Цель: формирование знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.
Задачи:
Планируемые предметные результаты:
понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»,
уметь различать имена существительные собственные и нарицательные,
уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные :положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Актуализация новых знаний
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. Карточка 1
вспомним правила работы в парах . приступайте к работе Слайд
Распределите слова по группам:
Аня, , Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.
Из каждой пары выходит один человек и записывает на доске в колонку, остальное озвучиваем с мест
Вспомним правила работы с интерактивной доской
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
На слайде разбросан план нашей работы, давайте его составим вместе
Узнать, что такое имена собственные и нарицательные
Научиться их различать
Применить знания на практике
Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
-Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
Мы выполнили 1 пункт плана? СЛАЙД
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
-у вас на столах лежат карточки под номером 2 , на карточках вы видите записанные имена существительные. прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
Морж Леопард Зубр Москва Александра Байкал
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
КТО ЗНАЕТ,ЧТО ОБЩЕГО У ИМЕН НАРИЦАТЕЛЬНЫХ,КОТОРЫЕ ВЫ ТОЛЬКО ЧТО ОЗВУЧИЛИ?
Верно это животные которые занесены в красную книгу,давайте вспомним почему животных заносят в красную книгу?
как мы должны с ними обращаться?
МЫ ВЫПОЛНИЛИ 2 ПУНКТ ПЛАНА? СЛАЙД
РАБОТА В ГРУППАХ , ВСПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ . ДОК. КАМЕРА
У вас на столах лежат карточки под номером 3
Мария, Владимир, Москва, Волга, Иван Грозный, Плутон. стул, окно, пирожок, котенок, машина, любовь.
Распределите на две группы
Мы выполнили 3 пункт плана?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА
Сегодня на уроке Я узнал …
Научился …
Аня, , Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.
Аня, , Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.
Морж | Леопард | Зубр |
Москва | Александра | Байкал |
Мария, Владимир, Москва, Волга, Иван Грозный, Плутон. стул, окно, пирожок, котенок, машина, любовь. | | |
Мария, Владимир, Москва, Волга, Иван Грозный, Плутон. стул, окно, пирожок, котенок, машина, любовь. | | |