СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Мейоз"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point . Основные опорные моменты урока появляются на экране интерактивной доски, сюда же выводятся материалы образовательного комплекса по общей биологии (Серия 1 С: Образование 3.0).

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Мейоз"»

Мейоз и его биологическое значение


Задачи урока: образовательные – продолжить формирование у учащихся представления о строении клетки, процессах деления клеток живых организмов;

- продолжить развитие у учащихся умения сравнивать строение клеток на различных этапах клеточного цикла, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;

воспитательные - воспитывать всесторонне развитую, компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;

- содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе познаваемости и общности законов живой природы.

развивающие – развивать общеучебные умения и навыки учащихся – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составления плана, схем и рисунков;

- развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии;

- развитие критического мышления учащихся.


Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point . Основные опорные моменты урока появляются на экране интерактивной доски, сюда же выводятся материалы образовательного комплекса по общей биологии (Серия 1 С: Образование 3.0)


Методы и методические приемы: фронтальная беседа, лекция, работа с таблицей, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с текстом учебника при составлении таблицы в тетради.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, дидактический материал для проверки знаний, микроскопы, микропрепараты к лабораторной работе, таблицы «Митоз» и «Мейоз»


Структура урока :

  1. Орг.момент (1-2 мин.)

  2. Постановка целей и задач урока ( до 15 мин.)

  3. Изучение нового материала ( до 20 мин.)

  4. Закрепление материала (до 10 минут)

  5. Д/з (1-2 мин).

Ход урока:


п/п

Этап урока

Содержание этапа

Методы и методичес-кие приемы

1

2

3

4

1

Орг.

момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся объяснение хода урока, определение групп.


2

Поста-новка целей и задач урока. Актуализация ранее пройдено

го материала

- Что такое половые гаметы? Где они образуются?

Половые клетки (гаметы) развиваются в половых (генеративных) органах и играют важнейшую роль: обеспечивают передачу наследственной информации от родителей к потомкам.

- Что такое зигота и когда она образуется? Какой набор хромосом несет зигота?

При половом размножении в результате оплодотворения происходит слияние двух половых клеток (мужской и женской) и образование одной клетки – зиготы, последующее деление которой приводит к развитию дочернего организма.

Обычно в ядре клетки содержатся два набора хромосом – по одному от одного и другого родителя – 2n (латинской буквой "n" обозначают одинарный набор хромосом). Такая клетка называется диплоидной (от греч. diploos – "двойной" и eidos – "вид"). Можно предположить, что при слиянии двух ядер во вновь образовавшейся клетке (зиготе) будут находиться уже не два, а четыре набора хромосом, которые при каждом последующем появлении зигот будут снова удваиваться.

Представьте себе, какое количество хромосом накопилось бы тогда в одной клетке! Но такого в живой природе не происходит. Почему?

Число хромосом у каждого вида при половом размножении остается постоянным. Связано это с тем, что половые клетки образуются путем особого деления. Благодаря этому в ядро каждой половой клетки попадают не две (2n), а только одна пара хромосом (1n), т.е. половина из того, что было в клетке до ее деления. Клетки с одинарным набором хромосом, т.е. содержащие только половину каждой пары хромосом, называются гаплоидными (от греч. haploos – "простой", "одиночный" и eidos – "вид").

Следует заметить, что у многих эукариот (микроорганизмы, низшие растения и самцы некоторых видов членистоногих) соматические (греч. soma – "тело") клетки (все клетки тела, исключая половые) имеют гаплоидный набор хромосом. У многих цветковых растений клетки являются полиплоидными, т.е. в них содержится много наборов хромосом. Но у большинства животных, у человека и у высших растений гаплоидными являются только половые клетки. Во всех других клетках тела этих организмов в ядре содержится диплоидный (2n) – двойной набор хромосом.

Постановка целей и задач урока








Запись термина на доске












Запись термина на доске


3.

Изучение нового материала

Мейоз – непрямое деление диплоидных клеток зоны созревания половых желез, в результате которого из 1 материнской клетки образуется 4 дочерние с гаплоидным набором хромосом – гаметы (половые клетки).

Мейозу предшествует интерфаза (как и при митозе), клетки, вступающие в мейоз, имеют формулу 2n 2хр. Он состоит из 2-х следующих друг за другом делений: мейоз I и мейоз II.

Мейоз I редукционное (уменьшительное) деление, происходит уменьшение числа наборов хромосом в клетке. Состоит из четырех фаз.

Профаза I (2п4с) самая длительная и сложная фаза, подразделяется еще на 5 стадий:

  1. Стадия тонких нитей – хроматин начинает спирализоваться, и в световом микроскопе хромосомы видны виде тонких нитей.

  2. Стадия соединяющихся нитей – гомологичные хромосомы сближаются и соединяются друг с другом по всей длине, т. е. происходит конъюгация. Вследствие конъюгации образуются биваленты, структуры, состоящие из 2-х хромосом (4-х хроматид). 1nбив 4хр

  3. Стадия толстых нитей – происходит кроссинговер образование перекреста и обмен одинаковыми участками несестринских хроматид гомологичных хромосом в биваленте.

  4. Стадия расходящихся нитей – гомологичные хромосомы в биваленте начинают расходиться друг от друга в области центромер, но остаются соединенными в области плеч (места произошедшего кроссинговера), поэтому структура бивалента не нарушается.

  5. Диакинез — исчезает ядерная оболочка и ядрышки, центросомы расходятся к полюсам клетки, формируется митотический аппарат, биваленты выходят в цитоплазму и двигаются в область экватора.



Рис. Схема кроссинговера


Метафаза I (2п4с)

  • Спирализация хромосом достигает максимального значения.

  • Завершается формирование митотического аппарата — каждый бивалент прикреплен двумя нитями веретена деления к разным полюсам клетки.

  • Биваленты располагаются на экваторе клетки.

Анафаза I (п2с)

  • Деление бивалентов на две хромосомы.

  • Сокращение нитей веретена деления.

  • Расхождение хромосом, состоящих из двух хроматид, к полюсам клетки.

  • Расхождение каждой пары хромосом носит независимый характер.

Телофаза I(п2с)

  • Хромосомы не деспирализуются.

  • Исчезновение митотического аппарата.

  • Образование ядерной оболочки и ядрышек.

  • Цитокинез с образованием 2-х дочерних клеток

Интеркинез – короткая интерфаза между мейозом I и мейозом II. Нет репликации ДНК, поэтому клетка, вступающая в мейоз II, имеет формулу, как и после мейоза I – (п2с)

Мейоз II – эквационное (уравнительное) деление, гаплоидность клеток, возникшая в первом делении, сохраняется во втором. Мейоз II протекает точно так же как и митоз, но есть некоторые особенности.

Профаза II (п2с) не происходит спирализация хромосом.

Метафаза II (п2с) на экваторе клетки находится гаплоидный набор хромосом, а не диплоидный.

Анафаза II (пс) хроматиды, составляющие хромосомы, отделяются друг от друга, и при сокращении нитей веретена деления, расходятся к разным полюсам клетки. 1n1хр на каждом полюсе.

Телофаза II (пс) приводит к образованию 2-х дочерних клеток с формулой 1n1хр.


Значение мейоза:

  • Является механизмом образования гамет.

  • Обеспечивает постоянство кариотипа и вида при половом размножении.

  • Механизм возникновения комбинативной изменчивости (профаза I, анафаза I и II).

Лекция учителя









Демонстра-ция таблицы и электрон-ной презента-ции

4.

Закрепление материала

- Что такое мейоз?

- Назовите основные стадии мейотического деления?

- В чем заключается биологическое значение этого процесса?

- Для каких клеток характерен мейоз?

- В чем сходство и отличие митоза и мейоза?

Признак

Митоз

Мейоз

Мейоз I

Мейоз II

Материнские клетки

Любые соматические клетки

Клетки половых желез

Количество делений

1

2

Фазы деления

Профаза, метафаза, анафаза, телофаза

Профаза, метафаза, анафаза, телофаза

Профаза, метафаза, анафаза, телофаза

Профаза

Спирализация хромосом

Спирализация хромосом, есть 5 стадий

Нет спирализации хромосом

Генетические процессы в профазе

Отсутствуют

Конъюгация и кроссинговер

Отсутствуют

Метафаза

На экваторе клетки — диплоидный набор хромосом

На экваторе клетки — гаплоидный набор бивалентов

На экваторе клетки — гаплоидный набор хромосом

Анафаза

К полюсам клетки расходятся хроматиды

К полюсам клетки расходятся хромосомы

К полюсам клетки расходятся хроматиды

Телофаза

Образуются 2 дочерние клетки с диплоидным набором хромосом

Образуются 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом

Образуются 4 половые клетки с гаплоидным набором хромосом

Значение

Точное распределение хромосом между дочерними клетками

Постоянство кариотипа, сохранение вида

Обеспечивает размножение, рост, развитие и регенерацию организмов

Механизм образования гамет

Обеспечивает постоянство кариотипа и вида при половом размножении

Механизм комбинативной изменчивости


Фронтальная беседа




Заполнение таблицы (самостоя-тельно с использова-нием учебника, затем фронтальная проверка)

5.

Д/з

§ 24, повт. §10-22

Запись в дневниках и на доске


Учащийся должен

знать:

  • свойства живых организмов;

  • положения клеточной теории;

  • фазы мейоза;


уметь проводить сравнение:

  • способов деления клеток;


владеть:

  • методами изучения живой природы: наблюдение, описание, опыт, эксперимент, моделирование, составление гербария, работа с определителем, самонаблюдение;

  • навыками работы с увеличительными приборами (микроскопом);

  • правилами использования учебников, популярной и справочной литературы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!