СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКиСЭ для 4 класса

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКиСЭ для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Руссковская средняя школа»








Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы православной культуры»)

Тема: Монастырь

4 класс












Чобану С. М.,

учитель начальных классов













Русское

2019г.

Тема урока: Монастырь.

Цель урока: знакомство учащихся с православным монастырём, их значением в духовной культуре; особенностями монашеской жизни.

Задачи:

  • дать первоначальное представление о православном монастыре и его обитателях;

  • развивать нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции;

  • воспитывать уважение к людям выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным святыням России.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о монастыре, знать понятие монах, таинство посвящения в монахи, знать о действующих монастырях России.

Личностные: прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех правила поведения людей. Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, формировать умение отбирать главное, оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные: формировать умения выражать свои мысли, строить монологическое высказывание; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, ставить перед собой цели и стремиться к достижению результата, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный).

Формы работы учащихся: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация).

Оборудование: учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры» для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012; карточки; словарь С. И. Ожегова; презентации; звукозапись песни «Монастырь».

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.













Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день! Улыбнитесь друг другу с пожеланиями любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активными участниками.

(Слайд 1.)

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю.»

- Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

  1. Открытие темы урока учащимися.

- Послушайте отрывок песни.

(Звучит песня «Монастырь» в исполнении В. Волкова.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

( Ответы учащихся.)

(Слайд 2.) Тема урока «Монастырь».

  1. Определение задач урока.

- Какие вопросы поставим перед собой?

(Ответы учащихся.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью православных монастырей.

(Слайд 3.)

  1. Что такое монастырь?

  2. Кто живёт в монастырях?

  3. Как одеваются монахи и монахини?

  4. Чем занимаются монахи в монастыре?

  5. Как становятся монахами? Какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

  6. Что такое призвание?

  7. Действующие монастыри России.

  1. Изучение нового материала.

    1. Рассказ учителя.

- Что такое монастырь?

(Слайд 4.)

Монасты́рь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за  советом  в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

- Кто же это?

4. 2. Работа с учебником.

- Прочитайте в учебнике текст на странице 80.

- Кто живёт в монастырях?

( Ответы учащихся.)

(Слайд 5.)

Мона́шество (монахи, монастыри — от греч. μόνος — один, одинокий) Монах (монахиня)- это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

4.3. Рассказ учителя.

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычного человека? Как одеваются монахи и монахини?

(Слайд 6, 7.)

- Да ребята, монахи одеты по- особенному.

Власяница или хитон - так называется длинная рубашка из простой ткани. Поверх власяницы надевают параман. Затем надевают подрясник (чёрное платье).

Пояс также имеет своё символическое значение.

Следующая одежда – ряса. Вслед за рясой надевается мантия – верхняя одежда.

Клубок – головной убор. Чётки – шнур или лента, чаще всего замкнутое кольцо, на котором навязаны узелки, нанизаны бусины. Куколь – это маленькая остроконечная шапочка.

4.3. Промежуточный контроль.

Рабочий лист « Монашеское облачение».

Приложение 1.

4.4. Работа с притчей «Два весла»

(Слайд 8.)

Приложение 2.

- О каком монашеском правиле говорил рыбак?

-Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

(Ответы детей.)

(Слайд 9.)

- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3-4 часа. Они совершают утреннюю молитву. Приём пищи происходит два раза в день. В особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся. Они работают в полях, в монастырской кухне, или ремонтируют здания монастыря.

4.5. Работа по группам по учебнику.

1 группа – найти и записать , что такое послушание.

2 группа – найти и записать, что такое монашеские обеты.

3 группа – найти и записать, что такое постриг монаха.

4.6. Выступление групп.

4.7. Проведение промежуточного итога.

- Трудно стать монахом?

- Что совершается над этим человеком, когда он готов стать монахом?

(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени.)

(Слайд 10.)


4.8. Работа с толковым словарём.

– Знаете вы, что означает слово призвание?

Призвание – внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии.

Призвание находит именно человек. Это может быть научное, спортивное.

Монахом становится тот, кто ощутил в себе призвание быть всегда только с Богом.

Каждый человек должен понимать самого себя и свои обязанности.

В учебнике есть описание одного монаха.

4. 9.Чтение жизнеописания Святого Луки в учебнике на странице 83.

- Что узнали об этом святом?

-Как он стал монахом?

5. Просмотр видеофрагмента «Действующие монастыри России».

Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное захотелось посмотреть на монастырскую жизнь своими глазами. Монастырь – это святое место, где нужно себя вести по- особенному. Давайте подумаем какие должны быть правила поведения в монастыре.

В монастыре запрещается:

громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

носить шорты на территории монастыря;

лицам женского пола находиться без головного убора

6.Итог урока.

- Объясните значение слова «монах».

- Как становятся монахами?

- Почему святой Лука считал, что став монахом, он должен оставаться врачом?

  1. Рефлексия.

Заполните лист рефлексии.

Приложение 3.



















Приложение 1.


Рабочий лист.


Подпишите названия монашеского облачения.


1.


2.


3.


4.











Приложение 2.


Притча «Два весла»


Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: — Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись».

— Зачем это? — спросил он.

— Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.

— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодказакружилась на месте.

Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

- Молись и трудись.


























Приложение 3.


Лист «Рефлексия»


  1. На уроке я работал активно/ пассивно

  2. Своей работай на уроке я доволен/ не доволен

  3. Урок для меня показался коротким/ длинным

  4. За урок я не устал/ устал

  5. Моё настроение стало лучше/ хуже

  6. Материал урока мне был понятен/ не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

лёгким / трудным
































Список литературы.

  1. Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры» для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» и другие рассказы. – М.: Издательство Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011.

  3. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и других словарей, 1952.

Интернет – ресурсы.

  1. ru. wikipedia. org

  2. monasterium.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!