СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Письменность Востока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока составлена для развития кругозора учащихся 6 класса. Помогает осознать важность цивилизации Востока.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Письменность Востока"»

Занятие курса по выбору «История в схемах»

Тема"Письменность Древнего Востока"

При изучении истории Древнего Востока в курсе “История Древнего мира” учитель сталкивается с необходимостью объяснения основ письменности древневосточных государств. Сама по себе эта тема достаточно сложна для понимания учениками , у учащихся создается довольно поверхностное представление о письменности в некоторых государствах Древнего Востока и, как правило, отсутствует целостное представление о ней для изучаемой эпохи.

Данное занятие курса по выбору «История в схемах» предполагает изучение письменности трех великих держав Древнего Востока – Египет (иероглифика), Месопотамия (клинопись) и Хеттское царство (рисуночное письмо).

Важной особенностью данного занятии является то, что, познавая особенности той или иной системы письменности, школьники выступают в роли “дешифровщиков”, не только зарисовывая те или иные значки, но и понимая их особенность и значение. Могут попытаться написать простые фразы на том или ином языке и даже придумать свой язык, соответствующий всем нормам той или иной системы письменности. У школьников создается яркий образ письма в государствах Древнего Востока, а сами они, при помощи учителя, выступают активными участниками дешифровки древних памятников письменности.

Письменность Древнего Египта (иероглифика)

Египетский язык, один из самых древних языков человечества, возник на рубеже IV – III тыс. до н. э. и в измененном виде существует до сих пор. Хотя в наше время его используют лишь немногочисленные коптские общины.

Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и, прежде всего фараона, жрецов и конечно писцов. На протяжении всей своей истории он прошел несколько этапов формирования: иероглифика, скоропись, коптский период. В данном случае мы рассматриваем только иероглифику как классический язык Древнего Египта, характерный для III – II тыс. до н. э.

Как такового алфавита в Египте не существовало, а все иероглифы можно разделить на четыре группы:

1. иероглифы – буквы (фонетические знаки), которые похожи на буквы любого современного алфавита, но вместе с тем, часть из них еще являлась и местоимениями (рис.1).



2. иероглифы – слоги - это один иероглиф, обозначающий сразу несколько букв, т. е. слог (рис. 2).





3. иероглифы - слова – один, или группа таких иероглифов обозначали слово, произношение которого не всегда совпадало с суммой звуков, которые обозначали иероглифы (рис. 3).

[Рассматривая с учениками иероглифы этой группы, учитель может предложить им найти иероглифы – буквы. Некоторые из них приводятся в первом рисунке.]

4. иероглифы - определение (детерминативы) - эти иероглифы буквально означают то, что они изображают. Эти значки ставились после того слова, которое они поясняют (рис. 4). [Рисуя эти иероглифы на доске, учитель может предложить школьникам самим отгадать их значение.]





После того, как рассмотрены основные группы иероглифов, учитель может предложить ученикам “перевести” простые предложения с египетского языка (рис. 5), смотря значение некоторых слов в предыдущих рисунках. [Перевод: а) слушаешь ты совет ее; б) идет осел домой]. В данном разделе излишне, на наш взгляд говорить о папирусе, т . к. это достаточно известный материал.









Месопотамия (клинопись)

Клинопись по сравнению с египетскими иероглифами кажется значительно менее яркой и выразительной, к тому же однажды выйдя из употребления, она вскоре была забыта. Вместе с тем, ее значение для Древнего Востока очень часто недооценивается. Дело в том, что клинопись фактически являлась международным языком, как английский в наши дни. Практически все международные договоры обязательно переводились на шумерский язык (на один из его диалектов). Таким образом, клинопись на Древнем Востоке была распространена гораздо шире, чем иероглифы, к тому же если последние считались божественными символами, то к клинописи это не относилось, а значит, она была доступна любому, независимо от его этнического и социального происхождения.

Материалом для письма в Вавилоне были глиняные таблички – таблетки. Каким бы неудобным материалом для письма они нам не казались, именно глиняная таблетка (а не папирус, пергамен и пр.) распространилась вместе с клинописью из Шумера в самые отдаленные районы Передней Азии, в Сирию, Малую Азию, на них писали в доисторической Греции и на острове Крит.

По своей сущности египетская письменность и клинопись очень близки.

1. символы – слова – обозначали только то понятие, которое они изображали, хотя со временем в этом рисунке с трудом можно было узнать первоначальное изображение (рис. 6), так первый значок изображал (и обозначал) звезду, а второй – царя.





2. символы – слоги – (рис. 7)



3. символы – определения (рис. 8)







Хеттская письменность (рисуночное письмо)

Письмо хеттов состоит из уже знакомых нам видов знаков, ее основное отличие от двух предыдущих видов письменности состоит в том, что хетты на письме четко разделяли слова друг от друга, что было очень важно в отсутствие знаков препинания на Древнем Востоке. Интересным было и направление письма, которое менялось от строки к строке. Такую манеру письма греки называли бустрофедон – “как поворачивают волы во время пахоты”.

1. рисунки – слоги (рис. 9)







2. рисунки – определения (рис. 10)



В конце занятия , ученикам можно предложить разгадать загадку прошлого. Учитель раздает либо ксерокопии, либо рисует на доске “старинный документ, найденный археологами” . Ученикам сообщается, что это договор, подписанный тремя древневосточными государствами, но смысл его не совсем понятен. Ученикам предлагаются следующие задания и вопросы к этому документу:



  1. Какие государства его подписали и в какой последовательности они это делали?

  2. Могут ли они найти знакомые им группы значков в каждом из видов письменности?

  3. Пусть ученики попробуют “перевести” отдельные значки.

При кажущейся сложности материала, этот урок проводится достаточно легко и с удовольствием воспринимается учениками. Как показывает практика, даже после одного урока, школьники с гордостью обнаруживают знакомые элементы письменности Древнего Востока при посещении соответствующих музеев или просмотре художественных альбомов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!