СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку «Путешествие в страну Словарных слов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся начальных классов должны запоминать большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок  - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку «Путешествие в страну Словарных слов»»




Всероссийский конкурс «Словарный урок»

«Лучший словарный урок для самых маленьких» (словарный урок для обучающихся 1-2 классов)






Урок по русскому языку «Путешествие в страну Словарных слов»











Автор: Межнякова Валентина Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» имени

полного кавалера ордена Славы Н.В. Овчинникова,

учитель начальных классов



с. Саблинское, 2023 год


1.Пояснительная записка

2.1.Тема урока: Путешествие в страну Словарных слов

Актуальность темы

Обучающиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Таким образом, педагогам необходимо менять систему работы со словарными словами. Для прочного запоминания, работа со словарными словами должна быть осмысленной, вызывать интерес, а сам процесс должен быть познавательным и творческим. Поэтому на ряду с традиционными методами и приёмами работы необходимо искать и использовать нестандартные, которые будут направлены на развитие памяти, активизацию мыслительной деятельности обучающихся и повышать эффективность усвоения материала.

2.2.Целевая аудитория урока: 2 класс, возраст обучающихся -  8 лет.

2.3.Роль и место урока в системе работы педагога: урок объяснения нового материала. УМК «Школа России»

2.4.Цели и задачи урока: закрепить знания о правильном написании словарных слов; формировать умения находить словарные слова и работать с ними; развивать навыки групповой работы, само- и взаимоконтроля и оценивания, учить навыку грамотного письма словарных слов; отрабатывать умение определять правильность произношения и написания словарных слов.

2.5. Планируемые результаты

Познавательные: 1) быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; 2) применение логических действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза; 3) умение осуществлять поиск необходимой информации из учебника, словаря, рассказа учителя.

 Регулятивные: 

1) умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

2) умение осуществлять контроль в процессе своей деятельности. 

Коммуникативные: 

1) умение слушать и понимать других;

2) умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества. 

Личностные: 

1) мотивация к обучению и познанию;

2) способность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

2.6.Форма проведения: урок открытия новых знаний; комбинированный, урок-путешествие.

2.7.Используемые педагогические технологии методы, приёмы

 Технология проблемного обучения, информационно – коммуникационная технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология развития самостоятельности учащихся.                                             

   Слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой.

2.8.Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока

1.  Академкнига Учебник   (shop-akbooks.ru)

2.  Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель», 2009. 

3.  «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school- collection.edu.ru/).

4. Канакина В.П., Горецкий В. Г. – 8 – е издание – М: Просвещение , 2022 год     

5. Толковый словарь В. Даля ON-LINE http://vidahl.agava.ru/

3. Основная часть

Ход урока


 I. Организация внимания учащихся

Прозвенел звонок весёлый,
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

Здравствуйте ребята!

Меня зовут Валентина Ивановна, и сегодня у нас необычный урок русского языка, а урок – путешествие. Отгадав загадку, вы узнаете, на чём мы отправимся в далёкое странствие.

Волны носом разрезаю,

Все дороги в море знаю,

Из одной страны в другую

Без колес людей везу я.

(на доске - картинка «Корабль»)
Психологический настрой. 

И я с удовольствием приглашаю вас на борт нашего комфортабельного лайнера, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Словарных слов.

- Давайте пожелаем, друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят):

- желаю (большой палец)

- успеха (указательный палец)

-большого (средний палец)

- во всем (безымянный палец)

- и везде (мизинец).

- Теперь мы не ученики, а самые настоящие путешественники. Я надеюсь, что наше путешествие будет нелегким и где-то даже слегка опасным, но интересным и поучительным. Поэтому нам пригодятся ваши знания, трудолюбие и готовность прийти друг другу на помощь.

- Обратите внимание у вас на партах лежат оценочные листы, где вы будете ставить оценку за выполненные вами задания. Если всё выполнено правильно ставите «+», если есть ошибки - «-«, или затрудняетесь, то «!». Мы начинаем наше путешествие.

- Откройте бортовые журналы – тетради и запишите: дата, классная работа. И отправляемся в путь.

Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы.

- Внимание на экран, перед вами карта островов, которые входят в страну Словарных слов.

- Ой, посмотрите, нам на корабль доставили конверт. В нём написано, что остров «Сказочный», куда мы направляемся захвачен. Вам, ребята, предстоит расшифровать, кем он захвачен.

1). Работа в парах

- Перед вами на партах лежат отдельные слоги, их нужно поставить так, чтобы получилось слово, и мы узнаем захватчиков.

-ТЫРАПИ

- Молодцы, вы быстро расшифровали слово.

- Это пираты.

- Они думают, что мы на своём корабле везём сокровища и должны их отдать им, а если их нет, то мы должны дать, то ценное, что у нас есть?

- Ребята, что у нас в школе самое ценное?

- Рассуждение детей

- Действительно, знания – это самое ценное богатство и мы готовы ими с ними поделиться.

Графический диктант

Предлагаю вам индивидуально выполнить графический диктант «Верно – не верно» и заплатить выкуп за остров «Сказочный».

- У вас на столах лежат листочки с номерами загадок. (Приложение № 1)

Я читаю загадку, а вы, если верно отгадана загадка, ставите напротив номера неё «+», если неверно – «-».

Ответы:1 +,2.+,3 -, 4+, 5+,6 – 7+.

- Внимание на экран, обменяйтесь работами и проверьте задание по эталону.

- Прочитайте, какие отгадки вы записали?

- Медведь, лисица, заяц, петух, собака. Поставьте ударение и безударную гласную подчеркните.

- Ребята, а почему они живут именно на этом сказочном острове.

Ответы учащихся.

-Правильно. Это герои сказок.

- Возьмите лист оценивания вашего соседа и оцените. Если работа выполнена, верно, поставьте «+», если есть ошибки « - «, но, а если было трудно!

- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Выкуп оплачен. Продолжаем наш путь.

Ш. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

- Прочитайте слова-отгадки, которые получились при выполнении графического диктанта.

Медведь, лисица, заяц, петух, собака






- Ребята, а эти слова можно проверить

- Нет?

- Да, есть в русском языке такие слова, которые нельзя проверить.

Правописание этих слов нужно запомнить.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

- О словарных словах.

Да, тема нашего урока «Словарные слова»,

- Определите задачи урока?
- учить навыку грамотного письма словарных слов;

- отрабатывать умение определять правильность произношения и написания словарных слов. И снова в путь.

IV.Открытие новых знаний

- Ребята, обратите внимание на название следующего острова, к которому мы подплываем.

- Остров «Словарный».

- Предположите, какие жители обитают на этом острове.

- Слова, которые нужно запомнить.

1). Работа с учебником. Знакомство со словарями.

- Внимание на экран, выставка словарей.

- Вот и на этом острове расположены разные города: орфоэпический словарь, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, толковый словарь, словарь антонимов, словарь синонимов и другие. 9 ( Приложение 2)

- Вы их видите на экране?

- Вы уже знаете, что в русском языке в конце учебника начиная с 1 класса, тоже есть небольшие словари, откройте учебники на с. 136.

Где, записаны слова, которые нужно запомнить.

- В орфографическом словаре.

- Как называется орфограмма в словах, которые нужно запомнить?

- Слова с непроверяемыми безударными гласными.

Да, слова с непроверяемыми безударными гласными нужно знать наизусть, как таблицу умножения, но таблица занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много. К 5 классу вы должны знать около 200 слов, а к 11 уже 500 слов.

- Обратите внимание, впереди нам оставили бутылку с посланием. Как вы думаете, когда и зачем её оставляют?

- Когда хотят предупредить об опасности или сообщить, о чём то важном.

- Сейчас посмотрим, что в послании?

/Чтобы попасть в этот город под названием Орфографический, нам нужно выполнить задание./

а) Работа в группах

Вы, сейчас в своих бортовых журналах составите из предложений, в которых находятся словарные слова мини - рассказ и в словарных словах поставите ударение. Чтобы работа была интересной и плодотворной, вы будете работать в группах.

- Ребята, заканчивайте работу и внимательно послушаем представителей групп.

- Мини – рассказ первой группы.

Жили-были дед и баба. Они сажали в огороде овощи и ягоды: горох, капусту, картофель, морковь, огурцы, помидоры, арбузы, землянику, малину. Они поливали огород каждый день. И через две недели выросли все овощи и ягоды очень большие, просто огромные!

- Назовите словарные слова и укажите ударение.

- Мини – рассказ второй группы.

Как красива наша деревня. В лесу растут трепетные осины, стройные берёзы и могучие дубы. В нашем лесу есть и ягоды – малина и земляника. А в деревнях на огородах выращивают овощи: картофель, капусту, огурцы, помидоры, горох, морковь.

- Назовите словарные слова и укажите ударение.

- Мини – рассказ третьей группы.

Жили-были дед и баба. Они сажали в огороде овощи и ягоды: горох, капусту, картофель, морковь, огурцы, помидоры, арбузы, землянику, малину. Они поливали огород каждый день. И через две недели выросли все овощи и ягоды очень большие, просто огромные!

- Назовите словарные слова и укажите ударение.

Вывод: есть в русском языке словарные слова, которые нельзя проверить. Правописание словарных слов нужно запомнить.

Оцените свою работу. Если вы были активны, проявляли инициативу и успешно справились с заданием, в листе самооценивания поставьте +. Если вы допускали ошибки, то -, но, а если было трудно, то!

Ну, а теперь давайте отдохнём и снова в путь к следующему острову «Словарный лабиринт»

V. Физкультминутка

Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)

Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)

А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)

А над морем чайки кружат

Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою (машут руками).

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).

VI. Закрепление

- Ребята, мы так быстро и весело добрались до острова «Словарный лабиринт». Но, по прекрасным лабиринтам, мы можем пробежаться только после того, как выполним задание.

а) Работа в парах

- Перед вами лежат ребусы. Для того, чтобы попасть в этот удивительный город (Словарный лабиринт), необходимо знать особый язык, уметь «читать» ребусы, т.е. их разгадывать. При умении самостоятельно разгадывать ребусы развивается логическое мышление и творчество. Выполните задание в парах и отгаданные слова запишите в свои бортовые журналы и поставьте ударение. ( Приложение 3 )

- Что это за слова?

- Словарные слова.

- На какие группы вы можете разделить эти слова?

- Птицы и звери.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием и, поработав с ребусами, вы увидели, как пишутся словарные слова.

Вывод.

-Как называется орфограмма в написании словарных слов?

- Непроверяемая безударная гласная.

- Как проверить непроверяемую безударную гласную?

- Нужно запомнить.

Оцените свою работу. Если вы были активны, проявляли инициативу и успешно справились с заданием, в листе самооценивания поставьте +. Если вы допускали ошибки, то «-«, но, а если было трудно, то «!» И снова в путь.

б). Игра «Допиши словечко»

Мы и не заметили, как наш корабль пристал к красивому острову. Достанем карту  и внимательно посмотрим, что это за остров?

Это остров «Творческий», но чтобы сойти с корабля, нам нужно выполнить творческое задание «Допиши словечко». Работая самостоятельно в бортовых журналах, выполните это задание.

 Ворона каркает, а воробей… (чирикает).

 Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).

 У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.п

 Медведь осенью засыпает, а весной…

в). Проверка самостоятельной работы

- Какие слова спрятались в этих пословицах?

- Словарные слова

- Назовите их и поставьте ударение.

- Ребята, а что такое пословица?

- Это жанр устного народного творчества.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Оцените свою работу. Если вы были активны, проявляли инициативу и успешно справились с заданием, в листе самооценивания поставьте +. Если вы допускали ошибки, то «-«, но, а если было трудно, то «!»

Ребята, наше путешествие подходит к концу и мы отправляемся в свою родную школу.(Под музыку «Шум моря»).

Наш урок подходит к концу. Предлагаю вам, вернуться к теме урока, которая поможет нам обобщить знания, полученные на уроке.

VI. Итог урока

Назовите тему урока.

Какие задачи ставили?

Достигли ли эти задачи цели, успеха?

- Над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?

- Над непроверяемой безударной гласной в словах

- Посмотрите на свои оценочные листы. У кого больше +, значит, вы работали на5, а у кого больше -, то вам нужно ещё больше стараться выполнять задания, чтобы получить желаемую оценку.

- Продолжите фразу:

VII. Рефлексия

Выбор

  1. На уроке я работал

активно, пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен, недоволен

  1. Урок показался мне

Коротким, длинным

  1. Моё настроение

стало лучше, стало хуже


  1. Материал урока для меня был

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

IX. Д/з.


У вас на партах лежат конверты с домашним заданием, выберите словарные слова, которые вам понравились, и подготовьте объяснение, используя толковые словари на следующий урок.

4. Заключение (выводы, позволяющие оценить успешность и результативность представленной работы; рекомендации по применению в практике других педагогов).

Занятие прошло интересно. В ходе проведения урока полностью были реализованы цели и задачи, поставленные совместно с детьми на урок. Интерес к выполняемой работе, активность учеников, интерес положительных эмоций, об этом свидетельствует высокий уровень усвоения материала. Детям очень понравилась игра «Допиши словечко», а также они с большим интересом работали в группах над мини – рассказом. Мои дети с энтузиазмом разгадывали загадки, кроссворды и любят нестандартные формы урока.

Системная словарная работа на уроках русского языка повышает орфографическую грамотность учащихся и чем богаче словарь человека, тем доходчивее, содержательнее, грамотнее и красивее его речь.

Данную работу я рекомендую учителям начальных классов на уроках русского языка, во внеурочное время и в группе продлённого дня.

5. Используемая литература:

1. М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка под редакцией Л.А. Новикова. М.: «Русский язык», 1984-384 с.

2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и фразеологизмов. М.: «Мир и Образование», 2020 г.

3.Словарь синонимов русского языка в двух томах под редакцией А.П. Евгеньевой. М.: Астрель АСТ; 2003 г.

4.Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – М.: АСТ, 2014 – 639

5.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь М.: Просвещение/Дрофа, 2020 г.

6.Ю.А. Ларионова. Фразеологический словарь современного русского языка - М.: «Аделант», 2014 г. -512 с.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!