Урок русского языка в 2 классе
Разработала учитель начальных классов КГКОУ ШИ 14
Попикова Наталья Александровна
Предмет: Русский язык, 2 класс
Тема урока: Предлог как отдельное слово
Цель: формирование представлений о предлоге, как отдельном слове и его роли в предложении.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
-развивать память, мышление;
- каллиграфически правильно писать;
- составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
Формирование БУД
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
Регулятивные:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начался урок.
2. Психологический настрой
-Ребята, похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
-Помашите рукой те ребята, кто считает себя добрым человеком.
-Ребята, какой урок начался?
-Что мы делаем на уроке русского языка?
- Правильно, мы пишем, а для того, чтобы начать писать мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
3. Пальчиковая гимнастика.
Тренажёр (бигуди)
Гимнастика
Раз-два-три-четыре-пять- вышли пальчики гулять
Раз-два-три-четыре-пять –в домик спрятались опять
Открыли тетради записали число, в классе.
3. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний.
1.Минутка чистописания.
- Сегодня к нам на урок пришёл сказочный гость, а для того, чтобы узнать кто это, вы прослушайте и отгадайте загадку.
Он ушел от бабки с дедом,
Не хотел их быть обедом
По тропинке прыг да скок
Укатился...(Колобок)
- Как вы догадались, что это колобок?
- Как называется сказка, главный герой, которой КОЛОБОК?
- Назовите первый звук в слове колобок. Дайте характеристику этому звуку.
-Сегодня на минутке чистописания мы пропишем буквы К к. Колобку понравилось как вы написали первую букву его имени.
2. Словарная работа.
Капуста коньки корова
- Прочитайте слова. Спишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
-Что обозначают эти слова?
- Какое слово «лишнее»? Почему?
3. Этап усвоения новых знаний.
1. Введение в тему.
- Прочитайте:
Капуста растёт … грядке.
- Можно ли сказать, что это предложение?
- Почему? (не хватает слов)
- Какое слово нужно добавить, чтобы написанное стало предложением?
- Как в русском языке называется это маленькое слово?
-А называется оно:
ПРЕДЛОГ
На доску вывешиваю слово: Предлог
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?
Мы узнаем на уроке что такое предлоги? Слово Что?
Для чего они нужны?
Как пишутся?
На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить.
Скажите, может ли наша речь существовать без предлогов? (Нет)
-Значит предлог – это маленькое слово
Работа с предложением
Капуста растёт … грядке.
-Какой предлог вставим в это предложение?
Капуста растёт на грядке.
-Теперь мы можем сказать, что это предложение?
-Докажите, что вы, только что прочитали предложение.
(Имеет законченную мысль, слова связаны между собой по смыслу)
-Что помогло связать слова? (Предлог)
-Так для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
-Запишите то предложение, которое составили.
Как будем писать? (с большой буквы, в конце предложения ставим точку)
-Как вы написали предлог? (Отдельно)
-Почему? (потому что это слово, а слова друг с другом пишутся отдельно)
-На какой вопрос нашли ответ? (Как пишутся предлоги?)
-Сколько слов в предложении? Начертить схему.
Подведем итог.
-Что вы узнали о предлоге? Расскажем колобку. (Ответы детей с опорой на кластер)
4. Физминутка.
Солнце яркими лучами
Щёки нам ласкает
К солнышку потянемся
С любым заданием справимся.
5. Этап закрепления и применения изученного.
-Колобок спрашивает, а правильно ли мы рассуждали, поэтому и предлагает выполнить задания в учебнике.
Работа с учебником с. 42 упр. 1
-Выписать выделенные слова с предлогами. Назвать предлоги. С какими словами они связаны? Выделить их в кружок.
-Что такое предлоги?
(Прочитать правило в учебнике) /Читают правило на с. 42/
- С какими предлогами мы повстречались, когда выполняли это упражнение? (в, на, с, из у )
-Это ещё не все предлоги. В русском языке их гораздо больше, около 200, но в речи мы используем примерно 20. Какие еще есть предлоги, вы узнаете из задания, которое приготовил колобок.
Игра «Прятки».
-Сейчас мы поиграем в прятки с колобком. Мы будем помещать колобка туда, куда я вам скажу, а вы мне назовёте предлог, который вам помог догадаться куда надо спрятать колобок. Для этого нам нужна тарелка, и сам колобок.
- на тарелку, за тарелку, у тарелки, в тарелку, над тарелкой, под тарелкой, перед тарелкой, около тарелки.
-Какие предлоги вы ещё узнали? Колобку очень понравилось с вами играть. Он даже запомнил, что такое предлог. А вы?
Рассказать о предлоге (кластер)
6. Самостоятельная работа
-Я вам приготовила карточки, на которых написаны словосочетания, но пропущен предлог, вам надо подобрать по смыслу подходящие предлоги. Давайте ещё раз назовем предлоги.
7. Рефлексия
На сегодняшнем уроке я узнал...
На уроке я похвалил бы себя за...
Сегодня я сумел...
На уроке я работал... активно / пассивно
Своей работой на уроке я... доволен / недоволен
Материал урока мне был... понятен / непонятен
Колобку пора сказать до свидания, и спасибо.
8 Итог урока, оценки.