Сформировать понятие об О–В реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
Дать понятия «окислитель» и «восстановитель», «окисление», «восстановление», «электронный баланс»
Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;
Научить записывать уравнения О–В реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.
Предметные | Метапредметные | Личностные |
В результате урока учащиеся научатся 1. Давать определение понятиям: окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. 2.Классифицировать химические реакции по принципу изменения степеней окисления элементов. 3. Определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. 4.Составлять уравнения ОВР, используя метод электронного баланса | Получат возможность научиться 1. Прогнозировать протекание окслительно-восстановительных реакций для более сложных процессов | Познавательные УУД: устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы. Использовать знаково-символические средства Регулятивные УУД : умение формулировать цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Планировать свою деятельность и прогнозировать результаты Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать свои ошибки самостоятельно. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить речевые высказывания в устной и письменной форме | Понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач. Формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту. Формирование познавательного интереса |
Этапы | Деятельность учителя (методы и приёмы, задания и упражнения…) | Деятельность учащихся |
1 этап. Мотивация | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку Обозначает проблему, предлагая следующую информацию: Вокруг нас происходит множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна. Весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции. У поэта В. Шефнера есть очень образные строчки: Коррозия - рыжая крыса Грызёт металлический лом Демонстрирует ржавый гвоздь Предлагает объяснить, что произошло | Отвечают на вопрос учителя, участвуют в обсуждении |
2 этап Актуализация знаний | Организует работу для выяснения объема знаний обучающихся по определению степени окисления элементов в веществах, типах химических реакций Задание: определите степени окисления каждого элемента в соединениях, формулы которых Na2SО3, КСIО3, NaCIO, Na2CrО4,NН4Сl Выявляет затруднения и проводит коррекцию Задание: какие типы химических реакций вам известны? Задание: расставить степень окисления в двух уравнениях реакций: Сa + = CaO CaC = C +CaO Вопрос классу: 1) чем отличаются эти две реакции? 2) к какому из известных типов можно отнести данные реакции? Предлагает стихотворение Два антипода пáрою ходят – Первый теряет, второй находит, Ролью меняясь при этом порой. Кто же из них первый и кто же второй? (окислитель и восстановитель) Создает условия для формулирования темы урока. Определяет тему в сотрудничестве с обучающимися. Такие реакции можно рассматривать как совокупность взаимодействующих процессов и поэтому имеют особое название – ОВР. Почему эти реакции так названы? В чем суть данных реакций? В чем особенность данной реакции? Чем же будем сегодня заниматься? Что изучать? | вспоминают нужную информацию, изученный ранее материал, выполняют задание (в этот момент отрабатывается минимум) Отвечают на поставленный вопрос, называют 4 типа реакций Отвечают на поставленный вопрос, отмечают, что в первой реакции у элементов меняется степень окисления. участвуют в обсуждении, отмечают, что им не известен тип данной реакции Вступают в диалог с учителем, формулируют тему урока |
3 этап Целеполагание и планирование | Исходя из темы урока, подводит обучающихся к формулировке целей урока: на уроке вы научитесь: -определять окислитель и восстановитель, процессы окисления – восстановления; -составлять уравнения ОВР методом электронного баланса Исходя из целей, планирует этапы изучения нового материала, определяет содержание и последовательность действий для решения поставленных задач. | предлагают варианты целеполаганий высказывают свое мнение, вместе с учителем составляют план |
4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Дает информацию об ОВР, окислителях и восстановителях, процессах окисления и восстановления, знакомит с алгоритмом составления уравнений ОВР методом электронного баланса, проводит демонстрацию опытов Демонстрация Zn + CuCl2 → Zn + S → Zn + HCl → Mg + O2 → На примере первого опыта разбирает алгоритмом составления уравнений ОВР методом электронного баланса Корректирует записи обучающихся Организует работу с текстом учебника (§ 44, стр. 267-268) с целью изучения важнейших окислителей и восстановителей | Записывают алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса (приложение 1) Наблюдают за опытом, фиксируют результаты уравнения 2,3, 4 записывают вызванные к доске обучающиеся. Остальные сравнивают результаты своей работы и корректируют при необходимости. Работают по заданию учителя с текстом учебника и заполняют таблицу в тетради Окислители | Восстановители | | | |
5 этап. Включение нового знания в систему знаний | Организует работу в парах по отработке умений определять ОВР Задание: выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь: Na2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O С + O2 = CO2 Cu(OH)2 = CuO + H2O - Почему вы решили, что реакция под №2 ОВР? - Назовите окислитель и восстановитель. Докажите свой ответ. - Какая закономерность прослеживается? - Запишите уравнение ОВР Выявляет затруднения и проводит коррекцию Организует повторение и закрепление учебного материала по вопросам Организация выполнения задания в рабочей тетради № 7 стр.204 | Работая в парах, выполняют задания, отвечают на вопросы, корректируют свои ответы, сверяя с эталоном |
6 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность (упр. 1 стр. 268 учебника) | выполняют задания, осуществляют самопроверку, сверяя результаты с эталоном, корректируют свои ответы |
7 этап. Рефлексия и оценивание. | Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. | - определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - определяют степень своего продвижения к цели (самооценка) (приложение 2) |
8 этап. Домашнее задание | Всем: § 44, упр.7 к § 44 Вариативная часть: упр.6 к § 44, творческое задание: составить синквейн (приложение 3) | - записывают задание |