СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Восклицательные и невосклицательные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новых знаний по теме "Восклицательные предложения" .

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Восклицательные и невосклицательные предложения"»

Тема: Восклицательные предложения

Цели урока:

1) предметные: знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные); знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять; интонационно верно произносить.

2) личностные: осознавать ответственность за произнесённое, умение чувствовать выразительность речи

3) познавательные: выполнять учебно– познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы;

4) регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, оценивать свою работу;

5) коммуникативные: организовывать, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, задавать, слушать вопросы и отвечать на них.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор

Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная


Ход урока

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Доброе утро, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

-Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут … (учитель представляется)

Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого- то из вашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!...(Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")

- Доброе утро всем мальчикам!...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет знать, над какой темой мы сегодня будем работать!

2. Разминка, повторение изученного

-Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка.

- Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения по цели высказывания? (на слайде, записывают в тетради, определяют вид)

Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. (слайд №1)

Береги честь смолоду.

Куда же вы пропали?

3. Подготовка учащихся к изучению темы урока. Стадия вызова

-Ребята, эти картинки вам помогут определить, по какой теме мы сегодня будем работать (на экране картинки с восклицательным знаком). (слайд №2)

- О чем они говорят нам? (картинки предупреждают о чем-то; предупреждение выражается с особой интонацией)

- А теперь мы с вами разгадаем необычную головоломку. Называется она КРОССЕНС. Вы знаете, что такое кроссенс? (слайд №3)

- Это игра, которая помогает развивать мышление, воображение. Читать ее можно с любой узнаваемой картинки, а в центре будет картинка, которая объединит все вместе.

- Скажите, такие картинки вы используете в своей жизни? (на экране смайлики)

- Что вы можете показать смайликами? (смайлики показывают чувства человека)

- С помощью каких предложений мы можем выразить свои чувства? (восклицательных)

- Скажите, а какие чувства мы выражаем с помощью восклицательных предложений?

(гнев, радость, удивление, восхищение, грусть, огорчение)

-А если мы просто сообщаем о чем-то, нам не обязательно говорить с особой интонацией. Мы произнесем слова спокойно.

- Значит тема нашего урока? (восклицательные и невосклицательные предложения)

4. Работа по теме урока

-Запишите дату, тему урока. (на доске)

-Давайте проведем словарную работу (на экране слова: кликать, восклицать, восклицание, восклицательные – чередование К//Ц) (слайд №4)

- Запишите в тетрадь еще слова, которые называют чувства, выраженные смайликами (гнев, радость, удивление, восхищение, грусть, огорчение)

- В устной речи для выражения своих чувств мы используем наш голос. На письме выразительно прочитать текст помогают знаки препинания.

Послушаете, как этот знак препинания говорит сам о себе: (слайд №5)



На странице вверх тормашками

Торчу!

Восхищаюсь, возмущаюсь

И кричу!

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.

Какой это знак препинания? (восклицательный)

Не зря говорят: важно не что сказать, а как сказать!

- Вы уже умеете различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из этих видов предложений можно прочитать с разной интонацией. Восклицательное предложение произносится с сильным чувством. Невосклицательное предложение произносится спокойно, без ярко выраженных эмоций.

- И перед тем, как мы начнем закреплять знания, нужно немного отдохнуть и поднять настроение

5. Физ. минутка (песня Барбариков о доброте )

6. Закрепление знаний

-А теперь давайте с вами поучимся выражать свои чувства с помощью этих предложений.

На партах у вас лежат карточки. Соберите предложения и запишите их в тетради. Укажите вид предложения по цели высказывания и по интонации. Не забудьте, что восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

(Работа в парах)

Добрый человек и кошке приятно

Доброе слово на добрые дела

Добрые дела добро сеет

Жизнь дана красят человека

При солнышке тепло лучше сладкого пирога

Не одежда красит человека, при матушке добро

Доброе слово а его добрые дела

Доброе сердце говори смело

Про доброе дело лучше богатства

- А теперь посмотрим, что у вас получилось (дети озвучивают результат своей работы)

- Скажите, как называются предложения, которые вы собирали? (пословицы)

- О каких качествах человека они говорят?

- Эти качества называют нравственными. А какие предложения помогут нам выразить отношение к таким качествам?

-Правильно, восклицательные.

-Ребята, а теперь запишите отрывок из песни «Дорогой добра» и определите вид предложения. (слайд №6)

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за Солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра! (взаимопроверка)

7. Рефлексия.

- Ребята, урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы. (слайд № 7) кроссенс

8. Домашнее задание

- Ребята, домашнее задание будет творческое: написать мини-сочинение о доброте или о дружбе из 6-7 предложений с использованием предложений и по цели высказывания, и восклицательных.

- Мне очень понравилось с вами работать. И закончить наше занятие я бы хотела небольшим стихотворением, в котором есть и восклицательные предложения, и добрые качества людей:

Старайтесь быть добрее и сердечнее,

Благим делам не надо счёт вести,

Давайте все мы будем человечнее!

Лишь Доброта сумеет Мир спасти!!!

- Спасибо за урок, ребята! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!