СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – «погружения» в текст "Обломовка - "Обломок рая"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«погружение» в текст главы, осмысление ее роли в структуре всего романа; выявление смыслообразующих факторов главы; определение бытия, отраженного в ней как судьбоносного для главного героя.

Просмотр содержимого документа
«Урок – «погружения» в текст "Обломовка - "Обломок рая"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №2

имени кавалера ордена Мужества В.А.Шашина»











Урок – «погружения» в текст








Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ Дорогобужская СОШ №2

Прийма Е.А.







Цель урока: «погружение» в текст главы, осмысление ее роли в структуре всего романа; выявление смыслообразующих факторов главы; определение бытия, отраженного в ней как судьбоносного для главного героя.


Обломов

Петербург

Гороховая

«один из больших домов» квартира диван

СОН

ОБЛОМ О В К А.

Что для героя она значит?

Ответы:

детство; -сказка; -счастье;

-потерянный рай;

-земля обетованная;

-образец;

-модель мира;





-планета;

-космос, вселенная;

-блаженство.

Что же это за странная Обломовка?

Почему она вобрала в себя все то лучшее, что человек ожидает от жизни /вы сами это назвали/, почему все это сосредоточилось во сне?

А теперь сосредоточьтесь и попробуйте определить главные смыслообразующие бытия Обломовки /мир-человек-сознание/:

А). Природа райского уголка;

Б). Жители Обломовки, их образ жизни, нравы и обычаи;

В). Народная сказка как прообраз мира.

Мы, конечно, понимаем, что на самом деле все то, что снится Обломову, могло происходить по-другому (быть другим) - но аберрация сознание^ (смещение, корректирование), превращает порой обычные явления в необычные, вытесняя, затушевывая все неприятное. Чаще всего это происходит, когда мы возвращаемся к своему прошлому: оно, как правило, не возникает перед нами в зеркальном отражении, а в том или ином свете: или ярком, светлом, солнечном - и тогда «трепещет душа», «нега и сладость окутывают» вас, или в тусклом, мутном, неприятном - и вам хочется поскорее отогнать их. Происходит это во «взрослой» жизни, когда «грешная жизнь наваливается на человека и давит его своим «безобразием», наверное, то же самое происходит с героем Гончарова: недовольство собой сегодняшним, неприятие окружающего мира вынуждает его «спасаться» (хотя бы во сне) в Обломовке: там все другое, другой свет жизни.

А теперь - текст, который поможет нам «раскрасить» «райский уголок». Общее впечатление от течения текста, главы?

Ребята называют его вязким, тягучим, неторопливым, плавным, замедленным, сонным.

Что делает его таким?

Какой-то странный синтаксис: большие конструкции, обилие сложных предложений, множество художественных определений, иногда настойчивых повторений. Такое впечатление, будто нас «гипнотизируют», уводят сознательно и настойчиво в обломовский рай.

А). Природа райского уголка: ЛЕТО

Осень Весна

Зима

Какова же она? В чем ее своеобразие? Учащиеся приводят отрывки из текста.

Общее впечатление: «нет ничего грандиозного. Все сулит там покойную, долговременную жизнь». «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».

Б). Что определяет на фоне такой природы жизнь обломовцев?

Как течение их жизни соотносится с течение природного

мира?

-Ласка, забота, хлебосольство, сердечность, замкнутый мир, жизнь без бурь и потрясений, обшинность. привязанность к традициям, к старине.

Из текста: «Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими»;

«Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность».

В). От сказки: беззаботность, безделье, сытость, покой, нега.

(Вспомните сказки: молочные реки, кисельные берега, скатерть-самобранка, исполнение желаний по щучьему велению, двое из ларца).

Семья: тепло, уют, органичность, любовь, патриархальность.

Что определяет семейную жизнь в Обломовке? На чем она зиждется?

(следует заметить, что ученики особенно активно и заинтересованно говорят об этом. Мечта об идеальной семье - вот что они видят в этой главе). Защищенность от чужеродных влияний, пребывание в лоне традиции, материнское начало как созидательная основа

жизни, любовь, «окутывающую всех». «Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней...

Подводим итог

Что же такое ОБЛОМОВКа для героя? Что олицетворяет жизнь, протекающая в ней?

Обобщая сказанное и прочитанное, выходим на главные элементы (факторы), моделирующие (организующие, создающие) жизнь-бытие в Обломовке.

О

СЕМЬЯ ДЕРЕВНЯ

ПРИРОДА

Космос, в центре которого человек. Все пребывает в состоянии гармонии.


СОБОРНОСТЬ


Для человека - это счастье, блаженство, то есть райское состояние, пребывание в раю.

Обломовка - «обломок рая».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!