СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу М.М.Зощенко "История болезни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -исследование по рассказу М.М. Зощенко "История болезни"

Просмотр содержимого документа
«Технолог. карта урока»

Технологическая карта урока литературы


Автор

Учитель русского языка и литературы МКОУ Черновская СОШ Кыштовского района Новосибирской обл.

Предмет

Литература

Класс

8

Тип урока

комбинированный


Технологии построения урока

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Проблемное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Метод проектов.

Тема

«Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"» 

Цель

Посредством анализа художественного текста выявить приемы сатирического повествования, с помощью которых писатель М.М. Зощенко привлекает внимание к больным проблемам общества.

Основные термины, понятия

Сатира, приемы сатирического повествования, проблема, нравственная проблема, гротеск, несоответствие

Методы и приемы

Работа с художественным текстом с использованием приемов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»: « «Мозговой штурм», Таблица Блума, исследование текста , творческая работа по созданию кластера, эвристическая беседа.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная






Книгопечатная продукция

Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

Рабочие карты

Технические средства обучения

Компьютер

Проектор





Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные





Учитель приветствует уч-ся



Приветствую я вас, мои друзья,
В этот солнечный мартовский день.
Приветствую сложность вопросов,
Живущих пока без ответов.
Учитель спрашивает: а вопросы будут такие:


Слушают учителя


слушать собеседника



Создание позитивной, доброжелательной атмосферы, установление эмоционального контакта между обучающимися и преподавателем

Этап «Стадия вызова» (Актуализация опорных знаний и умений)



Чтение стихотворение .

Писатель — классик, гуманист,
Сатирик, юморист и публицист,
В рассказах тонко юмор вел,
Высмеивал людей пороки,
Доходчиво звучал его глагол —
Знал обывателя советского мороки.
Духовный мир поднять
Страны стремился,
Маяк культуры процветанья указать,
Народного признания добился,
Сумел любовь к Отчизне доказать!

О каком писателе идёт речь?.Верно, о М.М. Зощенко

С каким произведением Зощенко мы познакомились на прошлом уроке?

3. Проверка дом.задания восприятие текста Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни».
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?


Давайте вспомним содержание рассказа.


Слушают учителя.

















Отвечают на вопросы






















Ответы на вопросы Блума

Причинно-следственные связи и мотивы поступков героя

Представление фишбоуна






принимать и сохранять учебную цель и задачу


определять первичный уровень собственных знаний

слушать собеседника

-вести диалог

-строить монологическое высказывание

Установление причинно-следственных связей; анализ;



осуществлять актуализацию личного жизненного опыта



Этап «Постановка цели и задач урока»

Итак рассказ мы вами вспомнили, выявили причинно-следственные связи. Ребята, на прошлом уроке, слушая рассказ ,вы смеялись. А вот сейчас слушая ответы по содержанию рассказа, было ли вам смешно? Нет. А почему?Кратко,сжато. Смешно ли получилось?
- Вы убрали форму, а содержание оказалось несмешным. И ничего на свете Зощенко так не удручало, как то, что люди весело смеялись, читая его рассказы. Он считал, что не смеяться надо, а плакать. « Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». (М. Зощенко). А для чего писал? Вот это мы попытаемся выяснить.


А что же мы попытаемся выяснить?  Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко(Учащиеся формулируют тему урока) (Слайд 7).

– Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"» (Записывают ее в рабочую карту).
– Что же мы должны выяснить? Какова наша сегодняшняя цель? 





























Учащиеся формулируют тему урока, цель урока.

Определяют задачи и способы их решения.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-слушать собеседника;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию.

-определять учебную цель и задачу



-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;































Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации



– Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни».
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?

Как это сделать? Чтение притчи о мудреце и его учениках.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.Работаем над мини-проектами. Учитель знакомит с правилами оценивания листов оценивания (Приложение №4)







Отвечают на вопросы





















Формулировка цели работы каждой группы, ход работы. Чтение правил работы в группах (Приложение 1).
Каждый из членов группы получает текст рассказа (Приложение 2) и свой вопрос, на который он должен ответить. В процессе работы каждый выписывает на цветные стикеры необходимые ответы и приклеивает на заранее заготовленный кластер (Приложение 3)

-анализировать содержание произведения;

-уметь выделять существенную информацию из текста, структурировать знания;


-уметь строить рассуждение;

-уметь осуществлять анализ объектов художественного текста с выделением приемов сатирического повествования.


-доказывать, аргументировать свою точку зрения.


самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера

актуализировать личный жизненный опыт;

сотрудничество в поиске и сборе информации

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий


Эмоциональная разгрузка

Чтобы снять психологическое напряжение перед защитой мини-проектов ребята, улыбнитесь друг другу, а теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее видеть? Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте еще раз улыбнёмся друг другу и запомним, что

мир - это большое зеркало, и, улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам снова.


Учащиеся разворачиваются друг к другу лицом, в соответствии с просьбой учителя меняют мимику .





Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ.

– Подведение к составлению общей схемы: какие средства в рассказе помогают создать комическую ситуацию? Составляем кластер, который должен получиться неполным.

Итак, получаем следующую схему:

«Средства комического в рассказе

М.Зощенко «История болезни»




Каждая группа вывешивает стикеры, комментирует выбор средств и делает вывод:



Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать,  ориентироваться в полученном материале,



-доказывать, аргументировать свою точку зрения.



владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


Установление причинно-следственных связей; анализ;выдвижение гипотез и их обоснование

.

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

-оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу


Подведение итогов.





Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы: Чего больше в рассказе – грустного или смешного?




– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе:  юмор, иронию или сатиру?

– В своей рабочей карте заштрихуйте тот итоговый квадрат (ЮМОР, ИРОНИЯ, САТИРА), который считаете нужным.

( Приложение№6)


– Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?
– О какой болезни идет речь?


-Проблемный вопрос: Михаил Зощенко – врачеватель (лекарь) человеческой души?

. Как вы понимаете смысл высказывания Н.В.Гоголя? (Человек боится быть осмеянным, и он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше)

-Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко? (Высмеивая зло, М. Зощенко показывает, учит, разъясняет, обращаясь к уму и совести читателя. Высмеивая зло, автор утверждает добро).




Отвечают на вопросы

Работая с картой ( приложение№5)









Делают вывод: к какому типу комического можно отнести рассказ М.М.Зощенко







Заполняют рабочую карту












Делают выводы , обращаясь к эпиграфу























-уметь выделять существенную информацию из текста, структурировать ее;

.

.

-доказывать, аргументировать свою точку зрения

-уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-уметь строить монологическое высказывание

, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


актуализировать личный жизненный опыт;





























жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.


Рефлексия









Какой же была ГЛАВНАЯ цель нашего урока? Мы ее достигли? Поставленные задачи удалось решить? - Как пригодятся нам в дальнейшем те знания, которые мы приобрели сегодня? Чувство юмора помогает человеку не только воспринимать комическое в литературе, но и переживать сложные жизненные ситуации.

Приём «ГРАДУСНИК

Учитель проверяет листы оценивания.

Объявляет оценки.

Отвечают на вопросы, делают выводы







Заполняют свои «градусники»

уметь строить рассуждение;

-доказывать, аргументировать свою точку зрения.

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-уметь строить монологическое высказывание.

осуществлять итоговый контроль по результату;

-вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок;






Вербальное оценивание; самооценивание





-адекватно воспринимать оценку учителя


Домашнее задание


Объявляет дом. задание на выбор:

1.Как, если бы каждый из Вас был редактором журнала «Сатирикон», отредактируйте следующий текст

( приложение)

2. Напишите сочинение

« Актуальность рассказа М.М. Зощенко в наши дни»



Учащиеся выбирают задание




Формирование самостоятельности в выборе уровня задания,



































Просмотр содержимого документа
«приложения»

Приложение№1





Правила работы в группах:



1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

2. Внимательно прочитай задание, выбери стикер нужного цвета.

3. Прочитай текст, отметь те фразы, которые тебя заинтересовали, выпиши их на стикер.

4. Приклей стикер на общую таблицу, выбирая нужную позицию.

5. В случае, если ты затрудняешься выполнить задание, обратись за помощью к учителю.

6. Если ты смог выполнить свое задание, помоги другому члену твоей группы.

7. Помни: выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный всей группой ее полномочный представитель































Приложение 2



М.М.Зощенко «ИСТОРИЯ  БОЛЕЗНИ»( фрагменты)

Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. …Как говорится, дома и солома едома.

… Мне попалась какая-то особенная больница, где мне не всё понравилось.

Всё-таки только больного привезли, записывают его в книгу, и вдруг он читает на стене плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х».

Не знаю, как другие больные, но я прямо закачался на ногах, когда прочёл это воззвание.

— Что вы,— говорю,— товарищ фельдшер, такие пошлые надписи вывешиваете?

Фельдшер, или, как там его,— лекпом, удивился, что я ему так сказал, и говорит:

— Глядите: больной, и еле он ходит, и чуть у него пар изо рту не идёт от жара, а тоже,— говорит,— наводит на всё самокритику. Если,— говорит,— вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трёх до четырёх выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать.

…— Вот погоди, медицинская трубка, я поправлюсь, так ты мне ответишь за своё нахальство.

…И тут сестричка подскочила.

— Пойдёмте,— говорит,— больной, на обмывочный пункт.

Но от этих слов меня тоже передернуло.

— Лучше бы,— говорю,— называли не обмывочный пункт, а ванна. Это,— говорю,— красивей и возвышает больного. И я,— говорю,— не лошадь, чтоб меня обмывать.

Медсестра говорит:

— …Наверно,— говорит,— вы не выздоровеете, что во всё нос суёте.

Тут она привела меня в ванну…

Я говорю сестре:

— Куда же вы меня, собаки, привели — в дамскую ванну?

Сестра говорит:

— Да это тут одна больная старуха сидит. Вы на неё не обращайте внимания. У неё высокая температура, и она ни на что не реагирует. …А тем временем мы старуху из ванны вынем и набуровим вам свежей воды.

…Вдруг снова приходит лекпом.

— Я,— говорит, - … больше люблю, когда к нам больные поступают в бессознательном состоянии.

Тут купающаяся старуха подаёт голос:

— Вынимайте,— говорит,— меня из воды, или,— говорит,— я сама сейчас выйду и всех тут вас распатроню.

…После купанья они дали мне огромное, не по моему росту, бельё. …У них это — нормальное явление. У них маленькие больные, как правило, были в больших рубахах, а большие — в маленьких.

…А положили меня в небольшую палату, где лежало около тридцати разного сорта больных.

…Я говорю сестрице:

— Может быть, я попал в больницу для душевнобольных, так вы так и скажите.

…Только очнулся я, наверно, так думаю, дня через три.

Сестричка говорит мне:

— Ну,— говорит,— у вас прямо двужильный организм. Вы,— говорит,— сквозь все испытания прошли. И даже мы вас случайно положили около открытого окна, и то вы неожиданно стали поправляться. И теперь,— говорит,— если вы не заразитесь от своих соседних больных, то,— говорит,— вас можно будет чистосердечно поздравить с выздоровлением.

Однако организм мой не поддался больше болезням, и только я единственно перед самым выходом захворал детским заболеванием — коклюшем.

Сестричка говорит:

— Наверно, вы подхватили заразу из соседнего флигеля. …Вы, наверно, неосторожно покушали из прибора, на котором ел коклюшный ребёнок.

…В общем, вскоре организм взял своё, и я снова стал поправляться. Но когда дело дошло до выписки, то я и тут, как говорится, настрадался и снова захворал … просто потому, что они меня не выписывали. То они забывали, то у них чего-то не было, то кто-то не пришёл и нельзя было отметить. То, наконец, у них началось движение жён больных…

Фельдшер говорит:

-…у вас только восемь дней перебор, и то вы поднимаете тарарам. А у нас тут некоторые выздоровевшие по три недели не выписываются, и то они терпят.

Но вскоре … я вернулся домой.

Супруга говорит:

— Знаешь, Петя, неделю назад … из больницы пришло извещение, в котором говорится: «По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа».

Оказывается, …у них произошла ошибка в бухгалтерии.

…И теперь я хвораю дома.









































Приложение №3

«Средства комического в рассказе

М.Зощенко «История болезни»


Задания группам:


1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.
Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Выпишите данные слова и фразы на синие  стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.



2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите высокого стиля, канцеляризмы просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы, гиперболы Используйте для этого стикеры жёлтого цвета.
Например:  хворать, дома и солома едома.




3.Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их. Используйте стикеры розового  цвета.
Например:  закачался на ногах.
Прикрепите результат вашей работы на кластер , посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты.


















Приложение №4



Лист оценивания








Содержание выступления-5 баллов.

Убедительность (доказательность)-5 баллов.

Умение публично выступать-5 баллов.

Общая оценка работы группы

Мой вклад в работу группы

1 группа






2 группа





3 группа















































приложение№5





Задание № 1.

Вспомним определения


Комическоеэто средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме.


Задание № 2.

Соотнесите определения с терминами, данными в схеме «Виды комическое»

Добрый смех, незлобная насмешка – это ________

Ключевые слова: добродушно-насмешливый, комический, смешной

Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это ___________

Ключевые слова: насмешка, осмеяние, противоположный смысл, иронический

Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это ___Ключевые слова: резкое осуждение, осмеяние, высмеивание, обличение



Задание № 3





Выберите нужное определение, заштрихуй квадрат





приложение№6







Просмотр содержимого презентации
«история болезни»

Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко

Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"  

Автор: учитель русского языка и лит-ры

МКОУ Черновская СОШ Долгих Т.В.

О ком идёт речь?  Писатель — классик, гуманист,  Сатирик, юморист и публицист,  В рассказах тонко юмор вел,  Высмеивал людей пороки,  Доходчиво звучал его глагол —  Знал обывателя советского мороки.  Духовный мир поднять  Страны стремился,  Маяк культуры процветанья указать,  Народного признания добился,  Сумел любовь к Отчизне доказать!

О ком идёт речь?

Писатель — классик, гуманист, Сатирик, юморист и публицист, В рассказах тонко юмор вел, Высмеивал людей пороки, Доходчиво звучал его глагол — Знал обывателя советского мороки. Духовный мир поднять Страны стремился, Маяк культуры процветанья указать, Народного признания добился, Сумел любовь к Отчизне доказать!

Михаил Михайлович Зощенко 1894-1958  - русский писатель сатирик Драматург

Михаил Михайлович Зощенко

1894-1958

- русский писатель

  • сатирик
  • Драматург

М.М.Зощенко

М.М.Зощенко

  • К середине 20-х гг. XX в. Зощенко стал одним из самых популярных писателей в России.
Таблица Блума КТО главный ЧТО с Петя (автор) ним про- герой ГДЕ происхо-дит действие Заболел брюшным ти-фом изошло КОГДА В больнице ПОЧЕМУ В 1920-1930 гг автор об этом рассказал Чтобы показать все недостатки в больницах

Таблица Блума

КТО

главный

ЧТО с

Петя (автор)

ним про-

герой

ГДЕ происхо-дит действие

Заболел брюшным ти-фом

изошло

КОГДА

В больнице

ПОЧЕМУ

В 1920-1930 гг

автор об этом рассказал

Чтобы показать все недостатки в больницах

Причинно-следственные связи и мотивы поступков героя

Причинно-следственные связи и мотивы поступков героя

Формулируем тему: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко .  

Формулируем тему:

комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко .  

Тема урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко

Тема урока:

«Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко "История болезни"»   

Приемы комического. 1. Гипербола :

Приемы комического.

1. Гипербола : "Фельдшер говорит: — У нас такое переполнение, что мы прямо не поспеваем больных выписывать…»

2. Гротеск : "Тут она привела меня в ванну и велела раздеваться. И вот я стал раздеваться и вдруг вижу, что в ванне над водой уже торчит какая-то голова…»

Несоответствие, неожиданность  «Небольшая палата на тридцать человек». Бухгалтерия по ошибке сообщила семье о смерти нашего героя. Какое отношение бухгалтерия больницы имеет к уведомлениям о смерти? Найдите в тексте фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.

Несоответствие, неожиданность

«Небольшая палата на тридцать человек».

Бухгалтерия по ошибке сообщила семье о смерти нашего героя.

Какое отношение бухгалтерия больницы имеет к уведомлениям о смерти?

Найдите в тексте фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.

Лексические средства

Лексические средства

  • Слова разговорного стиля: просторечия, жаргонизмы, слова-паразиты
  • Слова высоко го стиля,канцеляризмы
  • Фразеологизмы,
  • Пословицы
мимика, жесты героев

мимика, жесты героев

Вдумаемся в прочитанное…  - Что можно сказать о медперсонале этой больницы?  - С каким рассказом Чехова перекликается «История болезни»?  («Хирургия»)  - Что обличает автор в этом рассказе? Какие явления?  (Антисанитария, равнодушие медицинского персонала к больным, халатное отношение к своим обязанностям .)

Вдумаемся в прочитанное…

- Что можно сказать о медперсонале этой больницы?

- С каким рассказом Чехова перекликается «История болезни»?

(«Хирургия»)

- Что обличает автор в этом рассказе? Какие явления?

(Антисанитария, равнодушие медицинского персонала к больным, халатное отношение к своим обязанностям .)

Чего больше в рассказе – грустного или смешного?

Чего больше в рассказе – грустного или смешного?

ВИДЫ КОМИЧЕСКОГО ЮМОР ИРОНИЯ САТИРА

ВИДЫ

КОМИЧЕСКОГО

ЮМОР

ИРОНИЯ

САТИРА

Виды комического Добрый смех , незлобная насмешка – это…  Скрытая насмешка , создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это…

Виды комического

  • Добрый смех , незлобная насмешка – это…

  • Скрытая насмешка , создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это…

  • Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
Юмор? Сатира? Ирония?

Юмор? Сатира? Ирония?

Что обличает автор в этом рассказе? Какие явления?  Антисанитария, равнодушие медицинского персонала к больным, халатное отношение к своим обязанностям , формализм.

Что обличает автор в этом рассказе? Какие явления?

Антисанитария, равнодушие медицинского персонала к больным, халатное отношение к своим обязанностям ,

формализм.

Делаем выводы О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила.  Н.В Гоголь.

Делаем выводы

О, смех великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха…

Боясь смеха, человек удержится от того,

от чего бы не удержала его никакая сила.

Н.В Гоголь.

Домашнее задание: Представьте себя редактором журнала «Сатирикон» и отредактируйте следующий текст Напишите сочинение ( приложение)  « Актуальность рассказа М.М. Зощенко в наши дни»

Домашнее задание:

Представьте себя редактором журнала «Сатирикон» и отредактируйте следующий текст

Напишите сочинение

( приложение)

« Актуальность рассказа М.М. Зощенко в наши дни»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!