СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию функциональной грамотности по теме: "Реакции обмена"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию функциональной грамотности по теме: "Реакции обмена"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №9" г Новозыбкова

Брянской области.






Название номинации: «Лучшая методическая разработка урока».


Вид работы: «Методическая разработка занятия».


Тема конкурсной работы: «Реакции обмена».









Автор: Романченко Галина Юрьевна,


место работы: МБОУ «СОШ №9» г. Новозыбкова,


должность: учитель химии и биологии,















2023 год




Тема урока: Реакции обмена.

8 класс

Цель: продолжить формирование развития знаний у учащихся по функциональной грамотности в рамках урока "Реакция обмена".


Задачи:

образовательные: изучить реакции обмена, узнать, что такое реакция обмена; как отличить реакцию обмена от других химических реакций; рассмотреть условия течения химических реакций между растворами до конца; продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена, продолжать формировать умения, применять полученные знания на практике (функциональная грамотность);

развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении учебных и практических задач в различных жизненных ситуациях (функциональная грамотность);

воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.


Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «реакции обмена», «реакции нейтрализации»

Уметь: классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании наблюдений за экспериментом

Познавательные – на основе знаний функциональной грамотности использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы, схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные – на основе знаний функциональной грамотности строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные – используя знания функциональной грамотности формировать умения управлять своей познавательной деятельностью; понимание значимости естественно-научных и математических знаний для решения практических задач; формировать умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту


Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска,

набор для лабораторной работы по теме: «Реакция обмена» (микролаборатории:

1 комплект: 5 пробирок, реактивы: NaHCO3, HCl, CuSO4, NaOH, фенолфталеин


Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Дежурные, назовите, кто сегодня отсутствует? (учитель отмечает в журнале отсутствующих)

Хорошо, начинаем наш урок с высказывания Конфуция:

"Три пути ведут к знанию:

путь размышления - это самый благородный;

путь подражания - это путь самый лёгкий

и путь опыта - это путь самый горький»

2.Формирование темы урока.

Я вам предлагаю сейчас побыть знатоками, на экране зашифрована тема урока. Предположите, что означают эти цифры. (Учащиеся предполагают, что первая цифра - это номер химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева, а цифра в скобочках это номер буквы в названии химического элемента). Работают с периодическими системами, расположенными на первом форзаце учебника.

Называют тему урока: «Реакции обмена»

  • 37(1) 4(2) 7(1) 14(1) 40(1) 39(2) 4(4)

  • 5(2) 5(1) 13(4) 16(2) 12(4) 13(1)

Где вы встречались с подобным заданием? Правильно, когда выполняли работу по химии из банка данных естественнонаучной грамотности.

Молодцы, записываем тему урока в технологическую карту, которая лежит у вас на столе. (Приложение 1)


На урок пришли мы дружно

Что же здесь узнать нам нужно?

Учащиеся предлагают цели урока: высказывают свои предположения.

Учитель: правильно!

Суть реакции обмена

Всем умело объяснять!

Уметь писать все уравнения

И предвидеть, что писать!


3.Актуализация знаний.

Обратите внимание на оценочную таблицу, сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, отметки за задание которого, вы поставите своему соседу сами.

Предлагаю вам выполнить задания из банка данных для оценки функциональной (естественнонаучной) грамотности. С таким типом заданий вы уже встречались, поэтому затруднений при его выполнении быть не должно. Задания есть у вас в технологических картах на его выполнение отводится 5 минут.

Ребята выполняют задания в технологических картах по вариантам.


Задание 1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами химических реакций.


1 вариант А)2C + O2 = 1) 2CO

2) CO2

Б)2H2 + O2 = 3) H2O2

4) 2H2O

2 вариант В)2Fe + 3Cl2 = 5) 2FeCl2

6) 2FeCl3

Г)4Na+ O2 = 7) 2Na2O

8) Na2O


Задание 2 общее для двух вариантов.


Закончили выполнение заданий.

А теперь поработаем в парах: обменяйтесь технологическими картами, и ваш сосед по парте проверит правильность выполнения задания.

Приступаем к взаимопроверке работ.


Критерии проверки.

Если ошибок нет, то отметка 5

Если 1 ошибка, то отметка 4

Если 2 ошибки, то отметка 3

если 3 и более ошибки отметка 2


Поднимите руки, кто выполнил работу на 5, кто на 4, кто на 3, а есть ребята, кто выполнил работу на 2? (Учитель отмечает ребят, хвалит за хорошо выполненную работу или акцентирует внимание некоторых учащихся на слабое изучение материала).


4.Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом – это реакции обмена.


А что же это за такие реакции? И чем они отличаются от других? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно выполнить задание из банка данных естественнонаучной грамотности.

= PbI2↓ +

Pb(NO3)2

2NaNO3


2NaI+


У вас на столах лежат карточки с формулами, используя их составьте уравнение реакции.

Ребята составляют уравнение, затем на доске прикрепляют карточки с уравнением:


2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3


Сколько веществ вступило в реакцию? Какие вещества по уровню сложности вступили в реакцию и что с ними произошло?

Ребята предлагают свои варианты ответа на поставленные вопросы.


Учитель:

Два сложных вещества в реакцию вступают

В ходе которой, свои составные части меняют.

Вот такой процесс взаимозамены

Называют реакцией обмена


А все ли сложные вещества вступают в реакцию обмена? Нет. должны быть признаки. Чтобы это определить, вам предлагается побыть экспертами химиками и выполнить лабораторное исследование, но сначала мы вспомним правила техники безопасности. (Ребята вспоминают технику безопасности в стихотворной форме).


Техника безопасности.

1 ученик .

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

2 ученик.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

3 ученик.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.


4 ученик.

Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

5 ученик.

Ты сливал, нагревал реактивы

И отчет подготовил в тетрадке.

Не забудь вымыть руки с мылом,

Чтоб здоровье было в порядке.


Задания для выполнения опытов взяты из банка данных функциональной (естественнонаучной) грамотности


Опыт 1. Для того чтобы выполнить опыт №1 мы должны с вами взять вещество, которое является строительным материалом крови человека. Благодаря наличию этого вещества кровь имеет солоноватый вкус, это вещество используется в огнетушителях и дома на кухне и в лекарственных препаратах для устранения изжоги. (Если ребята не могут дать название веществу, то им демонстрируется карточка с его изображением, если учащиеся называют вещество, то карточка демонстрируется после того, как ребята озвучивают название вещества).

А второе вещество содержится у нас в желудке, избыток которого вызывает изжогу, что это за вещества?

(Учащиеся называют вещества: сода пищевая или гидрокарбонат натрия и соляная кислота и им демонстрируется изображение этих веществ).

А что же там произошло?

Правильно выделился газ.

Возьмите карточки и составьте уравнение реакции.

CO2


HCI


H2O


NaCI

NaHCO3



(Записывают реакцию на доске и комментируют записи, указывают признак реакции):


NaHCO3 + HCI = NaCI + H2O + CO2


Опыт 2. Берем вещество, которое называется каустик, каустическая сода, едкий натр,

а второе вещество голубого цвета используется в сельском хозяйстве как средство против фитофторы и других грибковых заболеваний растений.

(Ребята называют вещества: гидроксид натрия и медный купорос или сульфат меди 2 и им демонстрируется карточка с их изображением).

Берем эти вещества, наливаем в пробирку? Что произошло? Правильно выпал осадок.

CuSO4


Na2SO4


Cu(OH)2


2NaOH



Ребята, используя карточки, составляют уравнение реакции, а затем записывают реакцию в технологической карте, далее на доске, комментируют записи и указывают признак реакции:

2NaOH + CuSO4= Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4

Учащиеся делают вывод: в результате проведенной реакции два сложных вещества ионного строения – щелочь и соль – обменялись своими ионами, т.е. произошла реакция обмена.


Опыт 3.

А теперь давайте возьмем чистую пробирку, нальем раствор каустической соды и добавим несколько капель фенолфталеина.

Что мы наблюдаем?

Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.

Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.


Ребята записывают реакцию в технологической карте, уже без использования карточек, затем на доске, комментируют записи и указывают признак реакции

NaOH+ HCI = NaCI +Н2О


Делаем вывод, по каким признакам мы определяем протекание реакции обмена до конца?


Ребята:

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода


Учитель:

Если выделится газ - это раз;
И получится вода - это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок - Вот тогда - порядок!


5.Закрепление материала

Выберите из приведенного списка реакции обмена, протекающие до конца? Укажите признак протекания реакции. При выполнении задания используйте таблицу растворимости на заднем форзаце учебника:

1)BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCI↓

2)Cu(NO3)2 + 2NaCl→CuCI2+2NaNO3

3)Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3

4)2KOH+H2S →2H2O+K2S

5)2HCI+ K2S→H2S↑+2KCI

6)MgCl2 + K2SO4→MgSO4+2KCL

7)2H3PO4 +3Са(NO3)2→Ca3(PO4)2↓+6HNO3

Ребята выбирают номера 1, 3, 4, 5, 7. Указывают, что реакции 1, 3, 7 протекают до конца, так как выделяется осадок, в реакции 4 образуется вода, в реакции 5 выделяется газ.


6. Рефлексия. Что нового мы сегодня на уроке узнали?

Что было интересно?

Что понравилось?

Какие открытия вы для себя сделали?

Достигли ли мы цели урока?


А сейчас я вам предлагаю составить синквейн, используя слова, выражающие ваше отношение к данной теме урока. Реакции, обмен, опыты, сложные, вступают вещества, в которых, газ, вода, осадок, понравились, образуется.

Ребята предлагают варианты составленного синквейна.


Понравились реакции обмена,

в которые вступают сложные вещества

и образуется газ, осадок, вода.


Опыты понравились,

в которых образуется газ, осадок, вода.

В реакции обмена вступают сложные вещества.


6.Домашнее задание параграф 33, на сайте РЭШ выполнить тренировочные задания естественнонаучной грамотности к уроку 7


7. Выставление отметок за работу на уроке.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно

Что будут они «хорошо» и «отлично»

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!




























Приложение 1.

Маршрутная карта урока химии в 8 классе.

Вариант 1


Фамилия Имя____________________________________

В результате урока мы узнаем:

  • что такое реакция обмена;

  • как отличить реакцию обмена от других химических реакций;

  • условия течения химических реакций между растворами до конца

Оценочная таблица

Проверка Д/з.

Оценка учителя.

Общая оценка за урок.

Оценка товарища

За работу на уроке

средняя





Проверка домашнего задания

Задание.1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами химических реакций.

1вариант А)2C + O2 = 1) 2CO

2) CO2

Б)2H2 + O2 = 3) H2O2

4) 2H2O

5) 2FeCl2

6) 2FeCl3

7) 2Na2O

8) Na2O

Задание 2.

Техника безопасности.

1 ученик .

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

2 ученик.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

3 ученик.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

4 ученик.

Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

5 ученик.

Ты сливал, нагревал реактивы

И отчет подготовил в тетрадке.

Не забудь вымыть руки с мылом,

Чтоб здоровье было в порядке.


Лабораторный опыт

Опыт №1. Для того чтобы выполнить опыт №1 мы должны с вами взять вещество, которое является строительным материалом крови человека. Благодаря наличию этого вещества, кровь имеет солоноватый вкус, это вещество используется в огнетушителях и дома на кухне и в лекарственных препаратах для устранения изжоги.

А второе вещество содержится у нас в желудке, избыток которого вызывает изжогу, что это за вещества?

Уравнение_________________________________________________________


Опыт №2. Одно вещество называется каустик, каустическая сода, едкий натр

А второе вещество голубого цвета используется в сельском хозяйстве как средство против фитофторы и других грибковых заболеваний растений

Берем эти вещества, наливаем в пробирку? Что произошло?

Уравнение__________________________________________________________


Опыт №3. А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.

Что мы наблюдаем?

Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится

Уравнение__________________________________________________________


Проверка усвоения материала

Выберите номера реакций обмена, которые будут протекать до конца, назовите признак.

1)BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCI↓

2)Cu(NO3)2 + 2NaCl→CuCI2+2NaNO3

3)Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3

4)2KOH+H2S →2H2O+K2S

5)2HCI+ K2S→H2S↑+2KCI

6)MgCl2 + K2SO4→MgSO4+2KCL

7)2H3PO4 +3Са(NO3)2→Ca3(PO4)2↓+6HNO3

Домашнее задание: прочитать §33 Выполнить тренировочные задания естественнонаучной грамотности на сайте РЭШ к уроку 7.

Приложение 1.

Маршрутная карта урока химии в 8 классе

Вариант 2


Фамилия Имя____________________________________

В результате урока мы узнаем:

  • что такое реакция обмена;

  • как отличить реакцию обмена от других химических реакций;

  • условия течения химических реакций между растворами до конца

Оценочная таблица

Проверка Д/з.

Оценка учителя.

Общая оценка за урок.

Оценка товарища

За работу на уроке

средняя





Проверка домашнего задания

Задание.1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами химических реакций.

1) 2CO

2) CO2

3) H2O2

4) 2H2O

2вариант В)2Fe + 3Cl2 = 5) 2FeCl2

6) 2FeCl3

2г) 4Na+ O2 = 7) 2Na2O

8) Na2O

Задание 2.

Техника безопасности.

1 ученик .

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

2 ученик.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

3 ученик.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

4 ученик.

Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

5 ученик.

Ты сливал, нагревал реактивы

И отчет подготовил в тетрадке.

Не забудь вымыть руки с мылом,

Чтоб здоровье было в порядке.


Лабораторный опыт

Опыт №1. Для того чтобы выполнить опыт №1 мы должны с вами взять вещество, которое является строительным материалом крови человека. Благодаря наличию этого вещества, кровь имеет солоноватый вкус, это вещество используется в огнетушителях и дома на кухне и в лекарственных препаратах для устранения изжоги.

А второе вещество содержится у нас в желудке, избыток которого вызывает изжогу, что это за вещества?

Уравнение_________________________________________________________


Опыт №2. Одно вещество называется каустик, каустическая сода, едкий натр

А второе вещество голубого цвета используется в сельском хозяйстве как средство против фитофторы и других грибковых заболеваний растений

Берем эти вещества, наливаем в пробирку? Что произошло?

Уравнение__________________________________________________________


Опыт №3. А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.

Что мы наблюдаем?

Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится

Уравнение__________________________________________________________

Проверка усвоения материала

Выберите номера реакций обмена, которые будут протекать до конца, назовите признак.

1)BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCI↓

2)Cu(NO3)2 + 2NaCl→CuCI2+2NaNO3

3)Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3

4)2KOH+H2S →2H2O+K2S

5)2HCI+ K2S→H2S↑+2KCI

6)MgCl2 + K2SO4→MgSO4+2KCL

7)2H3PO4 +3Са(NO3)2→Ca3(PO4)2↓+6HNO3

Домашнее задание:

Прочитать §33. Выполнить тренировочные задания естественнонаучной грамотности на сайте РЭШ к уроку 7.

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!