СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Деление клетки. Митоз».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока к учебнику Общая биология 

Просмотр содержимого документа
«урок Деление клетки.Митоз.»













Урок по теме:

«Деление клетки. Митоз».






Халина Ольга Михайловна

учитель биологии

МБОУ «Полевской лицей»




















д.Полевая, Курского района, Курской области


Тема урока: Деление клетки. Митоз.


Цель: закрепление ранее полученных знаний, сформировать знания о трёх видах деления клеток,

сформировать знания о митотическом цикле и митозе, определить значение деления клетки, раскрыть смысл митоза.

Тип урока: комбинированный.


Оборудование: тетради, учебник, мультимедийное оборудование, презентация.




Ход урока:

Ι.Организационный момент.(2-3 мин)


ΙΙ.Проверка домашнего задания: (тест)


ΙΙΙ.Переход к новой теме: Здравствуйте, ребята, сегодня мы изучаем тему: «Деление клетки. Митоз.» Давайте немного вспомни, что мы проходили в 9 классе.

беседа по вопросам, которые необходимо вспомнить для изучения нового материала

-наука, изучающая клетку? (цитология)

-кто сформулировал клеточную теорию ? (Шванн и Шлейден, Вирхов)

-какие клетки бывают по набору хромосом? (половые -1п, соматические 2п)

-что вы знаете о делении клетки? (деление – это жизненное свойство клетки)

-что такое клеточный центр? (органоид, содержащий две центриоли в виде микротрубочек);

-что такое ДНК? (хранитель наследственной информации);

-что такое редупликация ДНК? (удвоение молекул ДНК);

-что такое хромосомы? (органоиды – носители наследственной информации).

-что такое диплоидный набор хромосом? (двойной набор, характерный для соматических клеток);

-что такое гаплоидный набор хромосом? (одинарный, характерный для половых клеток);


ΙV. Изучение нового материала: Согласно клеточной теории клетки появляются путем деления материнской клетки. Клеточный цикл. Последовательность событий, происходящих между образованием данной клетки и ее делением на дочерние клетки или смертью (апоптоз-запрограмированная смерть клеток), называют клеточным циклом. Этот цикл состоит из трех главных стадий.

1. Интерфаза. Период интенсивного синтеза и роста. В клетке синтезируется много веществ, необходимых для ее роста и осуществления всех свойственных ей функций. Во время интерфазы происходит репликация ДНК.

2. Митоз.(кариокинез). Это процесс деления ядра, при котором хроматиды отделяются одна от другой и перераспределяются в виде хромосом между дочерними клетками.

3.Цитокинез. Это процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками.

фаза

События, происходящие в клетке

G1 ,

пресинтетический

Интенсивные процессы биосинтеза. Образование митохондрий, хлоропластов ( у растений ), эндоплазматического ретикулума, лизосомы, аппарата Гольджи, вакуолей и пузырьков. ядрышко продуцирует рРНК , мРНК  и тРНК; образуются рибосомы; клетка синтезирует структурные и функциональные белки. Интенсивный клеточный метаболизм, контролируемый ферментами. Рост клетки. Образование веществ, подавляющих или стимулирующих начало следующей фазы. (2-3 ч.или несколько суток)

S ,

синтетический

Репликация ДНК. Синтез белковых молекул, называемых гистонами, с которыми связывается каждая нить ДНК. Каждая хромосома превращается в две хроматиды. (6-10 ч.)

G2 , постсинтетический

Интенсивные процессе биосинтеза. Деление митохондрий и хлоропластов. Увеличение энергетических запасов. Репликация центриолей ( в тех клетках, где они имеются ) и начало образования веретена делений. (2-5 ч)

M

Деление ядра, состоящее из четырех стадий.

C

Равномерное распределение органелл и цитоплазмы между дочерними клетками.




ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК

АМИТОЗ (ПРЯМОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Ядро делится перетяжкой или фрагментацией; цитоплазма не всегда делится; характерно для клеток заканчивающих своё развитие. Встречается при патологических процессах: воспаление, злокачественном росте. После амитоза клетки не могут делиться другими способами.(встречается редко)

МЕЙОЗ

Специфическое деление, при котором из клеток с диплоидным набором хромосом образуются половые клетки (с гаплоидным набором хромосом)

МИТОЗ (греч. Mites – нить)-непрямое деление

основной способ деления эукариотических клеток (2п =2п) В 1874 г. Чистяков И. Д. изучил митоз в спорах плаунов. В 1876- 1879г.г. Э. Страсбургер изучил митоз в растительных клетках. В 1882 г. В.Флемминг изучил митоз в клетках животных.


вывод: существует три вида деления клеток. Благодаря делению организмы растут, развиваются, размножаются.







Митоз

    Митоз - это такое деление клеточного ядра, при котором образуются два дочерних ядра с наборами хромосом, идентичными наборам родительской клетки. Вслед за ядерным делением обычно сразу же происходит деление цитоплазмы на две равные части, восстановление клеточной (плазматической) мембраны и клеточные стенки (у растений ) или одной только клеточной ( плазматической ) мембраны ( у животных ) и разделение возникших таким образом двух дочерних клеток. Весь этот процесс и называют клеточным делением. Митотическое деление клеток приводит к увеличению их числа, обеспечивая процессы роста, регенерации и замещения клеток у всех высших животных и растений. У одноклеточных организмов митоз служит механизмом бесполого размножения, ведущего к увеличению их численности.


Митоз (от греч. mítos — нить), кариокинез, непрямое деление клетки, наиболее распространённый способ воспроизведения (репродукции) клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками и преемственность хромосом в ряду клеточных поколений. Биологическое значение М. определяется сочетанием в нём удвоения хромосом путём продольного расщепления их и равномерного распределения между дочерними клетками. Началу М. предшествует период подготовки, включающий накопление энергии, синтез дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и репродукцию центриолей. Источником энергии служат богатые энергией, или так называемые макроэргические, соединения. М. не сопровождается усилением дыхания, т. к. окислительные процессы происходят в интерфазе (наполнение «энергетического резервуара»).


Интерфаза.

Ее часто неправильно называют стадией покоя. Продолжительность интерфазы различна и зависит от функции данной клетки. Это период, во время которого клетка обычно синтезирует органеллы и увеличивается в размерах. Ядрышки хорошо видны и активно синтезируют рибосомный материал. Непосредственно перед клеточным делением ДНК и гистоны каждой хромосомы реплицируются. Каждая хромосома представлена теперь парой хроматид, соединенных друг с другом центромерой. Вещество хромосом окрашивается и носит название хроматина, но сами эти структуры увидеть трудно.




Профаза

Обычно самая продолжительная фаза клеточного деления. Хроматиды укорачиваются ( до 4% своей первоначальной длинны ) и утолщаются в результате их спирализации и конденсации. При окрашивании хроматиды четко видны, но центромеры не выявляются. В разных парах хроматид центромера располагается по-разному. У животных клетках и у низших растений центриоли расходятся к противоположным полюсам клетки. От каждой центриоли в виде лучей расходятся короткие микротрубочки, образующие в совокупности звезду. Ядрышки уменьшаются, так как их нуклеиновая кислота частично переходит в определенные пары хроматид. К концу профазы ядерная мембрана распадается и образуется веретено деления.




Метафаза

Пары хроматид прикрепляются своими центромерами к нитям веретена (микротрубочкам) и перемещаются вверх и вниз по веретену до тех пор, пока их центромеры не выстроятся по экватору веретена перпендикулярно его оси.


Анафаза

Это очень короткая стадия. Каждая центромера расщепляется на две, и нити веретена оттягивают дочерние центромеры к противоположным полюсам. Центромеры тянут за собой отделившиеся одна от другой хроматиды, которые теперь называются хромосомами.


Телофаза

Хромосомы достигают полюсов клетки, деспирализуются, удлиняются, и их уже нельзя четко различить. Нити веретена разрушаются, а центриоли реплицируются. Вокруг хромосом на каждом из полюсов образуется ядерная оболочка. Вновь появляется ядрышко. За телофазой может сразу следовать цитокинез ( разделение всей клетки на две.)



Просмотр видео (митоз)

Понятия:

Репликация - удвоение ДНК

Хроматида (от греч.хрома-цвет и эйдос-вид) одна из 2-х нитей ДНК, образующаяся в процессе деления.

Центромера (от. Лат.центриум-середина, центр и греч.мерос-часть)-место соединения 2-х хроматид, образовавшихся при удвоении хромосом.если ее нет-нет деления.

Центриоль (от.греч. кентрон-центр) -органойд клеток животных, образ-х клеточный центр, состоит из микротрубочек.

Цитокинез (от греч.китос-клетка, сосуд и кинезис-движение)-процесс образования 2-х клеток из 1-й.

Хромосома (от греч.хрома-цвет и сома –тело)- органойд клеточного ядра, явл-ся носителем генов.1 хромосома-1 молекула ДНК, связанная с белками, разделена на 2 плеча центромерой.

Физическая минутка.

Значение митоза

      Генетическая стабильность. В результате митоза получаются два ядра, содержащие каждое столько же хромосом, сколько их было в родительском ядре. Эти хромосомы происходят от родительских хромосом путем точной репликации ДНК, поэтому гены их содержат совершенно одинаковую наследственную информацию. Дочерние клетки генетически идентичны родительской клетке, так что никаких изменений в генетическую информацию митоз внести не может. Поэтому клеточные популяции (клоны), происходящие от родительских клеток, обладают генетической стабильностью.

      Рост. В результате митозов число клеток в организме увеличивается ( процесс, известный под названием гиперплазии), что представляет собой один из главных механизмов роста.

      Бесполое размножение, регенерация и замещение клеток. Многие виды животных и растений размножаются бесполым путем при помощи одного лишь митотического деления клеток. Кроме того, митоз обеспечивает регенерацию утраченных частей (например, ног у ракообразных ) и замещение клеток, происходящее в той или иной степени у всех многоклеточных организмов.

Сформировать выводы. (Вместе с учениками)

VΙ .Домашняя работа: §20, вопросы после § по учебнику Д.К.Беляев и др.

VΙΙ. Закрепление:

Тест.

1. Последовательность стадий клеточного цикла:
а) митоз (М), пресинтетический период (G1), постсинтетический период (G2), синтетический период (S);
б) пресинтетический период (G1), постсинтетический период (G2), синтетический период (S), митоз (М);
в) синтетический период (S), митоз (М), постсинтетический период (G2), пресинтетический период (G1);
г) пресинтетический период (G1), синтетический период (S), постсинтетический период (G2), митоз (М).

2. Интерфаза (I) как стадия клеточного цикла включает:
а) пресинтетический период (G1), синтетический период (S) и постсинтетический период (G2);
б) постсинтетический период (G2), митоз (М) и пресинтетический период (G1);
в) синтетический период (S), постсинтетический период (G2) и митоз (М).
г) пресинтетический период (G1), митоз (M) и синтетический период (S).

3. В пресинтетическом периоде (G1) клеточного цикла происходят:
а) синтез белка и РНК, репликация ДНК;
б) синтез белка и РНК, образование органоидов и рост клетки;
в) синтез белка, деление центриолей и накопление энергии;
г) репликация ДНК, деление центриолей и образование органоидов.

4. В синтетическом периоде (S) клеточного цикла происходят:
а) синтез белка и РНК, репликация ДНК;
б) синтез РНК, образование органоидов;
в) синтез белка и РНК, и накопление энергии;
г) репликация ДНК, образование органоидов.

5. В постсинтетическом периоде (G2) клеточного цикла происходят:
а) синтез белка и РНК, и образование органоидов;
б) репликация ДНК, синтез белка и РНК;
в) синтез белка, деление центриолей и накопление энергии;
г) образование органоидов, репликация ДНК и накопление энергии;

6. Самая продолжительная стадия в митозе:
а) профаза;
б) метафаза;
в) анафаза;
г) телофаза.

7. Самая короткая фаза в митозе:
а) профаза;
б) метафаза;
в) анафаза;
г) телофаза.

8. В результате митоза дочерние клетки диплоидных организмов имеют хромосомный набор:
а) с;
б) 2с;
в) 4с;
г) 2с или 4с.

9. Процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающих непрерывность и преемственность жизни, - ...

10. Организм, обладающий признаками мужского и женского пола, - ...

11. Процесс прямого деления ядра, а затем и всей клетки без образования веретена деления - ...

12. Одна из двух нуклеопротеиновых нитей, образующихся при удвоении хромосом в клеточном цикле, - ...





















Тест.

1). Какой метод не относится к методу изучения клетки.

1. Микроскопия 2. гистохимия 3.центрифугирование 4.цитокинетический ответ 3

2). Отличительные признаки вирусов от других живых организмов.

1. видны не вооруженным глазом 2.размножаются только внутри клетки

3. клеточного строения 4. не проявляют признаков живого ответ 2

3). Простые вирусы.

1)табачная мозаика 2).грипп 3).герпес 4).СПИД ответ 1

4). Какой геном вируса состоит из ДНК?

1. табачная мозайка 2.СПИД 3.корь 4.бактериофаг ответ 4

5). Вирусные заболевания:

1)грипп 2)воспаление уха 3) кариес 4.насморк ответ1

6). Прокариотические клетки.

1)зеленые водоросли 2)животные 3)бактерии 4)растения ответ 3


7). Клеточное строение имеют

1) бактериофаги 3) кристаллы

2) вирусы 4) бактерии ответ 1

8). Существование вирусов было доказано

1)Вавилов 2) Ивановским

3) Шлейдоном 4) Шванном ответ 2

9). Главный признак живого —

  1. движение

  2. увеличение массы

  3. обмен веществ

  4. преобразование веществ ответ 3

10.) Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

  1. клеточный 3) организменный

  2. популяционный 4) видовой ответ1

11). Неклеточные формы, способные размножаться только проникнув в к летку-мишень, — это

  1. бактерии 3) лишайники

  2. простейшие 4) вирусы ответ 4









Используемые ресурсы:

  1. Диск «Общая биология .10 класс» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2010 г.

Интернет:

1.Все по медицине http://meduniver.com

2.Википедия http://ru.wikipedia.org

3. Биология. Электронный учебник. http://ebio.ru/kle07.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!