Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость.
Задачи:
Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.
Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга
Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.
Оборудование: ПК, медиапроектор, учебное электронное пособие « Шедевры архитектуры», учебная презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из книги В.Никольского»История русского искусства», из энциклопедий «Искусство» и «Архитектура».
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»
О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)
Слайд 1 (Тема)
Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм.)
Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?
Кто из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?
Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?
На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.
Актуализация ранее полученных знаний.
Слайд 2(Классицизм)
Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)
У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.
Примеры возможных вопросов.
1 группа
Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)
Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)
Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)
группа
Слайд 3 (схема ордеров)
Дайте определение ордера
Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)
Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)
группа
Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.
Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..
Слайд 4 (Стихотворение)
Учитель. Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый путь!
Во время «экскурсии» группы выполняют свои задания - выписать в творческую тетрадь:
Название и автора шедевра
Цель строительства
Интересные факты и цифры
Рассказы «гидов» сопровождаются показом презентации
слайда
Архитектурное сооружение
Архитектор
Примечания
5
Таврический дворец
!783-1789
Иван Егорович Старов
Городская резиденция князя Г.А.Потемкина
6
Адмиралтейство
(общий вид)
Андреян Дмитриевич Захаров
Длина фасада – 406 м, высота 16м
7-8
Казанский собор
Андрей Никифорович Воронихин
Павел I и его пожелания
9
Здания Министерств и Главного штаба
Карл Иванович Росси
Александр I
Имперский город
Ампир (Высокий классицизм)
10
Александринский театр
К.И.Росси
Театральная площадь
11
Исаакиевский собор
О.Монферран
1858-1858
12
Дом Пашкова
Василий Иванович Баженов
Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер
13
Дворцовый ансамбль в Царицыно
В.И Баженов
Трудная «судьба» шедевра
14
Примерные вопросы для закрепления
4. Архитектурный облик Москвы
Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.
Вопросы для мини- исследования.
- почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?
- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?
( на столах учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )
Дети озвучивают свои ответы.
Итоги урока
Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.
- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?
-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.
- Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» призвели на вас большее впечатление?
6. Домашнее задание
Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.
И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.