СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Слог.Ударение."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку по теме "Слог. Ударение." ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Слог.Ударение."»

Урок русского языка на тему "Слог. Ударение". 5-й класс

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понимание роли русского ударения как силового, разноместного и подвижного, понимание cмыслоразличительной роли ударения и изменение лексического значения слова в зависимости от ударения.

Задачи: знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличительные особенности русского ударения (его разнообразие и подвижность); уметь сопоставлять словесное и логическое ударения; выстраивать композицию рассуждения.

Создать условия для формирования УУД:

  • Личностные: организовать деятельность по осознанию учащимися практической значимости изучаемого материала.

  • Метапредметные:

    • Р: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний.

    • К: осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности, уметь видеть ситуацию с разных позиций и уметь договариваться с людьми иных позиций.

    • П: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций.

  • Предметные: дать понятие о том, что русское ударение является силовым, разноместным и подвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, развивать умение читать и анализировать лингвистический текст; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.

Тип занятия: урок открытия нового знания.

Оборудование: ноутбук, проектор, настенный экран, разрезные пословицы, карточки для самостоятельной работы.



Ход учебного занятия

  1. Организационный момент.



Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.







Игра “Мозговый штурм”.

- Назовите часть науки о языке, которая изучает звуки и буквы. (Фонетика)

- На какие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

- В какой позиции гласные звуки произносятся чётко? (Под ударением)

- На какие группы делятся согласные звуки? (Звонкие - глухие, твердые - мягкие)

- Как называется звуковая запись слова? (Транскрипция)



III. Актуализация опорных знаний.

Орфографический диктант. Запишите слова.

Коллекция, желать, железо, велосипед, инженер, здесь, автомобиль, свобода, огонь.

Взаимопроверка (по парам) (учащиеся друг у друга проверяют тетради)

На какое правило орфограммы в словах? Посчитайте сколько звуков и букв в первых трех словах? Почему количество букв и звуков не совпадает?

Итак, давайте сравним наши слова, обращая внимание на их звуковой и буквенный состав. Чем слова отличаются друг от друга (количеством звуков и букв).

- Чем еще слова отличаются друг от друга (разные части речи)

IV. Постановка темы и цели занятия.

Разделите первых три слова на слоги? Расставьте ударение, поделите на слоги. Определите какой ударный. Чем отличаются слова? (количеством слогов.) Все ли слоги мы произносим одинаково? (нет.) А как мы произносим слоги? (некоторые произносятся сильно, выделяем голосом; некоторые - слабо). А как называется слог, который произноситься более сильно? слабо? (ударный, безударный). 

Ребята, вы уже умеете делить слова на слоги, определять ударный слог. А как вы думаете, всё ли вы знаете про ударение или остались какие-то еще тайны, неизвестные нам? А хотите узнать?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слог, ударение).

Какие цели, согласно нашей теме, мы поставим сегодня перед собой? (расширить и углубить знания об ударении, будем учиться ставить правильно ударение в словах, делить слова на слоги)

V. Первичное усвоение новых знаний. Работа по карточкам в 2 группах.

Чтобы поближе познакомиться с темой урока, давайте разделимся с вами на группы по 4 человека и попробуем составить вместе лингвистический рассказ об ударении. При работе в группе вы можете пользоваться своими знаниями, правилом в учебнике на стр. 73, а также советом товарища. Учащиеся заполняют карточки в группах.

Все слова в русском языке делятся на .............. . Слог может состоять из .............. звука или из сочетания согласного и ................. звуков. Слоги бывают ...............и ..................... .

Если ударный слог отличается от безударного большей силой и отчетливостью, то тогда такое ударение называют ................. .

В русском языке ударение может падать на любой слог (на 1, 2, 3 и т. д). Такое ударение называют....................................... .

Как известно, не имеют ударения ................., ............., ...................: например, под ................, ................... и ..........................., не ................ .

А еще русское ударение может быть ..................... . оно может передвигаться в одном и том же слове с одного............. на ................, например, волнА, вОлны.

Ребята, какую новую информацию об ударении вы узнали из нашего рассказа? (ударение в одном и том же слове может быть подвижным, ударение не имеют служебные части речи)

Физминутка

Я называю слова. Если в слове ударение падает на 1 слог, поднимаете руки вверх- хлопок, если ударение падает на второй слог – руки в стороны, вместе - хлопок, если на 3 слог – приседаете- хлопок. Сосна (2), ветер (1), молоко (3), ромашка (2), улица (1), пароход (3), капуста(2), игра(2)

VI. Первичная проверка понимания

Задание: отгадайте загадки, ответы запишите. Поставьте ударение в записанных словах. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки и посчитайте количество слогов в словах (запись цифрой)

Дом – стеклянный пузырёк,

И живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

ампочка - 3)

В каждом доме он стоит,

Он мороз в себе хранит.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

олодильник – 4)



Есть в квартире нашей робот.

У него огромный хобот.

Убирать он помогает

И охотно пыль глотает.

ылесос – 3)

Идут ко мне унылые –

С морщинками и складками,

Уходят очень милые –

Весёлые и гладкие!

(Утюг – 2)



На моем, друзья, экране

То моря шумят в тумане,

То плоды качает сад.

Есть программы для ребят.

елевизор – 4)

В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер,

Ветер южный,

Для прически нужный.

ен – 1)



Ребята, как вы думаете, а от разной постановки ударения может в слове измениться смысл? (да, нет). Давайте проверим.

Работа в парах (по 1 слову каждой паре).

Раздаю слова. Каждая пара может выбрать себе слово, с которым они хотят поработать (1 человек из пары выбирает слово)

Выша задача: составить с этим словом 2 предложения, так чтобы в одном предложении ударение в этом слове падало на первый слог, а во втором предложении – на второй слог.

Стены, руки, ноги, замки, стрелки, волны, доски, кружки, гвоздики, стоит.

Итак, к какому выводу мы пришли? (от места ударения зависит смысл слова). Здесь, какой был вид ударения? (подвижное)



Вместо точек поставьте подходящие по смыслу слова в нужной форме. Обозначьте в них место ударения.

1._____________________ часов остановились. – Сибирские охотники – меткие _________________ .

2.В концертном зале звучал ________________ . – Язык – это __________________ речи.

3. Чайка ______________________ в небе. – Баба-Яга ____________________ Иванушку в бане.

4. Король въехал в ________________ и повесил на воротах большой _________________.

5. Царевна-лягушка взяла пшеничной ___________________ и замесила тесто. Филька впервые испытал__________________ совести.

Для справок: Стрелки, орган, парила, замок, муки.



Игра «Быстрый диктант». Под диктовку нужно записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слова. Работа, шофёр, щавель, гусеница, свёкла, картина, цветы, корова. (О, Ё, Е,У,Ё, И, Ы, О.)

Работа с учебником. Упр. 202. Дифференцированная работа. Работа со словарем.СЛОВАРИК В УЧЕБНИКЕ

Прочитайте задание из учебникаПредлагаю выполнить задание по выбору.

1 уровень: Запишите слова, пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте в них ударение.

2 уровень: Запишите слова, пользуясь орфоэпическим словарем, поставьте в них ударение. Составьте с этими словами словосочетания.

Кто выполнял первое задание, проверьте себя по доске и поставьте себе на полях оценку.

Прочитайте правильно эти слова. Кто выполнял второе задание, назовите словосочетания с этими словами. Поставьте себе оценку на полях.

Ребята, в русском языке ударение может быть не только разноместным, подвижным, но есть еще один вид ударения. А как он называется, попробуем выяснить, выполнив следующее задание.

Работа в 3 группах (устно) (по рядам).

Каждой группе я раздаю разрезанную пословицу, вам нужно ее собрать (учащиеся собирают пословицу, кто быстрее). Прочитайте эту пословицу выразительно. Береги землю родимую, как мать любимую.

О чем эта пословица? (какова тема пословицы) (о Родине) - Как вы ее понимаете?

Задание первой группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом первое слово в пословице. Задание второй группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом второе слово в пословице. Задание третьей группе: Прочитайте пословицу, выделяя голосом третье слово в пословице

Изменился ли смысл пословицы (изменился).

О чем мы сообщаем в первом случае? Во втором? В третьем?

Таким образом, . выделение голосом некоторых наиболее важных слов тоже представляет собой особый вид ударения, с которым можете познакомиться на с. 74.

Как называется этот вид. Что вы о нем узнали? Прочитайте.

На письме этот вид ударения выделяется особым знаком - ......... .

VII. Первичное закрепление. Работа по карточкам “Ударение”. Самостоятельная работа.

Проверим ваши знания. Выполним задание по карточке.

1. Как называется ударение в словах, если оно может падать на любой слог в одном и том же слове (волна, волны). ______________________________ (подвижное)

2. Какой вид ударения в словах: поздно, страна, пережить _________________(разноместное)

3. Как называется вид ударения, когда голосом выделяется какое-нибудь одно слово, наиболее важное по смыслу _____________ (логическое)

VIII. Итог занятия. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке (по алгоритму). Какой оценкой вы себя оцениваете? Чему научились на уроке (ставить ударение). Что узнали нового об ударении? Какое бывает ударение? (разноместное, подвижное, логическое)



Ударение- поистине душа слова

Отнимите у слова ударение, и его не станет.

Поставьте неправильное ударение – разрушится слово.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!