№ | | Описание |
1. | Предмет | география |
2. | Класс | 6 |
3. | Тема | «Погода и климат» |
4. | Образовательная программа, автор | Учебник для 6 класса Автор:Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова |
5. | Оборудование | Учебник, рабочие тетради, книга для учителя, карточки для игр |
6. | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | 1 четверть, 3раздел, 3 тема, 5 урок |
7. | Цель и задачи урока | Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия образовательная: научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях, показать связь географии с литературой, риторикой. развивающая: продолжить формирование географического мышления, умения работать с источниками географической информации, воображения, развития речи, памяти, познавательного интереса, самостоятельности, интеллекта . воспитательная: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества. Расширение кругозора обучающихся. |
8. | Формируемые УУД | Личностные | продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества |
Регулятивные | -осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности |
Познавательные | -построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; -освоение поискового и изучающего чтения; |
Коммуникативные | - формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -умение задавать вопросы; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
этапы | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучаемых | Показатели реальных результатов |
1. Орг. момент | Подготовить учащихся к работе на уроке | Настраивает на урок | Включаются в работу | Ученики полностью готовы к быстрому включению в деловой ритм |
2. Проверка выполнения домашнего задания | Проверить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока | Предлагает проблемные вопросы | Отвечают на вопросы | Раскрыты основные моменты предыдущего урока, коррекция пробелов |
3. Подготовка к основному этапу | Актуализировать опорные знания, умения; обеспечить мотивацию и принятие цели урока | Выясняет опорные знания. | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. | Готовность учащихся активно-познавательной деятельности |
4. Основной – закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Организует работу групп, направляет действия учащихся на активную учебно-познавательную деятельность, следит за временем | выполняют задания по парам . | Самостоятельное выполнение творческих заданий, требующих применения в знакомой и измененной ситуации |
5.Физкульт. 6.Контроль и самопроверка | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Зарядка «Азимут» Читаем текст с ошибками | Исправляют ошибки | Дети повторяют и выполняют движения Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
7. Подведение итогов. | Дать оценку и анализ успешности достижения цели | Оценивает работу пар | Подводят итоги | Адекватность оценки учителя и учащихся |
8. Рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения” | Организует устно “Я на уроке” | отвечают “Я на уроке” | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке |
9. Инструктаж о д/з | Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения д/з | Дает д/з | Записывают д/з | Реализация условий для выполнения д/з всеми учащимися |
Структурные элементы урока. Этапы. | Дидактические задачи | Содержание этапа урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучаемых | Показатели реальных результатов |
1. Орг. момент | Подготовить учащихся к работе на уроке | | Настраивает на урок | Включаются в работу | Ученики полностью готовы к быстрому включению в деловой ритм |
2. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний | Проверить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока. Актуализировать опорные знания, умения; обеспечить мотивацию и принятие цели урока | 1.Какие параметры характеризуют состояние атмосферы? 2.Как называются приборы для определения параметров состояния атмосферы? 3.Какие природные явления протекают в атмосфере? 4.Какие вы знаете народные приметы о погоде? 5.Слушали ли вы о чём говорится прогнозе погоды? | Предлагает вопросы 1 2 3 4 5 Выясняет опорные знания. | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. | Раскрыты основные моменты предыдущего урока, проведена коррекция пробелов. Готовность учащихся активно-познавательной деятельности |
3.Создание проблемной ситуации | | Постановка проблемного вопроса: Почему прогнозы погоды не всегда совпадают с реальной погодой? | Создаёт проблемную ситуацию | Отвечают на вопросы: - Что удивило? - Почему нет прямого ответа? | Выявляют противоречия и осознают его. |
4.Целеполагание | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности. | Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время: температура, ветер, атмосферное давление, облачность, осадки. | Побуждает учащихся к высказыванию о понятии «погода». Предлагает учащимся самим сформулировать данное понятие. | Проявляют познавательную инициативу, формулируют понятие «погода». | Осознают цели предстоящей деятельности. |
5.Планирование | Формирование способности сравнивать и анализировать информационный материал. Определение последовательности действий и содержания для решения поставленной задачи. Формирование способности каждого ученика к участию в работе в малой группе. Формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; | Практика: «Давайте опишем погоду сегодняшнего утра по вашему календарю погоды - заполни таблицу: | Организует работу групп, направляет действия учащихся на активную учебно-познавательную деятельность, следит за временем. | выполняют задания по группам. Дети называют и записывают данные в таблицу: температуру воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра, облачность, осадки. Проводят самостоятельный поиск данных метеослужбы в интернете. Заполняют таблицу. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Самостоятельное выполнение творческих заданий, требующих применения в знакомой и измененной ситуации |
6. «Открытие» нового знания. | Формирование основ теоретического мышления. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать способности высказывать свою точку зрения. | Выводы о свойствах погоды: Изменение погоды в пространстве, во времени, подвижность. «Воздушные массы» и их свойства. Воздушные массы - это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами (температурой, влажностью, запыленностью). Разнообразие воздушных масс Климат - многолетний режим погоды, характерный для какой либо местности. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов и противоречий. Организует работу с текстом учебника стр.133. «Отличается ли наш вывод от вывода в учебнике?» Формулирует определение понятия « Воздушные массы» и их свойства, «климат» и характеристика климата. | Обсуждают в группах варианты выводов учебной задачи, обосновывают выбор своегорешения.Осуществляют самопроверку и сравнивают с выводами в учебнике | Умение устанавливать причинно-следственные связи. Приемы самоконтроля правильности полученных результатов. |
7. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. | Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах и процессах, их сущности, связи. Выделить главное, провести обобщение. | «Может ли предсказать погоду неспециалист? Например, ученик 6 класса?» - «Способы изучения погоды» - Метеорология - это наука об атмосферных явлениях, занимающаяся составлением карт погоды. - Синоптики – люди, занимающиеся составлением прогноза погоды. Игра (по вариантам) тему «Животные и растения – уникальные метеорологи». -Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают -Дым стелется по земле -Вечером обильная роса -К ночи теплее -Ветер к вечеру стихает -Куры и воробьи купаются в пыли -Звезды слабо мерцают и имеют зеленоватый оттенок -Облака идут против ветра -Облака идут по ветру -Раньше обычного закрывают свои цветы одуванчики и ноготки -Солнце садится в тучу, закат имеет красноватый оттенок -Ласточки и стрижи летают низко над землей -После дождя тепло-Ветер усиливается к вечеру и к ночи | Осуществляет интерес и познавательную активность учащихся через подводящий диалог и решение продуктивного задания. Организует работу с текстом учебника. Создаёт условия для сотрудничества работы в парах. | Добывают информацию из текста учебника стр.134-135, 132. Вступают в диалог Выполняют игровые задания на новый материал (по вариантам) Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий. Владеют смысловым чтение, анализируют, делают выводы, определяют понятия. Строят логически обоснованные рассуждения. |
8.рефлексия (итог урока) | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) Дать оценку и анализ успешности достижения цели | «Повторим главное» | Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Определить главные понятия. Оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. | Воспроизводят главные понятия темы урока. Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока | Объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
9. Домашнее задание | Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения д/з | Параграф 30, выучить ключевые слова, ответить на вопросы. План описания погоды 1.Какая погода была утром, днем, вечером? 2.Как изменялись в течение дня основные характеристики погоды? 3.Какие изменения в природе были замечены в течение дня? 4.Как изменилась погода за день по сравнению с погодой предыдущего дня? 5. Что называют климатом? 6.Как влияет климат на человека? | Дает и инструктирует выполнение домашнего задания. | Записывают домашнее задание. | Реализация условий для выполнения домашнего задания всеми учащимися |