СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Мораль и право. Моральная ответственность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Мораль и право. Моральная ответственность" разработан на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В,  М. Владос 2011г.- сб. 1. 224 с.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Мораль и право. Моральная ответственность»

«Мораль и право. Моральная ответственность» 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с основами понятиями морали и права в жизни человека и общества.

Задачи урока:

1. Подвести учащихся к пониманию сущности морального поведения людей;

2. Способствовать формированию у учащихся умений различать нравственные категории в реальной жизни;

3. Продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать события;

4. Способствовать формированию у учащихся уважения к нравственному совершенствованию человека.


Тип урока: комбинированный


ХОД УРОКА


I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока. Слайд №1

Ребята, тема нашего урока очень интересна и актуальна, так как с проявлениями понятия «мораль», Вы в своей жизни уже ни раз встречались: начиная с раннего детства Вам читали сказки, где добро побеждает зло, сильные помогают слабым.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятие «мораль», «моральная ответственность» и проанализируем, уже знакомое Вам, понятие «право».


III. Изучение новой темы.

Для начала вспомним: что регулирует поведение людей в обществе?

(понятие: социальные нормы)

Социальные нормы – это правила поведения, установленные в обществе и регулирующие поведение человека.

Вопрос учащимся: Какие принципы заложены в основу всех социальных норм?

Задание: назовите противоположные по смыслу слова:

1) плохо –

2) зло –

3) неправильно –

4) безнравственность –

5) ложь -

Главный принцип всех социальных норм заложен в представлении людей о плохом и хорошем, добре и зле, правильном и неправильном. Какие моральные категории я называла положительные или отрицательные? Положительные и отрицательные представления людей и составляют основу морали.

Итак, что же такое «мораль»? Слайд №2

Учитель рассказывает об этимологии слова «мораль», а после учащиеся записывают определение.

Мораль – нравственное поведение, основанное на представлениях людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливом, долге и чести.

Беседа:

Каким образом нравственные качества людей проявляются в реальной жизни?

Выполнение задания заполнение таблицы учащимися совместно с учителем.

Таблица 1.

Положительные

Отрицательные

1.порядочность

2. отзывчивость

3. патриотизм

4. доброта

5. уважение к старшим

1.предательство

2. безответственность

3. ложь

4. черствость.

5. зло


Нравственные качества человека.

Положительные Отрицательные

1. порядочность 1. предательство

2. отзывчивость 2. безответственность

3. патриотизм 3. ложь

4. доброта 4. черствость.

5. уважение к старшим 5. зло

Вывод: положительные нравственные качества человека – это нравственные ценности. Больше всего в жизни ценится ДОБРОТА.


М\ф «Песня Фунтика о доброте»


Беседа с учащимися о роли морали и нравственных ценностей в обществе, в отношениях между людьми (вспомнить христианские заповеди).


Моральные нормы - это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов. Слайд №3


Работа с текстом раздаточного материала.

Задание: оцените следующие варианты поведения человека.


А) Некий Сидоров долгие годы «ютился» с семьёй в коммунальной квартире. Условий для нормальной жизни не было никаких, а денег для того, чтобы купить квартиру, тоже не было. Вскоре подошла его очередь получать жильё. Но Сидоров узнал о том, что ветеран Петров – много лет отдавший заводу – нуждается в квартире. Сидоров посчитал, что жильё нужно отдать уважаемому ветерану, а он с семьёй может жить по-прежнему. Сидоров отказался от квартиры.


Б) В период военных действий сержанту Ковалёву было дано задание: пройти в тыл врага и узнать важную информацию. Однако солдат был обнаружен и, чтобы враги не узнали место нахождения войск, вынужден был повести их по ложному следу, понимая, что будет убит. Он пошёл на смерть, хотя мог бы выжить.


Вывод: законы морали имеют огромное значение в отношениях между людьми.


Право – правила поведения, которые установило государство, их исполнение обеспечивает государство. Слайд №4

Работа с таблицей . Слайд №5

Линии сравнения

Мораль

Право

Кем установлены?

Обществом

Государством

Где записаны?

Нигде, передаются устно из поколения в поколение

В законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др.

Кем охраняются?

Общественным мнением

Государством – милиция, армия, спец.службы

Что бывает за нарушение?

Осуждение со стороны людей.

Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др.

Пример

Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др.

Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др.


Все наши поступки имеют определенные последствия. Есть такая притча (мудрый рассказ) о старательном дровосеке. Он честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции.

О чем идет речь? Речь, очевидно, идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её общественных последствиях. Костёр как раз и символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений. Главная мысль – ответственность каждого за результаты своей деятельности. В притчи говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получиться в результате – добро или зло. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, ее общественных результатах, последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей – неволей помогающего творить преступления.

И ещё: где гарантия, что однажды и сам наивный дровосек не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек…

На каждом из нас – хотим мы того или не хотим – всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Ответственность – характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Противоположностью ответственного поведения является безответственность. Однако ту или иную позицию человек выбирает сам, потому что каждый свободен в выборе.

Корни безответственности – в равнодушии, лени, легкомыслии, пустой самоуверенности. Фактически это попытка свалить на других все последствия своих поступков, заставить других расплачиваться за собственное безделье, безволие, трусость или глупость. При безответственном свободном выборе последствия могут быть самыми отвратительными, пагубными не только для того, кто совершил поступок, но и для всех тех, кто связан с ним общим делом. Вот почему свобода невозможна без ответственности.


Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный – ответственность моральная. С неё начинается личность, гражданин, по – настоящему свободный человек – господин самому себе, который не поступится твердыми принципами доброй, гуманной морали.


Просмотр притчи «Мудрая притча – три Я!!!»


IV. Закрепление изученного материала.

  1. Объясни пословицы: Слайд №6

«Доброму Бог помогает»

«За добро добром платят»

«Добрый скорее дело сделает, чем сердитый»


2. Продолжите фразы: Слайд №7

«Человека в обществе будут уважать за…»

«Всеобщее осуждение в обществе вызывает…»


3. Ответь на вопрос:

Какова роль морали и права в жизни общества?


Таким образом, мораль – это мнение общества, которое строится на понимании добра и зла. И на осознании добра и зла происходит регулирование поведения людей в частной и общественной жизни.

Вот почему на протяжении всей своей жизни человек сталкивается с необходимостью выбора между добром и злом в своих поступках.

Жизнь в обществе невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе, справедливость, согласие между людьми. И мораль является важнейшим из таких правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для человека, а также, потому что под влиянием морали, современные законы начинают создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует, прежде всего, общественную жизнь.



Решите тест

1. Какое из слов по смыслу означает характер?

А) честный;

Б) порядочный;

В) прилежный;

Г) все выше перечисленные.


2. Что начинается там, где один человек заботиться о другом?

А) безнравственность;

Б) религия;

В) мораль;

Г) государство.


3. короткий мудрый рассказ:

А) заповедь;

Б) мораль;

В) наказ;

Г) притча.


4. Христианский идеал морали призывает преодолевать вражду через:

А) применение силы;

Б) спор;

В) милосердие;

Г) проповедь.


5. Какое из понятий не соответствует моральной ответственности:

А) гуманизм;

Б) нравственность;

В) ревность;

Г) любовь.


V. Подведение итогов урока.

Заботу о порядке в обществе возлагать только на государство не следует. Каждый человек делает самостоятельный сознательный выбор между нравственным и безнравственным поведение. Для этого необходимы разум и добрая воля.



Домашнее задание.

Распределите указанные положения в таблице.

Вопросы сравнения

Мораль

Право

Положения

1. Кто устанавливает правила?



1.*общество

*государство

2.Кто обеспечивает соблюдение правил?



2.*общественное мнение

*суды, полиция

3.Каково наказание за нарушение правил?



3.*штраф, тюрьма

* осуждение, боязнь стыда


Выполните тест:

1.Что такое мораль:

А) нормы, которые установило общество;

Б) нормы, которые установило государство.


2.За соблюдением, каких норм следит суд:

А) моральных;

Б) правовых.


3.Что следует за несоблюдение моральных норм:

А) общественное осуждение;

Б) штраф.


4.Как, с точки зрения морали, будут называть убийцу, труса, предавшего товарища:

А) аморальным;

Б) высокоморальным.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!