МБОУ «Байглычевская ООШ Яльчикского района ЧР»,
429390, Чувашская Республика, Яльчикский район, с.Байглычево, ул.Центральная, 41
Телефон 61 – 8- 37, электронная почта
Урок нравственности по повести В.Распутина «Уроки французского» в 7 классе
Сусметова Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы
8-937-373-00-79, [email protected]
2016 г.
Урок нравственности по рассказу В.Распутина "Уроки французского" в 7 классе
Цель урока:
раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки учащихся;
воспитывать у учащихся умение прощать, отличать добро от зла, истину от лжи; воспитывать чувство милосердия, доброты к окружающим.
Тип урока: обобщающий.
Методы:
словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);
наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки детей, отрывки из кинофильма)
Материал к уроку: портрет В.Распутина, тексты рассказа В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести;
Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.
На доске записаны слова: сочувствие, доброта, сострадание, чуткость, самоотдача, целеустремленность.
Ход урока:
“Чем человек умнее и добрее,
тем больше замечает он добра в людях”
(Л.Н.Толстой)
1.Слово учителя с элементами беседы.
Сегодняшний урок я хотела бы начать с высказывания Л.Н.Толстого: “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”. Как вы думаете, прав ли Толстой? Свои ответы подтвердите примерами
Доброту в людях умеет замечать Валентин Распутин, чей рассказ “Уроки французского” мы с вами и проанализируем на уроке, попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут его герои
Словарная работа. Давайте вспомним значение слов “этика”, “нравственность”, “милосердие”, “гуманность”.
2. Сообщение подготовленного ученика о творчестве В.Распутина.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть–Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в альманахе “Ангара” в 1961 году.
В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и дальнего Востока рассказы В.Г.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения В.Г.Распутина: повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976). За повесть “Живи и помни” В.Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).
В 1973 году написал рассказ “Уроки французского”. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. Как говорит писатель: “Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это -то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.
-Почему рассказ написан от первого лица? (автор изложил свою биографию. Вспоминается понятие «автобиография»).
3.Беседа с учащимися по содержанию повести:
О чем повествует произведение “Уроки французского”?
А. Образ героя.
В первую очередь остановимся на образе героя, его душевном состоянии.
Что привлекает вас в мальчике? В его характере? (Сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели).
В каких эпизодах проявляются эти черты характера? В фильме роль Володи играет Миша Егоров (просмотр эпизодов « Володя прощается с матерью», «Учительница предлагает суп», «Игра в деньги с мальчишками»)
Выводы: Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи. Маленький герой понимает, что он должен оправдать надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
Б. Образ учительницы
Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.
- Какой вы видите учительницу французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?
- Как относится Лидия Михайловна к мальчику? ( с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его).
(вспоминается эпизод «Учительница предлагает суп»,
просмотр эпизода «Посылка»,
в роли Лидии Михайловны Татьяна Васильева)
- Почему затея с посылкой ей не удалась? ( учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять посылку)
- Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? ( Предложила играть на деньги в «пристенок»). (просмотр эпизода «Игра в пристенок»)
- Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).
Выводы
- Почему рассказ назван «Уроки французского»? ( Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)
- Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности).
Вывод. Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться. Игра на деньги, якобы дополнительные занятия, посылки… Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, который сохранил чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущий бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.
Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.
Подведение итогов урока.
-Понравился ли вам главный герой? Чем?
-Что вы можете сказать об учительнице?
Домашнее задание: Написать мини-сочинение « Душевный мир главного героя»