СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Подготовки к написанию сочинения "Обычный день девочки-дворянки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к сочинению "Обычный день девочки-дворянки" (материалы к уроку развития речи "Описание картины"). Анализ картины В.Серова "Девочка с персиками". Составление рассказа об обычном дне девочки-дворянки.Представление о разных типах речи: повествовании и описании.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Подготовки к написанию сочинения "Обычный день девочки-дворянки"»


Урок по теме «Подготовки к написанию сочинения

"Обычный день девочки-дворянки". 5-6 класс



Цель урока: подготовиться к созданию собственного художественного

текста(высказывания), в котором сочетались бы два типа речи:

описание и повествование.

Задачи урока:

1.Развить навык описания внешности человека (на примере произведения живописи), указать наиболее яркие его признаки.

2.Раскрыть основные особенности художественного описания личности

с помощью художественно-изобразительных средств.

3.Показать, какую роль в художествественном описании личности играют

художественно-изобразительные средства.

4.Развить навык учащихся в создании повествовательных текстов,

в которых излагается ряд последовательных событий.

5.Показать учащимся, как в одном высказывании могут органично

сочетаться два вида речи: описание и повествование.

6.Способствовать обогащению лексического запаса учащихся, т.к.

данная тема требует этого.

7.Способствовать формированию нравственных устоев учеников: знанию

и уважению к историческим и культурным корням России.


1-й этап.

Каждому ученику выдаётся лист с рабочими материалами.


Многие знаменитые картины В.А.Серов написал в Абрамцеве, подмосковном имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Его двенадцатилетняя дочь изображена на портрете "Девочка с персиками".

Художник был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых,

Веруши, которую давно не видел. Она так расцвела и похорошела, что он

едва узнал её. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, c копной густых,

тёмных волос, она казалась старше своих лет, почти барышней.

Ясные, чистые, глубокие глаза-вишни выдают живой ум и непосредственность.

Верочка Мамонтова в розовой блузке с чёрным бантом сидит за столом.

Девочка словно на мгновение присела и машинально взяла в руки персик.

Весь её юный облик мил и обаятелен.


То прелесть юности и прелесть бытия!

Обманчиво серьёзен взгляд,

Мгновенье - и она смеётся!

К подружкам убежит,

Вновь спрячется - найдётся,

И шутке милой живо отзовётся,

И нежной рукой вдруг персика коснётся.

И нетерпение сквозит

И в позе, и в движеньи

Мгновенья счастья - Верочкин удел

Такой её увидел мастер кисти

И радость бытия запечатлел...


Вопросы к тексту.

1.Объясните лексическое значение слова "меценат".

2.Подберите синоним к выражению "несказанно очарован" (удивлён, заворожен, поражён, восхищён).

3.С помощью каких языковых красок в тексте описан образ Верочки?

а)синонимы (расцвела и похорошела; расцвела - олицетворение)

б)метафоры (с копной густых волос; глаза-вишни)

в)эпитеты (ясные, чистые, глубокие глаза).

4.Объясните лексическое значение слова "непосредственность",выбрав

нужный вариант:

а)жизнерадостность

б)естественность

в)подвижность

5.Объясните значение выражения "живой ум".


__________________________________________________________________

Утро День Вечер

__________________________________________________________________


Действия и поступки Действия и поступки Действия и поступки

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


Мысли и чувства Мысли и чувства Мысли и чувства

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Весь облик Верочки мил и обаятелен.

Задание: продолжить предложение

Портрет этот - гимн чему?(гимн счастью, юности, жизни).

А как мы начнём наше сочинение, вторая часть которого представляет собой

небольшой рассказ об обычном дне девочки-дворянки?

Задание: выбрать наиболее удачный вариант вступления. Обоснуйте свой выбор.

1.Перед нами известный портрет В.А.Серова "Девочка с персиками".

2.Тема дворянского детства не случайно звучит в русском искусстве, это

наши традиции, наша па память.

3.Я очень люблю живопись и творчество В.А.Серова.


Итак, дворянское детство. Я написала для вас маленькие поэтические картинки, которые так и назвала:"Картинки дворянского детства".

Утро

И наступает утро,

И старенькие руки

Заботливо коснутся одеяла,

И ласково промолвит няня:

"Веруша, ты ещё не встала?"


И утренний душистый чай

Бодрит и освежает

И дух блаженства бытия

Над детскою витает.


День


Уроки музыки - и страсть, и мука,

И беглость пальцев нелегко даётся,

Но тайны волшебства чудесных звуков

Всё ж разгадать и Верочке придётся.


И строгая мадемаузель Жаннет

В урочный час, без промедленья,

Попросит рассказать урок.

А после иронично молвит:

"Мадемуазель, ученье вам не впрок."


Вечер


И за вечерним чаем, кокетливо смеясь,

Всю груду новостей родителям расскажет,

И брату-малышу язык покажет,

А нянюшка, посетуя, её слегка накажет.


И в милой детской при луне,

Доверит девичьи мечты

Прелестной горничной Наташе,

Как в Рождество, с кузеном Сашей,

Кружилась в танце...


А Наташа, внимая, слушала Верушу

И кушала при этом грушу.


Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими строчками?

Задание: давайте составим словосочетания о занятиях, чувствах и мыслях девочки-дворянки и запишем их в нашу таблицу.

А теперь давайте подумаем о композиции нашего сочинения.

Какой переход мы могли бы сделать от первой части (описание картины) ко второй части (рассказу об обычном дне).

Задание: продолжить предложение. А теперь давайте представим...

А что вас привлекает в дворянском детстве и почему?

Каким типом речи мы должны воспользоваться, отвечая на этот вопрос?

1.описанием

2.рассуждением

3.повествованием

Домашнее задание: написать сочинение (для желающих с собственными

иллюстрациями).


Искусство спора. Правила ведения спора (по литературным материалам:

отрывок из рассказа Ю.Нагибина"Мой первый друг, мой друг бесценный".

На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. Мать не зря надрывалась над пишущей машинкой, выколачивая рубли для оплаты уроков

фрейлейн Шульц, омрачившей мои детские годы. Понятно, что все наши

часто менявшиеся школьные немки души во мне не чаяли. И задержавшаяся дольше других Елена Францевна не являла собой исключения,

хотя я нинак не соответствовал уё идеалу ученика.

Она требовала в классе не просто тишины и внимания, а молитвенной сосредоточенности, как в храме. Худущая, изжелта-серая, напоминающая лемура громадными тёмными подглазьями на измождённом,

в кулачок, личике, Елена Францевна казалась умирающей от какой-то

страшной болезни. Но она была совершенно здорова, никогда не пропускала уроков, даже во время эпидемий гриппа, валивших всех учи-

телей подряд. Она могла наорать на ученика за рассеянный взгляд или

случайную улыбку. Куда хуже крика были её въедливые нотации, она

словно кусала тебя обидными словами. Конечно, за глаза её звали Крысой, - в каждой школе есть своя Крыса, - а худая, востренькая,

злая Елена Францевна казалась специально созданной для этой клички.

Была ли она на самом деле такой злой? У ребят не существовало двух

мнений на этот счёт. Мне-то она представлялась несчастным, издёрганным человеком. Но я-то был принцем! Она вызывала меня читать вслух, и маленькое, некрасивое её лицо розовело, когда я выдавал своё "истинно берлинское произношение".

Но настал и мой черёд. Елена Францевна никогда не спрашивала у меня уроков. Мы и так разговаривали с ней по-немецки, чего же ещё надо?

Вдруг, ни с того ни с сего, она вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика. Как раз перед этим я пропустил несколько дней – то ли болел, то ли прогуливал - и понятия не имел о домашнем задании.

Наверное, она всё-таки была злючкой и вызвала меня нарочно, чтоб подловить. Но поначалу всё шло хорошо. Я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, требующие дательного падежа, прочёл по учебнику тошнотворную назидательную историйку и пересказал содержание.

- Прекрасно, - поджала узкие, бледные губы Елена Францевна. - Теперь

стихотворение.

- Какое стихотворение?

- То, которое задано! - отчеканила она ледяным тоном.

- А вы разве задавали?

- Привык на уроках ворон считать! - Удивительно как легко она заводилась - с пол-оборота. - Здоровенный парень, а дисциплина!...

- Да я же не был в школе! Я болел.

Она уставилась на меня окольцованными синевой, лемурьими глазами и стала листать классный журнал, пальцы её дрожали.

- Cовершенно верно, ты отсутствовал. А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?

Взял бы да и сказал - не хватило. Ну что она могла мне сделать? Поставить "неуд"?Едва ли. И тут я нашёл другой выход. О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении.

Забыл, наверное. Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.

- Встань! - приказала Павлику немка. - Это правда?

Он молча наклонил голову. И я тут же понял, что это неправда. Как раз о немецком я его не спрашивал. О математике, русском, истории, биологии спрашивал, а готовить немецкие уроки я считал ниже своего достоинства - принц всё-таки!

Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. Он слушал её, по обыкновению молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. Спустив пары, немка угомонилась и предложила мне

прочесть любое стихотворение на выбор. Я рванул шиллеровскую "Перчатку"

и заработал жирное"отлично".

Вот так всё и обошлось. Ан не обошлось. Когда, довольный и счастливый,

я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. Исчезли его учебники, тетрадки, вставочка с пером "рондо". Я оглянулся: он сидел за пустой партой, через проход, позади меня.


Класс делится на две группы, каждая отстаивает одну из позиций, отстаивая свои аргументы.

Первая позиция (Павлика):"Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду".

Вторая позиция (автора)"Ну, покричала на него немка, подумаешь, несчастье, она на всех кричит. Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?"

Определиться в своём выборе вам помогут данные вопросы и задания:

1.Согласны ли вы с авторскими утверждениями:

a)"Прощение предательства немногим отличается от самого предательства".

б)"На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное

превосходство было на стороне Павлика".

2.Нравственные максималисты привыкли всё осложнять. Жизнь трудна и требует компромиссов.

Задание: Объясните лексическое значение слов "максималист","компромисс"?

Согласны ли вы с этим утверждением?

3.Как бы вы озаглавили этот эпизод?(Постарайтесь, чтобы в заглавии отражалась ваша позиция:"Обычная история", "Подумаешь, несчастье", "Его не было рядом")

4.В каких ещё знакомых произведениях вы встречались с подобной ситуацией нравственного выбора?

5.А какой нравственный выбор делают наши герои?

6.Способны ли вы оправдать автора рассказа?

Способны ли вы прощать ошибки других?

7.Какая из предложенных пословиц наиболее точно отражает смысл данной

ситуации? Прокомментируйте своё мнение.

а)"Предают только свои".

б)"Измену простить можно, а обиду нельзя"?

в)"Измена другу - преступленье. Без оправданья, без прощенья"

г)"Нет безупречных, а значит, всегда найдётся повод для предательства"

8.Если бы такая история произошла лично с вами, как бы вы поступили?

9.С помощью каких художественно-изобразительных средств автор раскрывает внутреннее, психологическое состояние героев?

(Портрет Елены Францевны)

Экспрессивные определения:[худущая, изжелта-серая, на измождённом

лице, рассеянный взгляд, въедливые нотации.

Сравнение: напоминающая лемура, личико-кулачок (метафора), кусала

тебя обидными словами (метафора) и так далее.


Язык Нагибина - необычайно экспрессивный, яркий, живописный позволяет

создать незабываемые образы.

Какие формы психологического анализа он использует в этом эпизоде?

а)внутренний монолог

б)портрет

в)диалог

г)монолог

Обоснуйте свой ответ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!