СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету обществознание на тему "Конституция Российской Федерации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету обществознание на тему "Конституция Российской Федерации"»

Урок по предмету обществознание преподавателя «УТОТиТ имени Героя России А.В.Рассказы» Вашкевич Ирины Георгиевны

на тему «Конституционное устройство России»

Цели урока:

Обучающие: дать представление студентам о конституционных правах и обязанностях; конкретизировать теоретические представления об основных элементах Конституции, показать студентам специфику юридического понимания Конституции РФ.

Развивающие: продолжить формирование умений студентов работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний и социального опыта в практических ситуациях;

Воспитательные: сформировать представление о политической ценности Конституции, важности  законодательного регулирования общественных отношений, формировать у студентов высоконравственные идеалы общественных отношений, создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущему своей страны.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.



ХОД УРОКА

Вопрос. Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?  Какую информацию можно извлечь из паспорта?

( ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Вопрос. Скажите, а  какой документ будет подтверждать ваше положение  студента ? (студенческий билет )

Вопрос. Как вы считаете, а у государства может быть подобный  документ?(да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом  является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституционное устройство России».Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?Давайте попробуем подобрать  к нему ассоциации.

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution  установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

Отличительные черты Российского государства:

Как устроено  государство. Как  образованы органы  власти. Каковы права и обязанности граждан. Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? (Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция)

Вопрос: Кто и когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

(1. декабристы - Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г.)

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст Конституции докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод:   Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы)  и двух разделов. Преамбула - это вступительная, вводная часть.В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем  9 глав, 137 статей.

Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»Обратите внимание на ст.3» Единственным источником власти является народ».

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Какие бывают формы правления (Республика, монархия)

Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)

Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2,13 ч.3,  заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак,  назовите форму нашего государства (республика)

                                Форма государства

Форма правления          Форма государственного             Политический

                                                   устройства                                 режим

республиканская                  федеративная                          демократическая

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)

Россия состоит из равноправных субъектов  федерации.

Пользуясь статьей 65  Конституции  РФ  назовите субъекты федерации.

Республики – 21        

Края   -9      

Области  - 46

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные  округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство,  остальные субъекты – Устав и законодательство

Вопрос. А в каком субъекте РФ мы живем?А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

Вопрос. Назовите три ветви государственной власти.                              

Кто представляет законодательную власть?

Кто является председателем Государственной Думы?

Кем осуществляется судебная власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

Кто является главой государства?

Назовите имя президента.

Кто был первым президентом.

Кто был вторым президентом.

А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

Кто осуществляет исполнительную власть?

Имя председателя правительства РФ?

В Конституции РФ закреплены основные права и свобода человека и гражданина. Мы установили, что Российская Федерация гарантирует права и свободы согласно общепризнанными принципами и нормам международного права.

Употребление в законодательстве применительно к личности двух терминов -«человек» и «гражданин» имеет глубокий смысл. Каждый человек как высшее создание природы, высшая ценность общества и государства вправе иметь достойное существование, иметь права. Права человека – совокупность норм, закрепленных в международных пактах и законодательстве государства, фиксирующих охраняемые и обеспеченные государствами возможности достойной жизни человека. Поэтому человеку должны принадлежать неотъемлемые права и свободы, т.е. личные.

И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами  не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позиции. За последние годы в России в решении проблемы прав человека достигнут несомненный прогресс. В связи с этим особое значение приобретают вопросы защиты прав и свобод граждан. Гражданин должен знать не только свои права, но и пути и способы их защиты.



Домашнее задание : проработать основные статьи Конституции РФ.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!