СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по всемирной истории "Индия", 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по всемирной истории "Индия", 8 класс»

Как прийти к учению с увлечением?



Дайка Алла Антоновна

ГУО «Новодворская базовая школа»

Пинского района, Брестской области

учитель истории и обществоведения

высшей категории


Работая более 20 лет учителем в школе, замечаю, что учащимся с каждым годом приходится работать с большим объемом информации, с новыми терминами и понятиями, с различными источниками информации. Из-за большого накопления изучаемого исторического материала, учащимся всё сложнее на более высоком уровне понять, запомнить и в нужный момент грамотно применить имеющиеся знания. Я стала убеждаться в том, что более успешным будет тот учащийся, который научится работать с информацией: анализировать, сопоставлять, конкретизировать, систематизировать и творчески использовать.

Как сделать свой урок нашим уроком, уравнять учительское «надо» с ученическим «хочу»? Многие учащиеся, перейдя на вторую ступень общего среднего образования, не проявляют достаточного интереса к изучению истории. На уроках они не всегда активны, могут не выполняют домашнего задания, часто отвлекаются, однако при правильном выборе активных методов обучения можно добиться активизации познавательной деятельности, а иногда и изменить ситуацию в обучении. Знание интереса класса к изучению истории поможет любому учителю правильно подобрать материал и продумать методы, которые будут использованы на уроке. Оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддержать активность детей на уроке, развития у них желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Методы и приёмы обучения можно подразделить на методы начала урока, определения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, рефлексии, подведения итогов. Для каждого этапа урока используются свои методы и приёмы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Так, при встрече учащихся с историей как предметом в 5 классе для того, чтобы добиться максимального интереса, эмоционального восприятия можно использовать такой приём как: «Внимание! Важная информация!» или «Нам пришла телеграмма (письмо) от путешественника (жителя Древнего Рима)». Этот прием позволяет легко найти контакт с учащимися, вызвать их расположение, интересно преподнести изучаемый материал, что способствует их активности на уроке.

Очень эффективным в начале изучения новой темы является «мозговой штурм». Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагаю высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. [2] Затем из общего числа высказанных идей дети отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. В начале урока на доске фиксируются все возможные варианты решения проблемы урока, предложенные детьми, даже неправильные. Затем в ходе коллективного обсуждения оставляются 2-3 решения проблемы, которые анализируются их, а в конце урока называется наиболее оптимальное, правильное решения.

К сожалению, часто состояние речи и самостоятельность мышления современного школьника находятся на недостаточном уровне для успешной сдачи экзамена и усвоения предмета. Поэтому особое внимание уделяем и работе с историческими источниками, а также выработке собственной позиции и отношения к событиям истории и современности.

Анализ исторической личности. История Беларуси 6 класс.

Запаўненне табліцы “Умацаванне Полацкай зямлі”.

Дасягненні Брачыслава Ізяславіча (1003-1044)

Дасягненні Усяслава Чарадзея (1044-1101)

1021г. напаў на Ноўгарад і захапіў шмат дабычы і палонных.

1021г. быў пераможаны Я. Мудрым (дзядзька) на Судаміры.

Я. Мудры аддаў: Віцебск і Усвяты.

Як вы лічыце, чаму Я. Мудры перамог Б., але аддаў яму частку сваёй зямлі?




  • Нарадзіўся ад чараўніцы;

  • Ноччу пераўтвараўся ў ваўка;

  • Меў пляму на лбу.

Напаў на Ноўгарад.

1067г. Бітва на Нямізе (першае ўпамінанне аб Мінску): разгледзьце малюнак

Крыжацалаванне: поруб.

  • Пабудаваў Сафійскі сабор.

  • Развівалася рамяство і гандаль.

1069г. б. на рацы Гзень, дзе ён быў разбіты (пляме: водзь) ноўгарадцамі.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических источников, произведений выдающихся историков. Использование документов делает урок более интересным, насыщенным, познавательным. Развитие навыков работы с историческим текстом позволяет включить в учебный процесс всех учеников класса и повысить интерес к изучению истории. [3]

На начальном этапе изучения истории, в пятом и шестом классах, учим детей работать с учебником и с историческими источниками на репродуктивном уровне: ребята читают и обсуждают мифы, сказания, высказывания знаменитых людей, выписывают из учебника причины и результаты исторических событий, учатся составлять таблицы, сравнивать исторические явления и исторических личностей.

Работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в основе её лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определённой дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учётом подготовленности ученика к работе с текстами. Формы анализа документа могут быть разнообразны: письменно по схеме, эссе по документу, ответ на вопрос, защита той или иной позиции с использованием документа, разбивка документа на части. 

Прааналізуйце гістарычны дакумент. Тэма: “Гарадское жыццё ў другой палове ХVІ — першай палове ХVІІ ст.”

Іншаземец Гваніі пра гандлёвыя сувязі Беларусі у XVI ст.

«А тавары тыя, што з Літвы, з Русі, і польскай із іншых ускраін Маскве прывозяць: сукны усялякія розных колераў рэчы шаўковыя, атласы, адамашкі, златаглаў, срэбраглаў, алтабас і іншыя камяні каштоўныя, золата, жэмчуг і іншыя разнастайныя каштоўныя рэчы. Звыш таго: перац, шафран, гваздзі, усякіх іншых вострых прыпраў мноства. Таксама усялякія тавары, што ў Маскве купляюць і з Масквы ў польскую зямлю, у Літву I на Русь вывозяць, гэта значьшь: воск, футры цёплыя розных звяроў, лісы чорныя, куніцы, гарнастай, вавёрку і іншыя...»

Зрабіце вынікі:

Аб узроўні развіцця гандлю паміж ВКЛ і Маскоўскім царствам?

Ці змяніўся натуральны характар гаспадаркі ВКЛ?

Аб характары адносін ВКЛ да маскоўскіх купцоў?

Историческое мышление на творческом уровне предполагает умение решать проблемные познавательные задачи. Решение познавательных задач может способствовать становлению различных мыслительных умений. Все зависит от того, какого рода деятельность необходима для решения конкретной задачи. Не все ученики активно участвуют в решении задач, но все-таки следят за процессом ее решения. Это уже хорошо. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умения думать, сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою собственную точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы. И во многом это происходит потому, что у них отсутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, не услышанным, получив в результате плохую оценку. Главным и обязательным условием этой формы работы должна стать совместная радость творчества и взаимное удовлетворение от общения с историей.

Данный метод получил название лабораторного.

Этот метод можно рассмотреть и применить при работе с темой «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Учитель знакомит учеников с понятием «закон». Ученики делают записи в тетрадях: «Закон — это письменный документ, в котором закреплены правила, определенные государством». Затем учитель подчеркивает, что роль закона заключается в регулировании отношений в обществе.

Лабораторная работа может быть проведена в группах. Каждая группа получает свои тексты законов (фрагменты свода Хаммурапи) и вопросы для работы. Общее задание для всех: на основе сообщений представителей групп составить рассказ о жизни, обычаях и занятиях населения в Древнем Вавилонском царстве.

Дети, используя памятку для работы с историческими источниками, отвечают на поставленные вопросы.

1. Дайте характеристику историческому источнику:

а) автор;

б) время создания;

в) жанр;

г) первичный или вторичный.

2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.

3. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.

4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.

5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.

После окончания самостоятельной работы с текстами документов учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, поочередно давая слово представителям каждой из четырех групп. Затем учитель обобщает ответы учащихся.

Значительный интерес представляют такие формы организации занятий, как «круглый стол», «пресс-конференция», «диспут». Их педагогический потенциал состоит в том, что старшеклассники самостоятельно работают с обширным материалом. Важен также характер деятельности, общения на таких занятиях. Это уже не традиционное «учитель спрашивает — ученик отвечает». Это диалог между сверстниками, то, чего пока так мало на уроках и чему обязательно нужно учить школьников. Для решения этой задачи я обычно используют такую форму урока, как диспут. Можно провести диспут о Наполеоне Бонапарте.

Тема диспута такова: «Кто он — гений или злодей?»

Вот круг примерных заданий и вопросов, которые можно использовать во время диспута о Наполеоне Бонапарте:

1. Докажите, что в характере Наполеона Бонапарта противоречия присутствовали с юных лет.

2. Согласны ли вы с высказыванием Стендаля: «Жизнь этого человека

гимн величию души»?

3. Какие черты характера Наполеона Бонапарта Вам нравятся, а какие

нет? Почему?

4. Был ли Наполеон великим полководцем?

5. А. С. Пушкин писал: «Хвала! Он русскому народу Великий жребий указал, и миру вечную свободу Из мрака ссылки завещал». Согласны ли Вы с этим утверждением?

6. Его любили и ненавидели. Его именем пугали детей и ставили в пример юным. Почему?

На уроке-диспуте можно использовать подборки иллюстраций, высказывания о Наполеоне, творческие работы учащихся, проблемные задания. В ходе обсуждения ученики демонстрируют знание исторической эпохи, умения аргументировать и обобщать. Школьники оттачивают свою речь, мышление, учатся слушать друг друга, уважать иное мнение. Вмешательство учителя в спор должно быть тактичным. В заключение урока важно поощрять школьников, при необходимости вычленить главные итоги спора.

Следующие два приёма раскрою вместе, т.к. они тесно взаимосвязаны. Первый называется «To be continued» (так предложили дети). Он предельно прост и сам по себе принципиально не важен. Суть его в том, что вместо законченной презентации к каждому уроку (с чёткой структурой и обязательным «Спасибо за сотрудничество!» в конце) делается общая презентация на целый блок. Дело в том, что в некоторых блоках (например, «Смутное время») чёткая информационная граница между темами не существенна. Об этом не стоило бы говорить, если бы отсюда не вытекал следующий приём – «Цепная реакция». За день до следующего урока я копирую презентацию и удаляю из неё практически весь текст до того момента, на котором мы остановились. Иллюстрации же, наоборот, остаются. А на уроке начинаю её прокручивать с начала, предлагая учащимся вспомнить, о чём шла речь. Любопытно, что с этой работой лучше справляются «левополушарные» дети, да это и понятно: ведь у них из памяти лучше всего извлекаются именно образные структуры.

И, наконец, самый свежий, ещё только опробованный, но не обкатанный приём, который я назвала «Превращение Незнайки». Применив его на практике я получила неожиданный и приятный результат.

На доске записана тема урока: «Крымская война». И получился вот какой диалог:

- Что вы знаете о Крымской войне?

- Ничего.

- Ошибаетесь, на самом деле вы знаете не так уж мало и сейчас в этом убедитесь. В каком веке произошла эта война?

- В девятнадцатом.

- Докажите.

- Если бы она была раньше, то мы бы её изучали в прошлом году, а если позже – то в следующем.

- Кто правил Россией, когда началась эта война?

- Николай I.

- Докажите.

- Если бы это был Александр I, то мы бы её изучили раньше, а если следующий царь, то мы бы его уже знали.

- Значит, в какой отрезок XIX века она началась?

- С 1825 по 1855 годы (это годы правления Николая).

- А в начале или в конце правления Николая она началась?

- В конце.

- Докажите.

- Мы уже долго изучаем Николаевскую эпоху.

- Война была не очень длительной. Она началась в 40-е или 50-е годы?

- В 50-е.

- Назовите одну страну-участницу войны.

- Россия.

- Докажите.

- Крым входил в состав России, кроме того, мы изучаем историю России.

- Сейчас вы назовёте ещё одного участника. Вспомните, кому принадлежал, Крым до конца XVIII века?

- Турции, значит, она тоже участвовала.

- Были ли другие участники?

- Да.

- Докажите.

- Если бы их не было, войну бы назвали Русско-турецкой.

- Россия нападала или оборонялась?

- Оборонялась.

- Докажите.

- Крым – это Россия, значит, война велась на нашей земле.

Понятно, что отвечал не один ученик. Практически каждый принял участие в разговоре. Конечно, не всё было так гладко. Иногда возникали паузы между вопросом и ответом, бывшим владельцем Крыма вдруг стала Украина и т.п. Но я не пожалела потраченного времени. Во-первых, материал о причинах войны в учебнике изложен очень просто и понятно, а во-вторых, горящие глаза учеников, их явно улучшившееся настроение, и вывод, сделанный ими: «Оказывается, если хорошенько подумать, из двух слов можно извлечь массу информации»- показали мне, что я на правильном пути.

Следующий приём – «Игра в детектив». На слайде учащиеся видят определённый текст, причём чаще всего он позиционируется как исторический источник. Необходимо доказать, что данный текст – фальшивка. Так, например, при изучении темы «Начало правления Александра I» предлагается якобы отрывок из газетной статьи о создании нового учреждения – «Негласного комитета». Понятно, что само слово «негласный» означает «тайный», о нём не могли писать газеты. Задание несложное, но позволяющее кроме стимуляции умственной деятельности немного разрядить обстановку: обычно реакцией на такого рода фальшивки бывает смех.

Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении нового материала применяются также игровые методы обучения. Во время игры дети могут свободно излагать свои мысли, не боясь ошибиться и получить неудовлетворительные оценки. На таких уроках ученики работают более активно.

Игровые методы очень хорошо подходят при изучении истории для повышения интереса к предмету. Например: игры- путешествия на уроках обобщения, при актуализации опорных знаний, является игра «Веришь-не веришь» (этот вид опроса учащихся, в ходе которого произносятся верные и ложные утверждения, составленные по материалу изучаемой темы). На уроках истории Беларуси 7 класс при изучении темы «Утварэнне Рэчы Паспалітай”:

Так” ці “не”: 

  1. Шляхта ВКЛ не жадала падпісання уніі 

  2. Рэч Паспалітую можна ахарактарызаваць як саюзную дзяржаву 

  3. Федэрацыя – гэта форма ўтварэння дзяржавы, калі дзяржава складаецца з залежных частак 

При закреплении изученного материала можно использовать такой приём как «Мои вопросы-ваши ответы», для многократного повторения понятий и хронологических дат применяю игру «Снежный ком», игра-анализ конкретных ситуаций, «Историческое лото».

Тэма “Палітычнае становішча ВКЛ у апошняй трэці XVI – пачатку XVII ст.”

Гульня“Гістарычнае лато.”

Якія падзеі адбыліся ў абазначаныя на “стужцы часу” гады?

Што такое унія?

1385г.-Крэўская унія

1413г.-Гарадзельская унія

1558г.-пачатак Лівонскай вайны

1569г.-заключэнне Люблінскай уніі

1583г.-заканчэнне Лівонскай вайны

Во внеклассной работе по предмету можно использовать такие игры как «Колесо истории», «Исторический марафон», Своя игра», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Учащиеся принимают активное участие в ролевых играх, инсценировки мифов, литературных произведений, интересных исторических эпизодов с последующим обсуждением. [1, c.218]

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Одним из вариантов деловой игры являются ролевые игры.

Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на уроках по обществоведения 10 класс при изучении темы «Государство и экономика» можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях.

И ещё один из интересных видов игры это- игра - информационный лабиринт. Игра – информационный лабиринт предполагает работу учащихся с набо­ром документов.

Так, на уроке «Россия в Первой мировой войне» ребятам были предложены матери­алы из журнала «Летопись войны 1914 го­да», и задания:

выделите основные события, описанные в журнале;

охарактеризуйте психологический фон статей;

отметьте наиболее яркие материалы;

сделайте выводы.

Ролевые игры, включенные в состав тренинга, дают возможность многим обучающимся, взявшим на себя роль того или иного исторического деятеля, по-новому реализовать свой личностный потенциал и показать себя в коллективе, особенно если им это психологически трудно сделать в обычной, неигровой обстановке.

Импровизированные дебаты. 9 класс. Урок обществоведения.

Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преимуществах) позиции, отстаиваемой вашей командой.

Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Пример темы: «Власть портит человека, а абсолютная власть портит абсолютно»

10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет - какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, определение лучших ораторов.

Работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства. Незаменимой в этом процессе является применение наглядности. К сожалению, иногда наглядного материала не хватает для всех тем урока. Поэтому я попробовала изготавливать нужный материал собственноручно, а иногда мне в этом увлекательном деле помогают мои ученики. Не секрет, что конструирование макетов замков, создание карт, схем, рисунков, «умных карт» очень нравится детям. Такая деятельность позволяет им прочувствовать, осознать особенности того или иного периода в истории.

Следующий метод –это работа с визуальными образами. Часто они представляют из себя обычный иллюстративный материал, позволяющий привлечь на свою сторону не только детей с понятийным типом мышления, так и обладателей наглядно-образного мышления. Это портреты правителей, картины на историческую тематику, плакаты, карикатуры и т.п. Но многие иллюстрации служат и для другой цели – а именно – для стимулирования мыслительных операций.

Приведу такой пример: при изучении темы «Смутное время» включается слайд, на котором изображена депутация Земского Собора, просящая Бориса Годунова принять «шапку Мономаха». Вроде бы обычная иллюстрация. Сообщаю, что Борис, приложивший максимум усилий для своего избрания на царство, (одновременно предлагаются версии о том, какие способы он мог использовать), дважды отказывался принять царский венец (выясняем возможные причины этого), и лишь на третий раз согласился возглавить страну. После этого прошу внимательно посмотреть на картину и определить, какой это визит: первый или последний. Причём меня интересует не сам ответ, а система доказательств. Иногда проходит минут пять, прежде чем самый внимательный не обратит внимание на руки будущего царя: они согнуты в локте, а ладони направлены вниз. Он как бы отталкивает от себя поднос с царскими регалиями, следовательно – это первый (или, возможно, второй), но никак не последний визит делегации к Годунову. Казалось бы – мелочь, но за это время происходит и тренировка внимания (задание-то интересное и кажется лёгким, поэтому равнодушных не бывает), и мышления, как аналитического, так и образного.

При завершении урока часто в своей практике использую различные формы рефлексии. Их я считаю, тоже можно отнести к активным методам.

«Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока. Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг». Учитель дает минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают.

Подводя итог сказанному, хочется еще раз отметить, что продуманная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся, приближает каждого отдельного школьника к его главной цели- живому осмыслению истории, поиску и нахождению общего языка с прошлым.


Литература

1. Борзова, Л.П. Игры на уроках истории/ Л.П. Борзова-Москва: Владос, 2001- 216-218 с.

2. Варганов, В.В. Активизация познавательной деятельности учащихся / В.В.

Варганов. // «Гісторыя і грамадазнаўства».- 2014.- №1.

3. Говорушко Н.О. Исторические документы и способы их применения на

уроках истории и обществоведения/ Н.О. Говорушко // «Гісторыя і грамадазнаўства».- 2017.- №3, с.47

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить

критически/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В.-Санкт-

Петербург: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003 

5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-2 / Н. И. Запрудский

– Минск: Сэр-Вит, 2010. – 256 с.

6. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения/ Кашлев С.С –Минск, 2011, с. 222

7. Кульневич, С.В. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2 / С.В.

Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов- на- Дону: Учитель- 2005.- 285 с.

8. Хуторской А.В., Практикум по дидактике и современным методикам

обучения/ Хуторской А.В.- Санкт-Петербург: Питер, 2004, режим доступа: elar.rsvpu.ru›bitstream/123456789…Utkina_2011.pdf,дата доступа 6 апреля 2017 года

























.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!