СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по МХК"Шедевры классицизма в архитектуре России"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение творчества знаменитых русских архитекторов.Изучение культуры речи и общения.

Просмотр содержимого документа
«Урок по МХК"Шедевры классицизма в архитектуре России"»

Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»

Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость.

Задачи:

  1. Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

  2. Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга

  3. Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.

Оборудование: ПК, медиапроектор, учебное электронное пособие « Шедевры архитектуры», учебная презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из книги В.Никольского»История русского искусства», из энциклопедий «Искусство» и «Архитектура».

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

Слайд 1 (Тема)

Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм.)

  • Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?

  • Кто из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?

  • Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

Слайд 2(Классицизм)

Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)

У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.

Примеры возможных вопросов.

1 группа

  • Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

  • Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

  • Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

  1. группа

Слайд 3 (схема ордеров)

  • Дайте определение ордера

  • Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)

  • Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)

  1. группа

  • Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

  • Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..

Слайд 4 (Стихотворение)

Учитель. Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый путь!

Во время «экскурсии» группы выполняют свои задания - выписать в творческую тетрадь:

  1. Название и автора шедевра

  2. Цель строительства

  3. Интересные факты и цифры

Рассказы «гидов» сопровождаются показом презентации


слайда

Архитектурное сооружение

Архитектор

Примечания

5

Таврический дворец

!783-1789

Иван Егорович Старов

Городская резиденция князя Г.А.Потемкина

6

Адмиралтейство

(общий вид)

Андреян Дмитриевич Захаров

Длина фасада – 406 м, высота 16м

7-8

Казанский собор

Андрей Никифорович Воронихин

Павел I и его пожелания

9

Здания Министерств и Главного штаба

Карл Иванович Росси

Александр I

Имперский город

Ампир (Высокий классицизм)

10

Александринский театр

К.И.Росси

Театральная площадь

11

Исаакиевский собор

О.Монферран

1858-1858

12

Дом Пашкова

Василий Иванович Баженов

Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер

13

Дворцовый ансамбль в Царицыно

В.И Баженов

Трудная «судьба» шедевра

14

Примерные вопросы для закрепления




4. Архитектурный облик Москвы

Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

Вопросы для мини- исследования.

- почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?

- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

( на столах учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )

Дети озвучивают свои ответы.

  1. Итоги урока

Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.

- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?

-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

- Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» призвели на вас большее впечатление?

6. Домашнее задание

Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.

И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!