СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОБЖ на тему"Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке" 9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОБЖ на тему"Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке" 9 класс»

Конспект урока по ОБЖ в 9 классе Дата:


Тема урока: Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Цели урока:


Образовательные:

– закрепить у учащихся знания в области экологической культуры, сформировать понятия «мутагены», «свободные радикалы», дать представление о положительном влиянии на здоровье витаминов.

Развивающие:

- продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.

- учить работать с разными информационными источниками;

- сформировать потребность к получению знаний об окружающей среде и способах защиты организма при неблагоприятной экологической обстановке;

Аналитические:

- анализировать последствия загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье и причины их возникновения.

Воспитательные

- сформировать понимание значения экологии в здоровье и жизни человека;

- воспитать культуру поведения на природе, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи урока:

- актуализировать и развить знания о воздействии состояния экологии на организм человека;

- продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

- продолжить формировать информационную и коммутативную компетентность.

Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, игровые приёмы

Формы работы:

  • самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);

  • работа в группах;

  • игра.

1.Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, ватман для составления проектов, фломастеры, клей, ножницы, заготовки для экологической газеты, линейки, карандаши, ластики.

Эпиграф урока:

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» Сент-Экзюпери Антуан де

(слайд 1)



Ход урока.


I Организационный момент.

Весь класс поделен на 3 команды по 5-6 человек.

Учитель:

Ребята, на прошлом уроке мы изучили вопросы загрязнения окружающей природной среды, их виды, значение знания вами понятия ПДК в дальнейшей вашей жизни. Для проверки и закрепления знаний параграфа 4.1,сейчас, я вам раздам тестовую работу. На выполнение задания отводится 8 минут.

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:

Собираю тестовые работы и формулирую тему урока, его цели.

«Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру».

(слайд 2)

II. Основная часть.

Учитель:

Ребята, сейчас каждая группа получит файл в котором находятся картинки различных видов загрязнения. На листах ватмана Вам необходимо определив вид загрязнения приклеить в столбик по группам и подписать вид загрязнения. После выполнения задания от каждой команды выходит один представитель обосновывает проект группы. На выполнение работы отводится 4 минуты.

Учащиеся: Выполняют проект.

Учитель: Так время истекло, представитель каждой команды с проектом выйти к доске.

Учащиеся: (Защищают свой проект)

Учитель:

Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками. В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

  • загрязнение почвы

  • загрязнение воды

  • загрязнение воздуха (слайд 3).

Все молодцы. Так что же такое неблагоприятная экологическая обстановка? (слайд 4). Правильно ребята, давайте запишем в рабочих тетрадях определение « это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье»

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом. (слайд 5).


Мутагенез (от мутации и …генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений – мутаций. Основа мутагенеза – изменения в молекулах нуклеиновых кислот, хранящих и передающих наследственную информацию.(слайд 6)


Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства (слайд 7).


Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения – мутации. (слайд 8)

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген.

Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

(слайд 9)


Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов. (слайд 29)

Ребята, кто из вас помнит определение – «свобоный радикал», к какой науке он относится? Правильно, это наука – химия.

СВОБОДНЫЙ РАДИКАЛ, короткоживущая (менее 1мс) молекула, которая имеет непарный ЭЛЕКТРОН и, таким образом, вступает в кратковременные связи с другими молекулами. Возникающие как побочные продукты химических процессов в КЛЕТКЕ, свободные радикалы могут привести к необратимым изменениям в организме и поразить даже те клетки, которые вырабатывают защитные энзимы. Считается, что они играют ведущую роль в процессе старения организма и в возникновении ряда заболеваний, включая рак и сердечнососудистые болезни.




Учитель: Ребята теперь нам необходимо сформулировать понятие «экологическая культура» Время работы 5 минут.

Каждая группа получает 5 стандартных листов и формулирует. Передает по команде учителя для взаимной проверки

Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.

Открываю слайд 32 с определением экологической культуры.

Учитель: Молодцы ребята. Нам осталось сделать вывод по теме.

Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: (слайд 33) Слушаю мнения учащихся.

В основном правильно ребята. Смотрим правильное определение. (слайд 33)

1. Соблюдать экологическую культуру

2. Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды.

3. Бережно относиться к своему здоровью

Учитель: Молодцы! Запишите сделанный вывод

Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.

III. Домашнее задание, рефлексия.

Рефлексия (обобщение и подведение выводов).

- Что вы узнали полезного для себя?

- Какие вопросы вызвали наибольшие трудности?


Домашнее задание.(выбрать 1 из заданий)

1.Подготовить сообщения на экологическую тематику.

2.Подготовить презентации по экологии в нашем городе.

3.Подготовить мини-сочинение «Экология и человек»

Учитель: Мы с Вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания активно внедряйте в свою жизнь

Какое у Вас настроение? (слайд 35-37)

Выставляю оценки за урок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!