Тема: Восклицательные предложения
Цели урока:
1) предметные: знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные); знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять; интонационно верно произносить.
2) личностные: осознавать ответственность за произнесённое, умение чувствовать выразительность речи
3) познавательные: выполнять учебно– познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы;
4) регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, оценивать свою работу;
5) коммуникативные: организовывать, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, задавать, слушать вопросы и отвечать на них.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор
Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Ход урока
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Доброе утро, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
-Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут … (учитель представляется)
Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого- то из вашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам!...(Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")
- Доброе утро всем мальчикам!...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет знать, над какой темой мы сегодня будем работать!
2. Разминка, повторение изученного
-Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка.
- Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения по цели высказывания? (на слайде, записывают в тетради, определяют вид)
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. (слайд №1)
Береги честь смолоду.
Куда же вы пропали?
3. Подготовка учащихся к изучению темы урока. Стадия вызова
-Ребята, эти картинки вам помогут определить, по какой теме мы сегодня будем работать (на экране картинки с восклицательным знаком). (слайд №2)
- О чем они говорят нам? (картинки предупреждают о чем-то; предупреждение выражается с особой интонацией)
- А теперь мы с вами разгадаем необычную головоломку. Называется она КРОССЕНС. Вы знаете, что такое кроссенс? (слайд №3)
- Это игра, которая помогает развивать мышление, воображение. Читать ее можно с любой узнаваемой картинки, а в центре будет картинка, которая объединит все вместе.
- Скажите, такие картинки вы используете в своей жизни? (на экране смайлики)
- Что вы можете показать смайликами? (смайлики показывают чувства человека)
- С помощью каких предложений мы можем выразить свои чувства? (восклицательных)
- Скажите, а какие чувства мы выражаем с помощью восклицательных предложений?
(гнев, радость, удивление, восхищение, грусть, огорчение)
-А если мы просто сообщаем о чем-то, нам не обязательно говорить с особой интонацией. Мы произнесем слова спокойно.
- Значит тема нашего урока? (восклицательные и невосклицательные предложения)
4. Работа по теме урока
-Запишите дату, тему урока. (на доске)
-Давайте проведем словарную работу (на экране слова: кликать, восклицать, восклицание, восклицательные – чередование К//Ц) (слайд №4)
- Запишите в тетрадь еще слова, которые называют чувства, выраженные смайликами (гнев, радость, удивление, восхищение, грусть, огорчение)
- В устной речи для выражения своих чувств мы используем наш голос. На письме выразительно прочитать текст помогают знаки препинания.
Послушаете, как этот знак препинания говорит сам о себе: (слайд №5)
На странице вверх тормашками
Торчу!
Восхищаюсь, возмущаюсь
И кричу!
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
Какой это знак препинания? (восклицательный)
Не зря говорят: важно не что сказать, а как сказать!
- Вы уже умеете различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из этих видов предложений можно прочитать с разной интонацией. Восклицательное предложение произносится с сильным чувством. Невосклицательное предложение произносится спокойно, без ярко выраженных эмоций.
- И перед тем, как мы начнем закреплять знания, нужно немного отдохнуть и поднять настроение
5. Физ. минутка (песня Барбариков о доброте )
6. Закрепление знаний
-А теперь давайте с вами поучимся выражать свои чувства с помощью этих предложений.
На партах у вас лежат карточки. Соберите предложения и запишите их в тетради. Укажите вид предложения по цели высказывания и по интонации. Не забудьте, что восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.
(Работа в парах)
Добрый человек и кошке приятно
Доброе слово на добрые дела
Добрые дела добро сеет
Жизнь дана красят человека
При солнышке тепло лучше сладкого пирога
Не одежда красит человека, при матушке добро
Доброе слово а его добрые дела
Доброе сердце говори смело
Про доброе дело лучше богатства
- А теперь посмотрим, что у вас получилось (дети озвучивают результат своей работы)
- Скажите, как называются предложения, которые вы собирали? (пословицы)
- О каких качествах человека они говорят?
- Эти качества называют нравственными. А какие предложения помогут нам выразить отношение к таким качествам?
-Правильно, восклицательные.
-Ребята, а теперь запишите отрывок из песни «Дорогой добра» и определите вид предложения. (слайд №6)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра! (взаимопроверка)
7. Рефлексия.
- Ребята, урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы. (слайд № 7) кроссенс
8. Домашнее задание
- Ребята, домашнее задание будет творческое: написать мини-сочинение о доброте или о дружбе из 6-7 предложений с использованием предложений и по цели высказывания, и восклицательных.
- Мне очень понравилось с вами работать. И закончить наше занятие я бы хотела небольшим стихотворением, в котором есть и восклицательные предложения, и добрые качества людей:
Старайтесь быть добрее и сердечнее,
Благим делам не надо счёт вести,
Давайте все мы будем человечнее!
Лишь Доброта сумеет Мир спасти!!!
- Спасибо за урок, ребята! До свидания!