СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по всеобщей истории. 9 класс. Тема урока: «Завершение колониального раздела мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

К началу ХХ в. в мировом развитии окончательно утвердилось преобладание небольшой группы высокоразвитых индустриальных государств. На эти страны — США, Англию, Францию, малые государства Западной и Северной Европы — приходилось 60% мирового промышленного производства. В них проживало около 15% населения планеты.

Просмотр содержимого документа
«Урок по всеобщей истории. 9 класс. Тема урока: «Завершение колониального раздела мира»»

Урок по всеобщей истории. 9 класс. Тема урока: «Завершение колониального раздела мира»
Цель: проследить процесс завершения колониального раздела мира; выяснить особенности колониальной политики европейских государств.
Задачи:
• характеризовать итоги мирового развития к началу ХХ в;
• выяснить особенности колониальных империй и политики крупнейших стран Западной Европы и США;
• развивать навыки анализа различной исторической информации, систематизировать выводы в таблицах и схемах;
• развивать навыки командной работы, умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, коллективного обучения, ИКТ.

Понятия: колония, полуколония(доминион),метрополия, раздел мира

Мир к началу ХХ в.

К началу ХХ в. в мировом развитии окончательно утвердилось преобладание небольшой группы высокоразвитых индустриальных государств. На эти страны — США, Англию, Францию, малые государства Западной и Северной Европы — приходилось 60% мирового промышленного производства. В них проживало около 15% населения планеты.

Около 20% людей проживало в аграрно-индустриальных странах. Там существовали или начинали складываться собственные центры промышленного производства. Значительная часть населения аграрноиндустриальных стран была занята в сельском хозяйстве. К этим странам принадлежали Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия, Япония. На мировой рынок они поставляли аграрную, сырьевую и промышленную продукцию.

Независимые страны Латинской Америки, государства Юго-Восточной Европы (5% населения мира) были в основном аграрными и отличались крайне слабым развитием промышленности.

В колониях проживало около 35% общей численности населения мира. Колониальные страны служили источником дешёвого сырья и продовольствия, рынком сбыта продукции метрополий и сферой вложения капитала.

Наконец, примерно 25% населения мира проживало в странах, которые, будучи формально независимыми, фактически находились на положении полуколоний великих держав. К ним в начале века относились Китай, Персия (Иран), Турция, Сиам (Таиланд), Египет, Корея и ряд других стран. Признаками полуколонии были принятие её властями неравноправных условий торговли и предоставление особых привилегий иностранным гражданам, включая их неподсудность местным властям. Нередко на территории полуколоний размещались иностранные войска и военно-морские базы. Полуколониями становились страны, не способные в силу военно-технической отсталости и слабости центральной власти противостоять колониальным империям. В то же время полуколонии избежали полного завоевания.

К началу ХХ в. в основном завершился раздел мира на колонии и сферы влияния между ведущими державами.

Колониальная империя Великобритании

Самую обширную в мире колониальную империю создала Великобритания. В ней к началу ХХ в. проживало более четверти населения мира. Территория английских колоний превысила площадь метрополии почти в сто раз.

Важнейшей целью колониальной экспансии Великобритании было окружение Индии поясом своих владений. Индия считалась «жемчужиной» британской короны. Поэтому Англия пыталась уберечь её от угрозы вторжений конкурирующих держав. В 1880—1890-е гг. Англия завершила покорение находящейся к востоку от Индии Бирмы.

По мере того как Россия расширяла сферу своего влияния на Среднюю Азию, Англия повторяла попытки завоевания Афганистана, но безуспешно.

В конце XIX в. Англия активизировала колониальную экспансию в Африке. Особое внимание англичан привлёк Египет, считавшийся вассалом Османской империи. Наибольшим влиянием в Египте пользовалась Франция. Сооружённый французами Суэцкий канал на тысячи километров сократил морской путь из Европы в Азию. Англичане воспользовались ослаблением Франции после её поражения в войне с Пруссией и в 1882 г. оккупировали Египет. Он был превращён в зависимое государство. Зона Суэцкого канала перешла под полный контроль англичан. Советники из Англии встали во главе египетской армии и министерств.

Захватив Египет, английские войска начали продвигаться дальше на юг, по течению Нила. В 1885 г. они заняли столицу Судана Харту́м. Однако здесь колонизаторы столкнулись с упорным сопротивлением. Несмотря на огромное военное превосходство завоевателей, использовавших техническую новинку — пулемёты, покорение Судана завершилось лишь к 1898 г.

Другим направлением британских захватов стала Южная Африка, где были открыты месторождения алмазов и золота. С 1870-х гг. сюда, надеясь на удачу, хлынули искатели приключений со всего мира. Одним из них был молодой, предприимчивый англичанин Се́сил Джон Родс. Свои деньги он вкладывал в скупку участков разорившихся старателей (искателей алмазов). Он стал основателем всемирно известной компании «Де Бирс», монополизировавшей добычу южноафриканских алмазов и золота.

Родсу удалось купить у вождей африканских племён огромную территорию к северу от реки Замбези. Он создал Южноафриканскую привилегированную компанию. В 1889 г. британское правительство передало ей право на эксплуатацию этих земель, включая организацию управления ими, создание армии, полиции и судов. В прошлом такие права имела только Ост-Индская компания в Индии.

Преимущества создания компаний для метрополий состояли в том, что они могли осуществлять хищническую эксплуатацию захваченных земель без оглядки на общественное мнение. При возникновении конфликтов с местным населением и осложнений с соперничающими державами правительства метрополий могли «делать вид», будто компании действовали без их ведома.

Главной идеей Родса было создание сплошной полосы британских владений, связанных сетью железных дорог от юга до севера Африки, от Каира до Кейптауна. Осуществление данного проекта обещало новые рынки сбыта и сулило колоссальные прибыли.

Помехой на этом пути стали республики Трансваа́ль и Оранжевая, основанные в Южной Африке бу́рами — потомками белых переселенцев. Родс организовал в 1895 г. попытку вооружённого переворота в бурских государствах, надеясь присоединить их к своим владениям. Когда она провалилась, на помощь компании пришло английское правительство. После спровоцированного Великобританией конфликта компания начала военные действия против буров.

Английские правящие круги рассчитывали на лёгкую победу, но война затянулась. Буры упорно сопротивлялись, вели партизанскую войну. Симпатии к бурским республикам охватили большинство стран Европы. Авторитет Великобритании в мире резко упал. Тем не менее англобурская война 1899—1902 гг. завершилась присоединением бурских республик к Британской империи. В 1910 г. английские владения на юге Африки были объединены в доминион — Южно-Африканский Союз.

Колониальные захваты Франции

Второй колониальной державой мира стала Франция. Восстановив свою мощь после поражения во франко-германской войне, уже в 1880-е гг. Франция активизировала колониальную политику. Закрепившись в Центральном Вьетнаме, она расширила свои владения на весь Индокитай (ныне Вьетнам, Лаос, Камбоджа). Затем власть Франции признали племена Сахары, народы Западной и Экваториальной Африки. В 1894—1896 гг. был покорён Мадагаскар.

Осуществляя колониальную экспансию, Франция мечтала о создании единой цепи колоний, простирающейся от западного до восточного побережья Африки. Однако реализации этих планов помешала Англия. После появления французских войск в южной части Судана Англия потребовала их ухода с берегов Нила. Дело дошло до угроз и военных приготовлений. Франции пришлось уступить.

В 1905—1911 гг. между Францией и Германией развернулась борьба за контроль над Марокко. Победителем из этого конфликта вышла Франция, которую на сей раз поддержала Англия. Германия, получив компенсацию за счёт французских владений в Африке, вынуждена была признать права Франции на Марокко. Эта североафриканская страна стала французским протектора́том. Местные власти протектората могли самостоятельно решать проблемы внутренней политики, но внешние связи находились под контролем Франции.

Германия как колониальная держава

После победоносной войны с Францией на путь колониальных захватов вступила Германия. В 1885 г. была учреждена Германская восточноафриканская компания. Ей удалось закрепиться в прибрежной полосе протяжённостью 1800 км, где была создана колония Восточная Африка. Германия также захватила часть Юго-Западной Африки, Того и Камерун. В бассейне Тихого океана она оккупировала часть острова Новая Гвинея и прилегающие архипелаги.

В планы германской экспансии входило также создание обширной сферы влияния на Ближнем Востоке. В 1898 г. кайзер Вильгельм II нанёс визит в Османскую империю. Он посетил Палестину, находящуюся под её властью, и христианские святыни в Иерусалиме. В ходе этой поездки была достигнута договорённость о строительстве железной дороги. Она должна была связать Берлин с городами Османской империи Багдад и Басра и стать каналом проникновения германских товаров и капиталов на Ближний и Средний Восток.

ИЗ ПИСЬМА ПОСЛА ГЕРМАНИИ В ТУРЦИИ А. ФОН БИБЕРШТЕЙНА РЕЙХСКАНЦЛЕРУ ГЕРМАНИИ Т. БЕТМАН-ГОЛЬВЕГУ (4 декабря 1911 г.)

Жизненный интерес Германии заключается в том, чтобы экономически осваивать чужие неразвитые страны, и Турция представляет в этом отношении богатейшее поле деятельности.

Приблизительно в 4 года мы будем иметь в Турции в эксплуатации более трёх тысяч километров железных дорог под своим контролем. Ведутся переговоры о многих сотнях новых километров. Оросительные работы, распространяющиеся на целые провинции, находятся в немецких руках. Чтобы действенно защитить эти экономические предприятия и вложенные в них сотни миллионов, Германия должна иметь сильные политические позиции в Константинополе…

Нашим политическим интересам соответствует сильная в военном и экономическом отношении независимая Турция, а распад Турции может быть выгодным только нашим противникам.

Мы не ограничивались только словами, за ними следовали дела. Многочисленные немецкие офицеры… работают годами над улучшением турецкой армии. Везде введены немецкие уставы. Продажей линкоров мы усилили турецкий флот. Сознавая опасность, грозящую со стороны России, немецкие военные неоднократно советовали Турции усилить укрепления Босфора.

1. Укажите, каким было внутреннее и международное положение Турции в рассматриваемый период. Какой интерес, по мнению германского дипломата, она представляла для Германии?

2. Какие направления германского влияния в Турции выделяет автор письма? С помощью каких практических мер это влияние укреплялось?

Колониальная политика США

США, располагая обширной, богатой ресурсами и ещё не полностью освоенной территорией, долгое время не проявляли интереса к колониальным захватам. Однако, включившись в борьбу за внешние рынки, Соединённые Штаты начали создавать опорные пункты и базы в стратегически важных районах. В 1898 г. США присоединили Гавайские острова (с 1959 г. — 50-й штат США), которые со временем стали основной базой американского военно-морского флота.

Новые владения США приобрели в результате войны с Испанией, которая в военном отношении являлась одной из самых слабых стран Европы.

В 1895 г. на Кубе, а в 1896 г. на Филиппинах, находившихся под властью Испании, начались восстания против колонизаторов. США выразили озабоченность репрессиями и террором на Кубе и потребовали отказа Испании от этой колонии. Поводом для начала испано-американской войны 1898 г. стал взрыв на борту американского крейсера «Мейн», находившегося с визитом в порту Гаваны (столица Кубы).

Взрыв был приписан испанцам. Флот США, имевший на вооружении новейшие бронированные корабли, без потерь потопил устаревшие, деревянные испанские суда у берегов Кубы и Филиппин. Под прикрытием орудий броненосцев морские пехотинцы легко овладели укреплениями Гаваны и столицей Филиппин — Манилой. Повстанцы нанесли поражение основным сухопутным силам Испании. Однако филиппинцы не были допущены к переговорам, а их войска разгромили американцы.

По условиям мира США завладели Филиппинами, островами Гуам в Тихом океане и Пуэрто-Рико в Карибском море. Куба формально получила независимость, хотя фактически оказалась под полным контролем США. На её территории, в Гуантанамо, была создана военная база.

Испано-американская война 1898 г. ознаменовала наступление новой эпохи — войн между колониальными державами за передел уже поделённого ими мира.

Активизация колониальной экспансии в Азии и Африке. Окончательный раздел мира на колонии и сферы влияния

Хотя накануне Первой мировой войны колониальный раздел мира был завершен, находились клочки спорных территорий, остатки рассыпающихся империй, представлявшие собой лакомые кусочки для «молодых хищников».

К началу XX в. большинство стран Азии стали колониями. Формальную независимость сохраняли только Китай, Иран, Османская империя, Таиланд и Афганистан. Но эти государства заключили неравноправные договоры с индустриальными державами, дававшие последним права беспошлинной торговли, строительства производств и железных дорог. В 1879 г. после русско-турецкой войны Османская империя объявила о государственном банкротстве и неспособности выплачивать долги западным государствам-кредиторам. Управление Оттоманского государственного долга под руководством Англии, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии взимало налоги с турецкого населения.

В конце XIX в. начался раздел Китая на сферы влияния. В 1898 г. Германия оккупировала порт Циндао и навязала китайскому правительству договор об аренде этих земель на 99 лет. Россия получила Ляодунский полуостров и Порт-Артур. Англия — полуостров Цзюлун и примыкающие острова (Гонконг). В ответ США в 1899 г. провозгласили в Китае доктрину открытых дверей.

В результате войны с Китаем (1894—1895) Япония захватила остров Тайвань, по итогам русско-японской воны Корея стала сферой влияния Японии. Таиланд (Сиам) был разделен на сферы влияния по англо-французскому соглашению 1904 г., Иран и Тибет — по англо-русскому 1907 г.

Наиболее агрессивную колониальную политику в Африке проводила Великобритания. В 1882 г. был оккупирован Египет, в 1898 г. — Судан. Как ранее Ост-Индская компания, в 1889 г. эксклюзивные права на эксплуатацию и управление Южной Африкой, на территории которой нашли золото и алмазы, получила Британская Южно-африканская компания.

Великобритания стремилась захватить всю Африку, покрыть ее территорию сетью железных дорог. Однако этим планам помешали осуществиться республики Трансвааль и Оранжевая, основанные бурами, переселенцами из Голландии.

В 1885 г. была учреждена Германская Восточноафриканская компания. Германия заняла часть юго-западной и восточной Африки, Того и Камерун. Португальские владения в Африке по секретному соглашению Великобритании и Германии 1898 г. подлежали разделу между двумя державами. Однако германские владения в Африке были во много раз меньше, чем бельгийские и голландские.

Франция также претендовала на влияние в Африке. В 1881 г. она захватила Тунис, в 1896 г. — Мадагаскар, в 1912 г. — Марокко. Италия закрепилась в Сомали и Эритрее. Войну с Эфиопией Италия проиграла в 1896 г., однако в результате войны с Турцией 1911—1912 гг. захватила турецкие территории Триполитанию и Киренаику (современная Ливия).

С завершением раздела Африки большая часть мира была поделена между индустриально развитыми державами.

1. Используя историческую карту, покажите крупнейшие государства-метрополии и их колониальные владения в конце XIX в. Что давало основания для суждения о завершении колониального раздела мира?

2. Объясните, как различалось положение стран, определявшихся понятиями «аграрно-индустриальные страны», «колонии», «полуколонии». Приведите примеры.

3. Обсудите вопрос: «Как ведущие европейские державы боролись за колониальные владения?» Рекомендуется представить сообщения «экспертов — специалистов по странам» о политике Великобритании, Франции, Германии. Какие территории привлекали их внимание? К каким результатам привели их действия?

4. Охарактеризуйте особенности колониальной политики США. Почему с нею связывают тезис о начале борьбы за передел мира?

5. Какие методы и средства использовали колонизаторы для захвата новых владений? Расскажите о сопротивлении, которое оказывало завоевателям население стран, подвергшихся нападению.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!