одни из них хорошо приспособились к переувлажненной почве, а другие предпочитают более сухие кочки.

Вода вымывает питательные вещества из верхнего слоя почвы, и они становятся недоступными для растений. Вот почему в этих местах так часто встречаются растения-хищники. Они приспособились ловить насекомых и других мелких животных и переваривать их для получения необходимых питательных веществ.

џ На моховых болотах встречается растение-хищник росянка. Пищей для росянки служат мошки, комары. Насекомых привлекают капельки жидкости на округлых листьях растения. Стоит насекомому опуститься на лист, как он сжимается, выделяется «пищеварительный» сок, и насекомое переваривается, питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой необычный способ питания? (Почва болот бедна перегноем. Поэтому растения получают мало минеральных солей, в том числе содержащих азот. А соли азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям окружающей среды.)

џ На болотных кочках ранней весной можно увидеть пушицу. На тоненьких стебельках будто бы висят хлопья снега. Может быть, это пушистые плоды, не успевшие разлететься с осени? Нет! Если раздвинуть «пушинки», видны тычинки. То есть растение цветет! Зачем же нужны белые пушинки? «Пушок» защищает цветки от заморозков, которые бывают ранней весной по утрам.

– Как лягушка ловит летающих насекомых? (Язык лягушки прикреплен ко рту передним краем, а задним концом выбрасывается вперед. Язык липкий и широкий, поэтому летящее насекомое прилипает нему.)

– Почему лося называют владыкой болот? (Он большой мастер по добыче донных растений: вдыхает воздух, опускает голову в воду за кормом и поднимает ее, чтобы снова вдохнуть новую порцию воздуха. Известны случаи, когда лоси ныряли за кормом на глубину более пяти метров.)

III. Итог урока.

Учитель. И меж растений царствует война –

Деревья, травы – вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут.

Окружающий мир не перестает удивлять нас своей гармонией. И в то же время законы природы заставляют растения и животных все время быть в состоянии борьбы.


Взаимосвязи в природе.

В природе все время происходят изменения. Изменения в неживой природе можно наблюдать на примере перехода воды из одного состояния в другое при нагревании и охлаждении. Примерами изменений в живой природе могут служить рост, цветение и созревание плодов у растений, рождение детенышей у животных.

Между живой и неживой природой существует тесная связь. Растения и животные получают из неживой природы все необходимое для жизни (солнечный свет, воду, воздух). Солнце для всех живых существ служит источником тепла, света и энергии. В то же время неживая природа сама постоянно изменяется под воздействием живых организмов.

Благодаря тесным связям между живой и неживой природой участки земной поверхности (лес, луг, водоем, пустыня, океан, материк) имеют определенное количество солнечной энергии, состав почвы, воздуха, воды, и на участках поселяются различные виды живых организмов, теснейшим образом связанные с неживой природой.

– В чем заключается взаимосвязь человека и природы? (Природа дает человеку одежду, пищу, воду.)

– Что дает каждое сообщество для человека?

Известно, что за клюквой надо отправляться на болото; за черникой – в сосновый бор; а букет цветов удастся собрать на лугу или поляне.

В лесу, на лугу, в озере или океане как бы происходит своеобразное совещание. Его участники распределяют роли, и каждый из них действует так, чтобы выжить самому и не мешать выжить другим. Растения и животные «назначают» сроки: сначала цветет ольха, затем береза, потом все разворачивают листочки, а птицы высиживают птенцов – и так далее, пока не выпадет снег и все не замерзнет до весны.

1) Найти лишнее слово:

лемминг, бурундук, северный олень, песец, дуб, клен, лиственница, береза.

2) В мире растений.

– Где произрастают эти растения? Соедини линией.

просо

тимофеевка

рогоз

вороний глаз

ряска

ячмень

кукуруза

мятлик

луг


поле


водоем


лес

3) Какое природное сообщество образуют эти объекты: мох, росянка, гадюка, багульник, клюква?

4) В природе «все связано со всем» невидимыми ниточками. Составьте из указанных объектов две цепочки (по три объекта в каждой):

еж

ель

короед

дятел

опавшие листья

дождевой червь

– Какие объекты живой и неживой природы влияют на образование сообществ? (Составление таблицы-схемы.)

С х е м а.

– Сегодня на уроке мы узнали много нового и важного. Хотелось ли вам поделиться этими знаниями с ребятами нашей школы? Подумайте, как можно это сделать. (Рассказать своим друзьям, составить и повесить в фойе школы обращение, чтобы все могли прочитать.)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

– Помните об этом, ребята! Спасибо за активную работу!

– Кого поблагодарите? За какую работу?

Домашнее задание: учебник, с. 139-141; вопрос; знать, что такое «природное сообщество, среда обитания животных».

Домашнее задание. Прочитать текст, ответить на вопросы. Нарисовать среду обитания одного животного.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!