Тема урока: Геометрическая прогрессия.
Цели урока:
Образовательные:
1.Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме «Геометрическая прогрессия»;
2.Формированию навыков решения практических задач;
3.Совершенствованию умения применять полученные знания для решения стандартных задач.
Развивающие:
1.Способствовать развитию положительной мотивации к изучению предмета;
2.Дальнейшему развитию логического мышления (умения анализировать, выделять, сравнивать и т.д.);
Воспитывающие:
1.Способствовать формированию научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира;
2.Развитию коммуникативных навыков;
3.Уважительного отношения к коллективу, результатам совместного труда.
Ход урока
1.Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что после нашего общения оно станет ещё лучше! Желаю вам успехов на уроке!
Закончился XX век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звёзд и вся Земля.
Но математиков зовёт
Известный лозунг:
“Прогрессио – движение вперёд”.
И я думаю, что вы уже догадались, что тема нашего урока «Прогрессия», а точнее «Геометрическая прогрессия».
2.Задачи урока.
Сегодня на уроке, мы с вами постараемся решить несколько важных задач:
- Повторить материал по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»;
- Отработать навыки применения формул арифметической и геометрической прогрессий для решения практических задач.
Проверим домашнее задание
№ 4.58(ч)
2) q = ± 3; 4) нет решений.
№ 4.64(н)
1) q = ± ; b? = ± 3; 3) q = ± ; b? =± 81.
3.Актуализация знаний.
Заполните таблицу
Арифметическая прогрессия
|
Геометрическая прогрессия
|
aп+1 =
|
bп+1 =
|
ап =
|
bп
|
d
|
q
|
Sn
|
|
Sn
|
|
Даны примеры последовательностей. Определите какая последовательность является
« арифметической или геометрической прогрессией», найдите
разность и знаменатель .
- 2; 5; 8; 11; 14; 17…
- 3; 9; 27; 81; 243; …
- 1; 6; 11; 20; 25;…
- -4; -8; -16; -32;…
- 5; 25; 35; 45;55…
- -2; -4 -6;-8; -10;…
- Ответ :
1) 2; 5; 8; 11; 14; 17;…
|
арифметическая прогрессия d =3.
|
2) 3; 9; 27; 81; 243;…
|
геометрическая прогрессия q =3.
|
3) 1; 64 11; 20; 25; …
|
последовательность чисел
|
4) -4; -8; -16; -32;…
|
геометрическая прогрессия q =2.
|
5) 5; 25; 35; 45; 55; ..
|
последовательность чисел.
|
6) -2; -4; -6; -8; -10; …
|
арифметическая прогрессия d = -2..
|
Выполните задание:
В восточных странах Китае, Корее, Японии и других, люди едят при помощи палочек. Часто их делают из бамбука, древесины, слоновой кости и металла. В Китае такие палочки называют «Куайцзы».
Узнайте как палочки для еды называют в Японии. Для этого выполните задание. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам.
1) а1 =20; d =4. Найдите а5 ; 2) b? =3, q =2, Найдите b?.
3) -8 ; -6,5; … Найдите а4 ; 4) b? =2; b? =162. Найдите q.
-2,5
|
36
|
3,5
|
± 9
|
24
|
-3,5
|
2,5
|
± 3
|
Г
|
Х
|
У
|
Ф
|
А
|
С
|
Е
|
И
|
Ответ: Хаси.
4.Закрепление изученного материала, решение заданий.
Упражнение из учебника № 4.64(2,4) по вариантам (два учащихся решают у доски)
2) q =± √3; b? =± 3√3; 4) q =± ; b? =± 2.
Задание из экзаменационного сборника
Найдите b? , если:
- b? +b? =6; q =2(один учащийся решает у доски);
- ? =1)
- b? + b? =120; q =2(учащиеся решают самостоятельно, один учащийся решает за доской).
- b? =12)
Решите устно: между числами 3 и 24 вставьте два числа так, чтобы все эти четыре числа образовали геометрическую прогрессию. (6 и 12)
Задание из ЦТ
Все члены геометрической прогрессии положительны. b? =2; b? =18. Найдите b? - b?.
(q = √3; b? =6; b? - b? =12)
5.Физкультминутка.
Исторические сведения:
О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса. Например, можно встретить такую задачу:
"В доме было 7 кошек.
Каждая кошка съедает 7 мышей.
Каждая мышь съедает 7 колосьев.
Каждый колос дает 7 растений.
На каждом растении вырастает 7 мер зерна.
Сколько всех вместе?".
Найдите ответ к этой задаче. Ответ: 7+49+343+2401+16807= 19607. (Обратить внимание на скорость роста членов геометрической прогрессии)
"Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал её покупать и возвратил продавцу, говоря:
- Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.
Тогда продавец предложил другие условия:
- Если по-твоему цена лошади высока, то купи только её подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего 0,25 коп., за второй - 0,5 коп., за третий - 1коп. и т.д. покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 руб. На сколько покупатель проторговался?
Попробуйте решить эту задачу дома.
6.Контроль усвоения материала(тест).
Вариант 1
1.Последовательность задана формулой an=46-3n. Найдите номер члена последовательности, равного 25.
а) 29; б) 7; в) 121; г) 24.
2.Найдите разность d арифметической прогрессии (an), если a?=2, a??=-5.
а) 0,7; б) -0,7; в) - ; г) -7.
3.Последовательность 4, -6, -16,… является арифметической прогрессией. Найдите сумму тридцати первых её членов.
а) 4470; б) 2670; в) -4230; г) 8460.
4.В геометрической прогрессии (bn) известны b?=243 и q=-3. Найдите b?.
а) 1; б) -1; в) ; г) -.
5.В геометрической прогрессии (bn) известны b?=11 и b?=99. Найдите знаменатель прогрессии q.
а) -3; б) 3, -3; в) , - ; г) 3.
Вариант 2
1.Последовательность задана формулой an=3n-48. Найдите номер члена последовательности, равного 30.
а) 6; б) 16; в) 42; г) 26.
2.Найдите разность d арифметической прогрессии (an), если a?=-3, a??=12.
а) 0,7; б) -0,7; в) - ; г) -7.
3.Последовательность -8, -2, 4,… является арифметической прогрессией. Найдите сумму тридцати первых её членов.
а) 4650; б) 2370; в) 2460; г) 2940.
4.В геометрической прогрессии (bn) известны b?=-729 и q=3. Найдите b?.
а) 3; б) -81; в) 81; г) -27.
5.В геометрической прогрессии (bn) известны b?=-12 и b?=-192. Найдите знаменатель прогрессии q.
а) -3, 3; б) 4; в) -4, 4; г) 3.
7.Самопроверка.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Вариант 1
|
б
|
б
|
в
|
б
|
б
|
Вариант 2
|
г
|
а
|
б
|
в
|
в
|
8.Домашнее задание.
П. 4.4 № 4.679(н); № 4.68(2).
9.Рефлексия.
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.
И мне хочется ещё раз обратиться к нашему лозунгу «Прогрессио – движение вперед»
- Как вы думаете, а мы сегодня добились прогресса?
- А в чём заключается наш прогресс?
- Скажите, что у нас не получилась?
Спасибо ребята! Успехов вам!
Просмотр содержимого документа
«Урок по математике в 9 классе "Геометрическая прогрессия"»
Тема урока: Геометрическая прогрессия.
Цели урока:
Образовательные:
1.Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме «Геометрическая прогрессия»;
2.Формированию навыков решения практических задач;
3.Совершенствованию умения применять полученные знания для решения стандартных задач.
Развивающие:
1.Способствовать развитию положительной мотивации к изучению предмета;
2.Дальнейшему развитию логического мышления (умения анализировать, выделять, сравнивать и т.д.);
Воспитывающие:
1.Способствовать формированию научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира;
2.Развитию коммуникативных навыков;
3.Уважительного отношения к коллективу, результатам совместного труда.
Ход урока
1.Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что после нашего общения оно станет ещё лучше! Желаю вам успехов на уроке!
Закончился XX век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звёзд и вся Земля.
Но математиков зовёт
Известный лозунг:
“Прогрессио – движение вперёд”.
И я думаю, что вы уже догадались, что тема нашего урока «Прогрессия», а точнее «Геометрическая прогрессия».
2.Задачи урока.
Сегодня на уроке, мы с вами постараемся решить несколько важных задач:
Повторить материал по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»;
Отработать навыки применения формул арифметической и геометрической прогрессий для решения практических задач.
Проверим домашнее задание
№ 4.58(ч)
2) q = ± 3; 4) нет решений.
№ 4.64(н)
1) q = ± ; b₇ = ± 3; 3) q = ± ; b₇ =± 81.
3.Актуализация знаний.
Заполните таблицу
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
aп+1 = | bп+1 = |
ап = | bп |
d | q |
Sn | |
Sn | |
Даны примеры последовательностей. Определите какая последовательность является
« арифметической или геометрической прогрессией», найдите
разность и знаменатель .
2; 5; 8; 11; 14; 17…
3; 9; 27; 81; 243; …
1; 6; 11; 20; 25;…
-4; -8; -16; -32;…
5; 25; 35; 45;55…
-2; -4 -6;-8; -10;…
Ответ :
1) 2; 5; 8; 11; 14; 17;… | арифметическая прогрессия d =3. |
2) 3; 9; 27; 81; 243;… | геометрическая прогрессия q =3. |
3) 1; 64 11; 20; 25; … | последовательность чисел |
4) -4; -8; -16; -32;… | геометрическая прогрессия q =2. |
5) 5; 25; 35; 45; 55; .. | последовательность чисел. |
6) -2; -4; -6; -8; -10; … | арифметическая прогрессия d = -2.. |
Выполните задание:
В восточных странах Китае, Корее, Японии и других, люди едят при помощи палочек. Часто их делают из бамбука, древесины, слоновой кости и металла. В Китае такие палочки называют «Куайцзы».
Узнайте как палочки для еды называют в Японии. Для этого выполните задание. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам.
1) а1 =20; d =4. Найдите а5 ; 2) bı =3, q =2, Найдите b₄.
3) -8 ; -6,5; … Найдите а4 ; 4) bı =2; b₅ =162. Найдите q.
-2,5 | 36 | 3,5 | ± 9 | 24 | -3,5 | 2,5 | ± 3 |
Г | Х | У | Ф | А | С | Е | И |
Ответ: Хаси.
4.Закрепление изученного материала, решение заданий.
Упражнение из учебника № 4.64(2,4) по вариантам (два учащихся решают у доски)
2) q =± √3; b₇ =± 3√3; 4) q =± ; b₇ =± 2.
Задание из экзаменационного сборника
Найдите bı , если:
b₂ +b₃ =6; q =2(один учащийся решает у доски);
(bı =1)
b₄ + b₂ =120; q =2(учащиеся решают самостоятельно, один учащийся решает за доской).
(bı =12)
Решите устно: между числами 3 и 24 вставьте два числа так, чтобы все эти четыре числа образовали геометрическую прогрессию. (6 и 12)
Задание из ЦТ
Все члены геометрической прогрессии положительны. bı =2; b₅ =18. Найдите b₅ - b₃.
(q = √3; b₃ =6; b₅ - b₃ =12)
5.Физкультминутка.
Исторические сведения:
О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса. Например, можно встретить такую задачу:
"В доме было 7 кошек.
Каждая кошка съедает 7 мышей.
Каждая мышь съедает 7 колосьев.
Каждый колос дает 7 растений.
На каждом растении вырастает 7 мер зерна.
Сколько всех вместе?".
Найдите ответ к этой задаче. Ответ: 7+49+343+2401+16807= 19607. (Обратить внимание на скорость роста членов геометрической прогрессии)
"Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал её покупать и возвратил продавцу, говоря:
- Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.
Тогда продавец предложил другие условия:
- Если по-твоему цена лошади высока, то купи только её подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего 0,25 коп., за второй - 0,5 коп., за третий - 1коп. и т.д. покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 руб. На сколько покупатель проторговался?
Попробуйте решить эту задачу дома.
6.Контроль усвоения материала(тест).
Вариант 1
1.Последовательность задана формулой an=46-3n. Найдите номер члена последовательности, равного 25.
а) 29; б) 7; в) 121; г) 24.
2.Найдите разность d арифметической прогрессии (an), если aı=2, aıı=-5.
а) 0,7; б) -0,7; в) - ; г) -7.
3.Последовательность 4, -6, -16,… является арифметической прогрессией. Найдите сумму тридцати первых её членов.
а) 4470; б) 2670; в) -4230; г) 8460.
4.В геометрической прогрессии (bn) известны b₆=243 и q=-3. Найдите bı.
а) 1; б) -1; в) ; г) -.
5.В геометрической прогрессии (bn) известны b₅=11 и b₇=99. Найдите знаменатель прогрессии q.
а) -3; б) 3, -3; в) , - ; г) 3.
Вариант 2
1.Последовательность задана формулой an=3n-48. Найдите номер члена последовательности, равного 30.
а) 6; б) 16; в) 42; г) 26.
2.Найдите разность d арифметической прогрессии (an), если aı=-3, aıı=12.
а) 0,7; б) -0,7; в) - ; г) -7.
3.Последовательность -8, -2, 4,… является арифметической прогрессией. Найдите сумму тридцати первых её членов.
а) 4650; б) 2370; в) 2460; г) 2940.
4.В геометрической прогрессии (bn) известны b₆=-729 и q=3. Найдите b₄.
а) 3; б) -81; в) 81; г) -27.
5.В геометрической прогрессии (bn) известны b₅=-12 и b₇=-192. Найдите знаменатель прогрессии q.
а) -3, 3; б) 4; в) -4, 4; г) 3.
7.Самопроверка.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант 1 | б | б | в | б | б |
Вариант 2 | г | а | б | в | в |
8.Домашнее задание.
П. 4.4 № 4.679(н); № 4.68(2).
9.Рефлексия.
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.
И мне хочется ещё раз обратиться к нашему лозунгу «Прогрессио – движение вперед»
Как вы думаете, а мы сегодня добились прогресса?
А в чём заключается наш прогресс?
Скажите, что у нас не получилась?
Спасибо ребята! Успехов вам!