Урок подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ
Тема урока: «Фразеологизмы»
Форма урока: урок -практикум
Тип урока: урок комплексного повторения и применения знаний, умений и навыков учащихся
Цели:
образовательная: Повторить и закрепить основные темы раздела «Фразеология»; совершенствовать навыки использования фразеологизмов в речи.
развивающая: Развивать умения мыслить, слушать, аргументировать, доказывать; продолжить работу по развитию связной речи, познавательных и творческих способностей, умение использовать фразеологизмы в речи.
воспитательная: Воспитывать любовь к русскому языку ,воспитывать сознание и понимание ответственности и значимости учения.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
-знают определение данной темы;
-умеют определять лексические значения;
-умеют употреблять фразеологизмы в речи;
- умеют находить их в тексте.
Регулятивные УУД:
-формулируют проблему с помощью учителя;
-под руководством учителя формулируют цели и задачи;
-оценивают правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
Выделяют главные и второстепенные признаки понятий;
-высказывают свою точку зрения;
- прислушиваются и учитывают мнение других.
Познавательные:
Анализируют и оценивают информацию;
-строят логические рассуждения;
-дают обоснованные ответы.
Личностные УУД:
-понимают личностный смысл учения;
-развивают эстетические чувства.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
Каждый урок дает вам новые знания, вы совершаете какие-то открытия. Но сегодня цель нашего урока не только узнать новое, но закрепить и повторить накопившиеся знания. Подготовиться к ОГЭ.
Актуализация знаний.
Эпиграф на доске.
Самоцветы, серебряные нити, придающие ткани русского языка неповторимую расцветку и блеск.
В.В.Виноградов
Засучив рукава будем работать. Запрещается бить баклуши, считать ворон и работать спустя рукава. Не советую отвечать с бухты барахты или попасть впросак. При неудачах не вешать нос и держать хвост пистолетом. Определите по моим вступительным словам тему урока. (Ответ детей) А Чтобы мы с вами не заблудились в трех соснах, вспомним определение фразеологизмов.
( Ответ ученика)
Начнем урок с создания кластера.
У каждого карточка.
1 От восторга Петя Ростов был на седьмом небе.
2Кругом цвела обетованная земля.
3Он вернулся в родные пенаты.
Задание.
А)В первом предложении подчеркнуть сказуемое.
Б)Во втором - подлежащее.
В)В третьем- обстоятельство
Вывод о синтаксической роли фразеологизмов(Они выступают в роли одного члена предложения)
В кластер: неделимы
Учитель.: А какими членами предложения могут быть фразеологизмы?
Вывод №2
В кластер: разными
К доске идет……..
2) Запишите предложения, расставьте знаки:
Манилов был так себе: ни то ни се ни рыба ни мясо ни в городе Богдан ни в селе Селифан.
Мы слушали учителя затаив дыхание.
Ни с того ни с сего пошел крупный град.
Учитель.: выделяются ли знаками фразеологизмы?
Вывод№3
В кластер:
не выделяются
Учитель: имеют ли фразеологизмы лексическое значение?
Что обозначают выше написанные фразеологизмы?
Вывод№4
В кластер:
Имеют значение
Задание .Работаем с таблицей.
Распечатать ученикам таблицу с одним левым столбиком(С фразеологизмами)
Самостоятельная работа
Фразеологизм | Значение | Синоним | Антоним |
| | | |
Хоть кол на голове теши | безразличие упрямство | Как об стенку горох | Понял с двух слов.Понимать с налету |
Один как перст | одиночество | Без роду без племени | Семеро по лавкам |
Встал не с той ноги | сердит раздражен | Не в духе | Расцвел как маков цвет |
Куры не клюют | много | Пруд пруди Тьма-тьмущая видимо-невидимо | С гулькин нос |
Как гром среди ясного неба | неожиданно | Как снег на голову Ни с того ни с сего | Все жданки поели |
Ни зги не видно | темно | Хоть глаз выколи | Хоть иголки собирай |
Вывод№5
В кластер-
синонимы и антонимы
Итак, мы создали кластер. Собрали воедино все признаки фразеологизмов.
УЧ.:А давайте с вами зайдем в гости к Пушкину. Он замечательный мастер по фразеологизмам.
Внимание на экран
Задание: Найдите и выпишите только фразеологизмы, запишите в тетрадь, определите значение.
-Слушай, брат, Андрей Гаврилович ,коли в твоем Володьке будет толк, так отдам за него Машу, даром, что он гол как сокол.
-Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми дворовыми учинить нападение на Кистеневку.
-Пускай послужит он в армии ,да потянет лямку, да понюхает пороху, да узнает, почем фунт лиха, да будет солдат.
-Марья Кириловна была ни жива ни мертва.
-Вранье,- решил Кирила Петрович,- сейчас я всех выведу на чистую воду.
-Кроме приказных никто в доме не смыкал глаз.
Задание
.А перед тем ,как перейти к серьезным испытаниям, вместо физкультминутки будут загадки –шутки.
1 Его вешают, приходя в уныние; задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
2Ее заваривают, затевая какое-либо хлопотливое дело, а потом расхлебывают; ее не сваришь с тем, с кем трудно договориться; ее просит рваная обувь.
3Его проглатывают, не желая о чем-либо говорить; он хорошо подвешен у того, кто говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда нужно молчать.
4 Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают при непонимании; не белье , а их развешивают любопытные.
Учитель:
А теперь откройте книги по ОГЭ. Задания №12
Варианты 11,15,16,17,23,26,27,29,32,33.(выборочно).
.Обратимся с эпиграфу. Прокомментируйте его.
Рефлексия
Шел мудрец. Ему навстречу три человека ,и каждый вез телегу с камнями. Мудрец спрашивает каждого:
- Что ты делал?
-Я возил эти проклятые камни.
-Я просто добросовестно работал.
-А я строил храм.
Поднимите руки, кто строил храм, кто возил проклятые камни, кто просто работал.
Д/з напишу в группе.
10 фразеологизмов. Составить с ними распр.предложения .Выучить их значение.