СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ "Добродетели и пороки"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе отрывка из поэмы «Сражение семи добродетелей с семью грехами» Иоасафа Белгородского обучающиеся рассуждают о борьбе добра и зла, как человек справляется в сложной ситуации, он находит выход из положения: приглашает на помощь добродетелей.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ "Добродетели и пороки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»











ДОБРОДЕТЕЛИ

И

ПОРОКИ





Автор:

Бутакова Вера Александровна, учитель начальных классов высшая квалификационная категория









Чернушка, 2023



Тема: «Добродетели и пороки»

Целевые установки  урока (планируемые достижения учащихся):

1. Личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

2. Метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

3. Предметные

- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;

- уточнить смысл понятий «добродетель» и «пороки – грехи - страсти».


Ход урока

  1. Организационный момент.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

- Возьмите солнышко в руки. Это частичка моего тепла вам.

- Давайте улыбнемся друг другу, гостям и повторим главные жизненные правила, заповеди, по которым живёт каждый православный человек.


Почитай отца и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле

Не лги

Не кради

Не убий

Возлюби ближнего своего

  1. Актуализация опорных знаний.

Дома вы прочитали отрывок из поэмы. Ответьте на несколько вопросов.

Название? «Сражение семи добродетелей с семью грехами»

Автор? Иоасаф Белгородский

О ком рассказывается в поэме? О Человеке, который не боялся трудностей. О борьбе добра и зла

Как повел себя Человек в сложной ситуации?

Человек держался спокойно, бесстрашно. Он нашел выход из положения: пригласил на помощь добродетелей.

Почему именно добродетели оказали помощь попавшему в беду Человеку?

Добродетели нужны для преодоления трудностей и проявления всего доброго

Какие враги напали на человека в пути? Семь грехов

Подберите синонимы к слову грех: порок, вина, недостаток, ошибка, проступок…

Назовите ключевые (главные) слова поэмы? Добродетели и Грехи

Основная мысль поэмы?Каждый человек должен бороться с недостатками. Уметь находить выход из любой тяжелой ситуации по-доброму, без войны.

Зачитайте из текста главную мысль:

Знай всегда, мерзкий грех душу загрязняет,

Добродетель моет всех, ярко убеляет

  1. Сообщение темы и задач урока

Определите, о чем будем говорить на уроке? Добродетели и ГРЕХИ

Тема сегодняшнего урока: Добродетели и пороки

-Что вы хотели бы узнать по теме нашего занятия?


  1. Формирование новых знаний и способов деятельности

Мы узнаем о добродетелях и пороках души человека, научимся различать их.

Кто знает, что такое «добродетель»?

«Порок»?

Слово "добродетель" пришло из старославянского языка, имеет в своем составе два корня "добр" и "дет", отсюда вывод: добродетель – это "добро делать". Значит, добродетели служат для сотворения добрых дел. Добродетель – это положительное нравственное свойство характера человека – делать добро.

Порок – это грех, недостаток, который позорит человека, причиняет зло себе и другим людям.


Вернемся к отрывку поэмы. К его автору. Иоасаф – святой епископ Белгородский. На этом свете пожил немногим больше 49 лет. При жизни был известен как человек одновременно строгий и милостивый. Отличался строгостью не только ко всем, но прежде всего к себе. Он часто помогал бедным людям продуктами, одеждой, дровами, которые сам заготавливал. Всю свою жизнь служил Богу, призывал людей делать добро и бороться со злом. Поэму «Сражение семи добродетелей с семью грехами» Иоасаф Белгородский написал в 1737 году. В ней он рассказывает о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами своей души (пороками, грехами). И о том, какие добрые качества души человека (добродетели) помогают ему в этой нелёгкой борьбе.



Работа в парах

П оработайте в парах.Прочитайте отрывок из поэмы, которую написал святой Иоасаф Белгородский. Пусть один из вас ищет грехи, с которыми вступил в бой человек, а другой – добродетели, которые помогали в этой борьбе. Какая добродетель, какой грех побеждает? Подчеркнуть разными цветами (добродетели-красным, грех-черным)

В это время одна пара учеников работала у доски.

Проверяем. Читаем парами. Какие пороки? И какие идут добродетели на помощь?

На доске дерево ДОБРОДЕТЕЛЕЙ и ПОРОКОВ.

Гордость – Смиренье

Зависть – Милостыня

Ненависть – Любовь

Злость – Любовь

Гнев – Кротость

Люди, обладающие этими качествами души, какие люди? Как их можно назвать?

Добрые – добродетельные

Злые – порочные

Злыми рождаются или становятся? Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом. Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

КАКОЙ Я?

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле ...

Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал: СОФЬЯ

Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал ...

В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.

Извиняться уж не было времени:

Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал

Рыжий пёсик без рода, без племени.

…День сегодня плохой! Честно я признаю. ЛЕВ

На душе как-то, вот, неспокойно ...

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ:

«Зло в тебе, коль душе твоей больно!»

(Л.Л.Серафимова)

- Отчего стало неспокойно и больно душе? Нагрешил, стало стыдно

- Кто подсказал мальчику ответ на его размышления? совесть

- Помогите мальчику: что делать, если неспокойно и больно душе? сделать доброе дело, попросить прощение, извиниться, покаяться

Послушайте притчу и определите главную мысль.

Притча – простой, понятный нравоучительный рассказ.

Притча о двух волках (аудиозапись)

Когда –то давно один старик открыл своему внуку жизненную истину:

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков

Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

-А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и ответил: -Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.


- Главная мысль притчи? Зачитайте из текста. Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.

-Кто являются главными воспитателями для вас? Родители. А школа? помогает

- Ребята, когда мы совершаем отрицательные (положительные) поступки какого волка в таких случаях мы кормим?

Темный волк-темная душа, недобрые помыслы

– Как можно назвать положительные поступки человека?Добрые, добродетельные

– А как отрицательные? Плохие, порочные

Итак: совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие поступки – порочным.

Добродетели несут добро. Пороки – зло.

  1. Физминутка

Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок – приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.

От чего зависит, чего будет больше в человеке: добродетелей или пороков?

- У кого можем научиться добродетелям? С кого взять пример?Родителей, знакомых, друзей, учителей, актёров, спортсменов, великих людей, святых

- Каких святых людей вы знаете?Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский

Рассказ учителя о лестнице святого Иоанна, ведущей к небу.

В 7 веке в Египте жил святой, по имени Иоанн. Он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о необыкновенной лестнице, по которой человек может подниматься к миру небесному. Лестница состоит из ступенек – добрых качеств человека. Для того, чтобы подняться на каждую из них, следует приобрести определенную добродетель и проявить ее в добром поведении. Основание ее положено на земле, а верх ее уходит в самое небо.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию, что интересного вы заметили?

На иллюстрации люди падают в яму.

А куда поднимаются люди?Люди поднимаются к Царству Небесному, в мир добра.

Если люди поднимаются к добру, что же противоположно этому понятию и находится внизу? Противоположно добру – зло. Противоположно Богу – дьявол.

А что же это за яма, куда падают люди? Люди падают в ад – место, где нет Бога.

Как важно каждому человеку дойти до последней ступеньки.


Работа по группам.

- Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.

В группе по 4 чел выбирают нужные слова и «строят стену-щит».

(Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность). 


Стена – это защита от чего? От злаПрочитаем хором.

ЗАПОМНИТЕ: От зла можно закрыться только добром!

6. Подведение итогов занятия.

Что расскажите родителям о сегодняшнем уроке?

Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

Надо отличать зло от добра

Добро должно быть в деле

Спасибо за урок!
- Какую же дорогу в жизни мы выберем?

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо, СОФЬЯ
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать.
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить, ВАСЯ
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.


Приложение

Иоасаф Белгородский

отрывок из поэмы «Сражение семи добродетелей с семью грехами»

Человек пришёл в мир временный и странный,

Проходил и вдаль, и вширь все земные страны…

И на жизненных путях лютых и суровых

Вдруг напал отряд врагов, вмиг убить готовых…

Что ж, - решил спокойно, - ДОБРОДЕТЕЛИ

Возьму в помощь

И достойно под защитой крепкой их

Мужественно встану…

Против смертных семь ГРЕХОВ начал он сражаться.

С ними бой тот был суров и пришлось тем сдаться.



Добродетелей к себе в помощь призывая,

Бейся в яростной борьбе, стой, не унывая!



Если ГОРДОСТЬ нападёт, погаси горенье,

Знай, тебя победа ждёт, лишь призвав СМИРЕНЬЕ!

Если ЗАВИСТЬ, вдруг напав, помыслы смущает,

МИЛОСТЫНЯ – добрый нрав, бурю укрощает.

Если НЕНАВИСТЬ разит к ближнему и к Богу,

Ей оружьем пригрози, взяв ЛЮБОВЬ в подмогу.

Иль не знаешь, что ЛЮБОВЬ тьму преград стирает,

ЗЛОСТЬпред нею, как трава, в пламени сгорает.

Если ГНЕВ огонь в крови люто разжигает,

Сразу КРОТОСТЬ призови: всё превозмогает.



Знай всегда, что мерзкий грех душу загрязняет,

Добродетель моет всех, ярко убеляет…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!