Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь. Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”) 1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная. 2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная? 1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная. 2-й – Ничего не понятно! - Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами. Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному) 1-й – Ну и жарко! 2-й - Да ты что? Холодно! 1-й – Я весь покраснел! 2-й – Я весь побелел! 1-й – Ты что такой кислый? 2-й – А ты что – сладкий? 1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются? 2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. - Эти слова называются антонимами. - Скажите о чем пойдет речь на нашем уроке? Ответы детей. Скажите ребята, а что мы должны сегодня узнать? Ответы детей. Мои помощницы рассказали нам , что бываю слова-друзья и слова –спорщики (антонимы и синонимы) и как их отличить. А давайте попробуем сформулировать с вами правило, что такое антонимы и синонимы. С детьми составляем правило. - Сейчас давайте посмотрим правильно ли мы его составили. На экране появляется правило. Один из учеников громко читает. - Сейчас предлагаю применить наши новые знания на практике. Задание подбери к словам синонимы и антонимы (работа в парах) После проверяют себя с доски и оценивают себя в листе оценивания. А теперь работа в группах. У вас на партах, у каждого лежит сердечко. У кого розовое идут за парту, где прикреплен топер с розовым сердцем, у кого зеленое –топер зеленого цвета, и желтые сердца идут к желтому топеру. Прием «Тарсия» - Вы будете работать по формулятору «Тарсия». Ваша задача собрать фигуру, подобрав антонимы. У одной группы антонимы –имена существительные, у второй группы прилагательные и у третьей глаголы. (Групповая работа). У детей должна получиться определенная фигура. Физминутка. Физминутка ,конечно, с антонимами. - Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот. Встать – сесть Руки вверх – вниз Наклон вперёд – наклон назад Наклон вправо – влево Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко ( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко. Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл. Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты - храбрец. Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец! - Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу! Делу время, а потехе час. - Скажите, а что означает эта пословица? Ответы детей. Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время! Недавно познакомились с рассказом «Сказка о потерянном времени» по литературе, из которой узнали, что люди, которые попусту теряют время…. Ответы детей. Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы) - А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы. Ответы детей. -Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию. Групповая работа. Подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать. А также одной группе: придумать одну пословицу используя одну пару антонимов 2. Подобрать синонимы к одной из пар антонимов. После выполнения задания меняются листами и проверяют, и оценивают другую группу. «Карусель» Озвучивают результат. |