СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по устной речи по теме "Насекомые-часть живой природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по устной речи для учащихся 2 класса  по теме: "Насекомые- часть живой природы".

НАСЕКОМЫЕ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цели: уточнить представления учащихся о насекомых; знакомство с признаками живых организмов и выявление существенных признаков насекомых; развитие речевых навыков, мышления, внимания; воспитание любви к природе.

Оборудование: рисунки с изображениями насекомых; схема «Животные»; карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, –

Он вспорхнул и улетел.

                           (Бабочка.)

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

                           (Муха.)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног – без копыт,

Летит – воет,

Сядет – землю роет.

                           (Жук.)

– Что объединяет слова-отгадки? (Это насекомые.)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и красотой насекомых.

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 16–17).

– Рассмотрите рисунок на с. 16. Как можно узнать насекомых? (Учащиеся оказываются в затруднении, так как большинству из них не известен общий признак насекомых – шесть ног.)

– Рассмотрите изображение пчелы. Сколько ног у пчелы? (6 ног.)

– Сколько частей тела? (3 – голова, грудь, брюшко.)

– Какие насекомые изображены на центральном рисунке? (стрекоза, комар, водомерка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик.)

– Пересчитайте у них количество ног и количество частей тела.

В ы в о д: у всех насекомых – 6 ног.

– Обратите внимание, что насекомых зовут еще членистоногими, так как ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, тоже состоит из отдельных сегментов, разделенных насечками (своеобразный «скелет» насекомого).

2. З н а к о м с т в о   с   м н о г о о б р а з и е м   м и р а  насекомых.

Учитель демонстрирует рисунки с изображением насекомых и рассказывает об их жизни.

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учитель.        Муха, муха, Цокотуха,

                       Позолоченное брюхо!

                       Муха по полю пошла,

                       Муха денежку нашла…

                                          К. Чуковский

– Вы знаете это стихотворение?

– Кто был в гостях у Мухи?

– Почему Муха не пригласила в гости зайца, аиста или медведя? (Она пригласила только насекомых.)

3. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 17).

– Рассмотрите изображение паука. Как вы думаете, а паук – это насекомое? Сколько ног у паука? (8 ног.) Сколько частей тела? (Дети затрудняются.)

– У него 2 части тела – головогрудь и брюшко, а не три, как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело.

Пауки – не насекомые

Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз – целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, кото­рая застывает на воздухе в виде нити – паутины.

На доске составляется схема:

 

Учитель читает рассказ «Как узнать насекомых» (хрестоматия).

III. Закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а   в   п е ч а т н о й   т е т р а д и   (з а д а н и е  11).

2. Р а б о т а   в   п а р а х   п о   к а р т о ч к а м.

– На свете существует много разных насекомых. Это жуки, бабочки, муравьи, пчелы, мухи, стрекозы, комары. Все они имеют тело, состоящее из трех частей, и три пары ног.

Внимательно рассмотрите изображение фантастического животного. Из частей каких насекомых оно составлено?

 

IV. Итог урока.

– Каких животных относят к насекомым?

– Назовите насекомых нашего края.

– Рассмотрите таблицу. Что вы узнали из нее?

Какие бывают животные

Группы животных

Признаки групп

Число видов

Насекомые

Шесть ног

1 миллион

Рыбы

Скользкая чешуя, плавники, жабры

20 тысяч

Земноводные

Голая кожа

3400

Пресмыкающиеся

Сухие чешуйки

6 тысяч

Птицы

Перья

8600

Звери

Шерсть

4 тысячи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«урок по устной речи по теме "Насекомые-часть живой природы".»

НАСЕКОМЫЕ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цели: уточнить представления учащихся о насекомых; знакомство с признаками живых организмов и выявление существенных признаков насекомых; развитие речевых навыков, мышления, внимания; воспитание любви к природе.

Оборудование: рисунки с изображениями насекомых; схема «Животные»; карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, –

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

(Муха.)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног – без копыт,

Летит – воет,

Сядет – землю роет.

(Жук.)

– Что объединяет слова-отгадки? (Это насекомые.)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и красотой насекомых.

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 16–17).

– Рассмотрите рисунок на с. 16. Как можно узнать насекомых? (Учащиеся оказываются в затруднении, так как большинству из них не известен общий признак насекомых – шесть ног.)

– Рассмотрите изображение пчелы. Сколько ног у пчелы? (6 ног.)

– Сколько частей тела? (3 – голова, грудь, брюшко.)

– Какие насекомые изображены на центральном рисунке? (стрекоза, комар, водомерка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик.)

– Пересчитайте у них количество ног и количество частей тела.

В ы в о д: у всех насекомых – 6 ног.

– Обратите внимание, что насекомых зовут еще членистоногими, так как ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, тоже состоит из отдельных сегментов, разделенных насечками (своеобразный «скелет» насекомого).

2. З н а к о м с т в о с м н о г о о б р а з и е м м и р а насекомых.

Учитель демонстрирует рисунки с изображением насекомых и рассказывает об их жизни.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учитель. Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

К. Чуковский

– Вы знаете это стихотворение?

– Кто был в гостях у Мухи?

– Почему Муха не пригласила в гости зайца, аиста или медведя? (Она пригласила только насекомых.)

3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 17).

– Рассмотрите изображение паука. Как вы думаете, а паук – это насекомое? Сколько ног у паука? (8 ног.) Сколько частей тела? (Дети затрудняются.)

– У него 2 части тела – головогрудь и брюшко, а не три, как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело.

Пауки – не насекомые

Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз – целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, кото­рая застывает на воздухе в виде нити – паутины.

На доске составляется схема:

Учитель читает рассказ «Как узнать насекомых» (хрестоматия).

III. Закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 11).

2. Р а б о т а в п а р а х п о к а р т о ч к а м.

– На свете существует много разных насекомых. Это жуки, бабочки, муравьи, пчелы, мухи, стрекозы, комары. Все они имеют тело, состоящее из трех частей, и три пары ног.

Внимательно рассмотрите изображение фантастического животного. Из частей каких насекомых оно составлено?

IV. Итог урока.

– Каких животных относят к насекомым?

– Назовите насекомых нашего края.

– Рассмотрите таблицу. Что вы узнали из нее?

Какие бывают животные

Группы животных

Признаки групп

Число видов

Насекомые

Шесть ног

1 миллион

Рыбы

Скользкая чешуя, плавники, жабры

20 тысяч

Земноводные

Голая кожа

3400

Пресмыкающиеся

Сухие чешуйки

6 тысяч

Птицы

Перья

8600

Звери

Шерсть

4 тысячи




















































У р о к 14.
НАСЕКОМЫЕ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цели: продолжить формирование навыка классификации животных по группам; закреплять умение определять насекомых; развивать наблюдательность, умение сравнивать; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: рисунки с изображением насекомых; загадки о насекомых; карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

– Мотылек, мотылек,

Сядь поближе на цветок.

– Я не сяду на цветок:

У тебя в руке сачок.

– Я тебя ловить не стану,

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мой мотылек.

– Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять…

Сосчитаю, сколько ног,

Я и без тебя, дружок!

Й. Йованович-Змай

– О ком это стихотворение? (О мотыльке.)

– К какой группе животных относится мотылек? (К насекомым.) Сколько ног у насекомых?

– Сегодня на уроке повторим наши знания о насекомых.

II. Изучение нового материала.

1. Р а с с к а з «О многообразии мира насекомых».

Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У большинства из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.

Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см. Длина жука голиафа более 20 см, а самое маленькое насекомое – жук трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Самый главный орган чувств насекомых – усы. Их разнообразие велико. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и со вздутиями. Как ниточка, усики кузнечика долихопода, и в длину в 3–4 раза больше тела. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему далеко вокруг себя ощупывать предметы. Словно пилочка, усы у жука-щелкунчика, как гребенка – у бабочки.

Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, – длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Очень острые и зазубренные челюсти у жука жужелицы. Кое-кому природа не дала ротовых придатков, и снизу головы – лишь голая площадка. Поэтому пищу такое насекомое накапливает еще в стадии личинки.

Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет никаких глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, и каждый из них может давать самостоятельное изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными ногами.

У большеглазых насекомых, кроме того, еще есть на лбу крошечные, будто линзы, три глазка. Иногда два больших глаза сливаются вместе, или появляются четыре, направленные в разные стороны. Жук вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя другими – снизу, под водой.

В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они приводят в движение крылья и ноги. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летящего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

Скорость полета большинства насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10–20 км/ч, шмель – 3–5 км/ч, муха – 2 км/ч, златоглазка – 0,5 км/ч. Зато слепни летят со скоростью до 40 км/ч, а бабочки бражницы – около 60 км/ч.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется –

Бабочка кружит и вьется.

(Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить.

1 – руки через стороны вверх, вдох;

2 – и. п., выдох;

3 – плавное движение рук вверх, смотреть на пальцы;

4 – руки вниз;

5 – присед;

6 – маховые движения руками, кружение.)

2. Р а с с к а з «Есть ли у насекомых кровь?».

– Когда мы изучаем живые организмы размерами значительно меньше нас самих, почему-то думаем, что у них наверняка отсутствуют какие-то знакомые нам органы. Ведь не может же у такой крохи, как насекомое, быть сердце? А есть ли у насекомых кровь и кровеносная система?

Но в природе все так устроено, что каждое ее творение – по-своему чудо. И удивительно не то, что у каждого живого существа есть органы, а то, что эти органы выполняют все необходимые организму функции.

Тело взрослого насекомого можно разделить на три части: голову, грудную клетку, или торакс, и брюшко. На голове у насекомого обычно есть два усика – щупальцы, одновременно выполняющие функции органов обоняния. На голове расположены также глаза и ротовое отверстие.

У насекомых есть не только сердце, но и кровеносная система. Кровь проходит в сердце через отверстия, снабженные клапанами. Когда сердце сокращается, отверстия закрываются, и кровь поступает в артерии. Но у насекомых, в отличие от человека, нет ни кровеносных капилляров, ни вен.

Неразвитость кровеносной системы объясняется тем, что нет нужды снабжать органы кислородом. Известно, что именно с потоком крови по всему организму других животных разносится кислород, необходимый для нормальной жизнедеятельности.

Но у насекомых совершенно другая дыхательная система. Они дышат с помощью крошечных разветвленных трубочек, которые заканчиваются небольшими воздушными отверстиями на поверхности тела. Так что воздух в клетки поступает прямо оттуда. Другой дыхательной системы им не надо, ведь они такие маленькие.

3. З а г а д к и о н а с е к о м ы х.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(Бабочка.)

Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет, тот свою

Кровь прольет.

(Комар.)

Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед.

(пчела.)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

(Стрекоза.)

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

(Муравьи.)

Кто за печкою живет,

Спать мне ночью не дает?

(Сверчок.)

III. закрепление изученного материала.

Р а б о т а п о к а р т о ч к а м.

1) Кто из изображённых на рисунке животных не является насекомым? Почему?

2) Как называются эти жуки? Почему их так назвали? Видел ли ты их в природе? (Ответ: 1. Жук-олень. 2. Майский жук. 3. Жук-носорог. 4. Жук-навозник.)

1 – __________________________________

2 – __________________________________

3 – __________________________________

4 – __________________________________

– Среди этих жуков есть опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез. Еще опаснее его личинка. Что это за жук? Закрась его кружок красным цветом. (Майский жук.)

– Почему многие крупные красивые жуки все реже встречаются в природе?

– Какого из этих жуков можно назвать санитаром? Почему? (Навозника. Его личинки уничтожают павших животных.)

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите насекомых родного края.













У р о к 42.
Птицы

Цели: повторить отличительные признаки птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; расширить знания о питании птиц; проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.

Оборудование: учебники; фотографии и рисунки с изображением птиц; загадки о птицах; кроссворд «Птица».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. (Птица.)

1. На болоте обитает

И лягушек поедает.

(Цапля.)

2. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

(Петух.)

3. Зимою краснеют

На голых ветвях.

Весенней порою

Опять улетят. (Снегири.)

4. На шесте дворец,

Во дворце певец.

(Скворец.)

5. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

– Тема нашего урока – «Птицы». Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, в парке, у реки, в зоопарке, во дворе.

II. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок в учебнике. Как вы отличаете птиц от других животных? (Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела.) Поэтому их еще называют пернатыми.

– Какова особенность внешнего строения птиц? (Наличие двух ног и пары крыльев.)

– Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нельзя. Могут летать насекомые (бабочки) и звери (рыжая вечерница).)

– А плавают ли птицы? (Да. Например, гусь и пингвин.)

– Бывают ли нелетающие птицы? (Да. Например, страус, пингвин, киви.) Как вы думаете, зачем птицам перья?

– Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

– Удавалось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком?

– Все ли перья у него одинаковые?

– Только ли цветом они различаются?

– Рассмотрите рисунок в учебнике.

– Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы, – разные. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы. Перья, покрывающие все тело птицы, как чешуя тело рыбы, называют покровными. Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья. Между ними находится много воздуха, который плохо проводит тепло. Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.

– Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.

– Чем питаются птицы? На какие группы по способу питания делятся птицы? (Зерноядные, насекомоядные, хищные.)

– Назовите зерноядных, насекомоядных, хищных птиц родного края.

– Что помогает им добывать пищу? (Клюв, когти.)

Учитель рассказывает о жизни некоторых птиц нашей страны.

Глухарь – житель лесных чащоб. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухари кормятся ягодами. А на берегах ручьев глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками.

Вальдшнеп – лесной кулик. Днем затаивается под кустами. Начнет темнеть, выберется вальдшнеп на лесную дорогу и ходит по земле, кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелится, он сразу же его ловит и глотает.

Сыч-воробей – маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на нее, схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мертвых мышей – это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.

(По Г. Снегиреву.)

* * *

Над полем нередко можно увидеть небольшую острокрылую рыжую птицу. Не спеша летает она над посевами и то и дело словно останавливается в воздухе, трепеща крыльями и распустив веером хвост. Птица эта – пустельга. Она высматривает добычу – полевок и мышей.

Часами носятся над полями деревенские ласточки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой. Ласточки ловят комаров и других мошек.

На поля созревшей пшеницы вылетают полевые воробьи.
У них спинка коричневая, брюшко серое, на головке светло-коричневая шапочка. По осени полевые воробьи могут причинить вред пшенице на полях. Но зато целое лето они питаются вредными насекомыми. Потому пользы от них больше, чем вреда.

На полях летает трясогузка желтая. Это строгая, длиннохвостая птичка, грудка у нее желтая. Когда садится, она покачивает хвостиком. Питается трясогузка только насекомыми.

Чечевица – маленькая птичка, окраска у нее яркая – у самца голова и грудка огненно-красные. У самки грудь и голова зеленовато-коричневые. В песне чечевицы слышится вопрос: «Витю видел? Витю видел?» . Чечевица питается семенами разных трав. Тем и пользу приносит, уничтожая сорняки.

(По В. Флинту.)

* * *

Днем высматривают мышат, полевок зоркие глаза маленьких соколов – кобчика, пустельги, сами кормятся и детей своих кормят мышами луни, канюки. Сильные кречеты, балобаны, орлы и подорлики без промаха ловят сусликов, хомяков.

А ночью охотятся за хомяками, мышами, полевками совы и филины. И, без числа уничтожая грызунов, великую услугу оказывают хищные птицы нам, нашим полям, огородам, садам.

Часто сердятся на птиц, что они едят ягоды. Дрозды, например, и свиристели очень любят рябину, целыми стаями налетают на нее. Но и тут птицы приносят больше пользы, чем вреда. Ягоды-то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Там косточки попадают в землю, а на будущий год из них вырастают молодые рябинки. И выходит, что птицы разносят семена и сажают для нас леса.

(По В. Бианки.)

– Выберите одну из птиц (см. рис. на с. 154) и расскажите о ней по плану:

1. Как называется птица.

2. Домашняя она или дикая.

3. Водоплавающая или нет.

4. Перелётная или оседлая.

5. Где обитает птица.

6. Чем она питается.

7. Чем примечательна.

8. Чем полезна человеку.

– Рассмотрите рисунки птиц, укажите стрелками, где они живут.

– Что подсказало вам, какие птицы живут у воды? (Перепонки на ногах.)

– Предположите, почему страус и пингвин не умеют летать.

– Назовите домашних птиц. (Курица, гусь.)

– Назовите диких птиц, обитающих в нашем крае. (Чайка, дятел, кукушка, синица.)

– О каких птицах идёт речь в стихотворении? (О перелётных.)

Потянулись гуси

На далёкий юг.

Голоса их грустные

Ловит чуткий слух.

Пролетают мимо

Стороны лесной…

Возвращайтесь, милые!

Будем ждать весной.

Г. Ладонщиков

Курица

Чайка

Дятел

Пингвин



Кукушка

Синица

Пеликан

Гусь

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

– Почему некоторые птицы улетают осенью на юг?

III. Работа по хрестоматии.

1. Учащиеся читают рассказ «Зачем птицам перья?».

– Почему в народе говорят «как с гуся вода»?

– Почему речь идет о гусе, а не о курице? (Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми, не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и ее перья в воде намокают.)

– Как выглядит курица, попавшая под дождь?

– Не зря в народе говорят «мокрая курица».

– Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перья с крыльев и какое-то время не могут летать? (Хищные птицы ловят свою добычу в полете, и постепенно линька помогает добывать корм в период смены перьевого покрова. А гуси и утки могут добывать пищу и без крыльев, так как всегда добывают ее в воде.)

2. Учащиеся читают рассказ «Что едят птицы?».

– Расскажите о питании дятла. (Дятел питается в основном насекомыми и их личинками, пробивая кору «больного» дерева крепким и острым клювом. В получившееся отверстие дятел запускает свой длинный клейкий язык, длина которого достигает 12 см. В зимний период пищей дятла являются семена хвойных деревьев, добытые им из шишек.)

– Как питается утка-широконоска? (Утка – всеядная водоплавающая птица. У нее широкий клюв, который позволяет процеживать воду и задерживать мелкие растения и животных. Добыче питания помогают перепонки между пальцами на ногах.)

– Расскажите о питании коршуна. (Коршун – хищная птица. У него изогнутый крючковатый клюв и мощные ноги с острыми когтями, которыми он хватает и разрывает добычу.)

3. Учащиеся читают в парах рассказы «Кормит ли песня соловья?», «Что на обед у кукушки?».

– Приходилось ли вам слушать соловьиные трели? Каких певчих птиц, кроме соловья, вы знаете? (Жаворонок полевой, жаворонок лесной, садовая славка, певчий дрозд, иволга.)

– Расскажите о питании колибри.

– Как питается клест? Пеликан?

– Почему кукушонок выбрасывает из гнезда птенцов-хозяев?

– Кукушонок в течение первых четырех дней выбрасывает птенцов-хозяев бессознательно. На спине у кукушонка находятся чувствительные сосочки. Кукушонок сбрасывает с себя любой предмет, который к ним прикоснулся. Через четыре дня эта чувствительность исчезает. Если за это время кукушонок не успевает избавиться «от лишних ртов» в гнезде, то уже больше этого не сделает.

IV. Работа в тетради.

З а д а н и е 21. Вставить пропущенные слова: маховые, рулевые, покровные, пуховые.

З а д а н и е 22. Распознать птиц: сова, кукушка, дятел, скворец, ласточка; отличить насекомоядных птиц. (Кукушка, дятел, скворец, ласточка.)

З а д а н и е 24. Заполнить пропуски, вставляя слова: цаплями, воробей.

З а д а н и е 25. Написать названия птиц родного края.

– Подчеркните названия зимующих птиц. Какие птицы прилетают к кормушке возле школы? Чем они питаются?

Учитель читает стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

А. Яшин

– Расскажите, как можно помочь птицам пережить зиму.

– Поясните, почему синиц можно увидеть летом в лесу, а зимой – в городе.

– Понаблюдайте, как птицы стараются согреться в сильные холода.

З а д а н и е 26. Учащиеся работают самостоятельно.

V. Итог урока.

– Назовите признаки птиц.

– Перечислите группы птиц по способу питания.

Домашнее задание: с. 21–23, отвечать на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!