СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике в 9 классе "Геометрическая прогрессия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Геометрическая прогрессия.

 

Цели урока:

Образовательные:

1.Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме «Геометрическая прогрессия»;

2.Формированию навыков решения практических задач;

3.Совершенствованию умения применять полученные знания для решения стандартных задач.

Развивающие:

1.Способствовать развитию положительной мотивации к изучению предмета;

2.Дальнейшему развитию логического мышления (умения анализировать, выделять, сравнивать и т.д.);

Воспитывающие:

1.Способствовать формированию научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира;

2.Развитию коммуникативных навыков;

3.Уважительного отношения к коллективу, результатам совместного труда.

 

 

 

Ход урока

1.Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении,  и надеюсь,  что после нашего общения оно станет ещё лучше! Желаю вам успехов на уроке!

Закончился XX век. Куда стремится человек? Изучен космос и моря, Строенье звёзд и вся Земля. Но математиков зовёт Известный лозунг:

“Прогрессио – движение вперёд”.

         И я думаю, что вы уже догадались, что тема нашего урока «Прогрессия», а точнее «Геометрическая прогрессия».

 

2.Задачи урока.

Сегодня на уроке, мы с вами постараемся решить несколько важных задач:

  1. Повторить материал по теме «Арифметическая и  геометрическая прогрессии»;
  2. Отработать навыки применения формул арифметической и геометрической прогрессий для решения практических задач.

 

 

Проверим домашнее задание

 

№ 4.58(ч)

2) q = ± 3;  4) нет решений.

 

 

№ 4.64(н)

1) q = ± ; b? = ± 3;    3) q = ± b? =± 81.

 

 

3.Актуализация знаний.

Заполните таблицу

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

aп+1 =

bп+1 =

ап =

bп

d

q

Sn

 

Sn

 

 

Даны примеры последовательностей. Определите какая последовательность является

« арифметической или геометрической прогрессией», найдите

разность и знаменатель .

  1. 2; 5; 8; 11; 14; 17…
  2. 3; 9; 27; 81; 243; …
  3. 1; 6; 11; 20; 25;…
  4. -4; -8; -16; -32;…
  5. 5; 25; 35; 45;55…
  6. -2; -4 -6;-8; -10;…
  7. Ответ :

 1) 2; 5; 8; 11; 14; 17;…                    

арифметическая прогрессия  d =3.

 2)  3; 9; 27; 81; 243;…

геометрическая прогрессия   q =3.

 3) 1; 64 11; 20; 25; …

последовательность чисел

 4) -4; -8; -16; -32;…

геометрическая прогрессия  q =2.

 5) 5; 25; 35; 45; 55; ..

последовательность чисел.

 6) -2; -4; -6; -8; -10; …

арифметическая прогрессия d = -2..

 

Выполните задание: В восточных странах Китае, Корее, Японии и других, люди едят  при помощи палочек. Часто их делают из бамбука, древесины, слоновой кости и металла. В Китае такие палочки называют «Куайцзы». Узнайте как палочки для еды называют в Японии. Для этого выполните задание. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. 1) а1 =20; d =4. Найдите а5  ;                  2) b? =3, q =2,  Найдите b?. 3) -8 ; -6,5; … Найдите а4 ;                    4) b? =2; b? =162. Найдите q.  

-2,5

36

3,5

± 9

24

-3,5

2,5

± 3

Г

Х

У

Ф

А

С

Е

И

 

Ответ: Хаси.

 

4.Закрепление изученного материала, решение заданий.

Упражнение из учебника № 4.64(2,4) по вариантам (два учащихся решают у доски)

2) q =± √3; b? =± 3√3;      4) q =± ;  b? =± 2.

 

Задание из экзаменационного сборника

Найдите b? , если:

  1. b? +b? =6; q =2(один учащийся решает у доски);
  2. ? =1)
  3. b? + b? =120; q =2(учащиеся решают самостоятельно, один учащийся решает за доской).
  4. b? =12)

Решите устно: между числами 3 и 24 вставьте два числа так, чтобы все эти четыре числа образовали геометрическую прогрессию. (6 и 12)

 

Задание из ЦТ

Все члены геометрической прогрессии положительны. b? =2;  b? =18. Найдите b? - b?.

(q = √3;  b? =6;  b? - b? =12)

 

5.Физкультминутка.

Исторические сведения:

О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса. Например, можно встретить такую задачу:

 "В доме было 7 кошек.

Каждая кошка съедает 7 мышей.

Каждая мышь съедает 7 колосьев.

Каждый колос дает 7 растений.

На каждом растении вырастает 7 мер зерна.

Сколько всех вместе?".

Найдите ответ к этой задаче. Ответ: 7+49+343+2401+16807= 19607. (Обратить внимание на скорость роста членов геометрической прогрессии)

"Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал её покупать и возвратил продавцу, говоря:

- Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.

Тогда продавец предложил другие условия:

- Если по-твоему цена лошади высока, то купи только её подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего 0,25 коп., за второй - 0,5 коп., за третий - 1коп. и т.д. покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 руб. На сколько покупатель проторговался?

Попробуйте решить эту задачу дома.

6.Контроль усвоения материала(тест).

 

 

Вариант 1

1.Последовательность задана формулой an=46-3n. Найдите номер члена последовательности, равного 25.

а) 29;    б) 7;     в) 121;     г) 24.

2.Найдите разность d арифметической прогрессии (an), если a?=2, a??=-5.

а) 0,7;   б) -0,7;    в) - ;     г) -7.

3.Последовательность 4, -6, -16,… является арифметической прогрессией. Найдите сумму тридцати первых её членов.

а) 4470;   б) 2670;   в) -4230;   г) 8460.

4.В геометрической прогрессии (bn) известны b?=243 и q=-3. Найдите b?.

а) 1;    б) -1;   в) ;   г) -.

5.В геометрической прогрессии (bn) известны b?=11 и b?=99. Найдите знаменатель прогрессии q.

а) -3;    б) 3, -3;    в) , - ;    г) 3.

Вариант 2

1.Последовательность задана формулой an=3n-48. Найдите номер члена последовательности, равного 30.

а) 6;     б) 16;     в) 42;     г) 26.

2.Найдите разность d арифметической прогрессии (an), если a?=-3, a??=12.

а) 0,7;   б) -0,7;    в) - ;     г) -7.

3.Последовательность -8, -2, 4,… является арифметической прогрессией. Найдите сумму тридцати первых её членов.

а) 4650;   б) 2370;   в) 2460;   г) 2940.

4.В геометрической прогрессии (bn) известны b?=-729 и q=3. Найдите b?.

а) 3;    б) -81;   в) 81;   г) -27.

5.В геометрической прогрессии (bn) известны b?=-12 и b?=-192. Найдите знаменатель прогрессии q.

а) -3, 3;    б) 4;    в) -4, 4;    г) 3.

 

 

 

7.Самопроверка.

 

1

2

3

4

5

Вариант 1

б

б

в

б

б

Вариант 2

г

а

б

в

в

 

8.Домашнее задание.

П. 4.4 № 4.679(н); № 4.68(2).

 

9.Рефлексия.

Урок сегодня завершён, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут.

И мне хочется ещё раз обратиться к нашему лозунгу «Прогрессио – движение вперед»

  1. Как вы думаете, а мы сегодня добились прогресса?
  2. А в чём заключается наш прогресс?
  3. Скажите, что у нас не получилась?

Спасибо ребята! Успехов вам!

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике в 9 классе "Геометрическая прогрессия"»





Тема урока: Геометрическая прогрессия.


Цели урока:

Образовательные:

1.Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме «Геометрическая прогрессия»;

2.Формированию навыков решения практических задач;

3.Совершенствованию умения применять полученные знания для решения стандартных задач.

Развивающие:

1.Способствовать развитию положительной мотивации к изучению предмета;

2.Дальнейшему развитию логического мышления (умения анализировать, выделять, сравнивать и т.д.);

Воспитывающие:

1.Способствовать формированию научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира;

2.Развитию коммуникативных навыков;

3.Уважительного отношения к коллективу, результатам совместного труда.




Ход урока

1.Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что после нашего общения оно станет ещё лучше! Желаю вам успехов на уроке!

Закончился XX век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звёзд и вся Земля.
Но математиков зовёт
Известный лозунг:

Прогрессио – движение вперёд”.

И я думаю, что вы уже догадались, что тема нашего урока «Прогрессия», а точнее «Геометрическая прогрессия».


2.Задачи урока.

Сегодня на уроке, мы с вами постараемся решить несколько важных задач:

  1. Повторить материал по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»;

  2. Отработать навыки применения формул арифметической и геометрической прогрессий для решения практических задач.



Проверим домашнее задание

4.58(ч)

2) q = ± 3; 4) нет решений.



4.64(н)

1) q = ± ; b = ± 3; 3) q = ± ; b =± 81.


3.Актуализация знаний.

Заполните таблицу

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

aп+1 =

bп+1 =

ап =

bп

d

q

Sn


Sn



Даны примеры последовательностей. Определите какая последовательность является

« арифметической или геометрической прогрессией», найдите

разность и знаменатель .

  1. 2; 5; 8; 11; 14; 17…

  2. 3; 9; 27; 81; 243; …

  3. 1; 6; 11; 20; 25;…

  4. -4; -8; -16; -32;…

  5. 5; 25; 35; 45;55…

  6. -2; -4 -6;-8; -10;…

  7. Ответ :

1) 2; 5; 8; 11; 14; 17;…

арифметическая прогрессия d =3.

2) 3; 9; 27; 81; 243;…

геометрическая прогрессия q =3.

3) 1; 64 11; 20; 25; …

последовательность чисел

4) -4; -8; -16; -32;…

геометрическая прогрессия q =2.

5) 5; 25; 35; 45; 55; ..

последовательность чисел.

6) -2; -4; -6; -8; -10; …

арифметическая прогрессия d = -2..


Выполните задание:
В восточных странах Китае, Корее, Японии и других, люди едят при помощи палочек. Часто их делают из бамбука, древесины, слоновой кости и металла. В Китае такие палочки называют «Куайцзы».
Узнайте как палочки для еды называют в Японии. Для этого выполните задание. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам.
1) а1 =20; d =4. Найдите а5 ; 2) bı =3, q =2, Найдите b₄.
3) -8 ; -6,5; … Найдите а4 ; 4) bı =2; b₅ =162. Найдите q.


-2,5

36

3,5

± 9

24

-3,5

2,5

± 3

Г

Х

У

Ф

А

С

Е

И


Ответ: Хаси.


4.Закрепление изученного материала, решение заданий.

Упражнение из учебника № 4.64(2,4) по вариантам (два учащихся решают у доски)

2) q =± √3; b₇ =± 3√3; 4) q =± ; b₇ =± 2.


Задание из экзаменационного сборника

Найдите bı , если:

  1. b₂ +b₃ =6; q =2(один учащийся решает у доски);

(bı =1)

  1. b₄ + b₂ =120; q =2(учащиеся решают самостоятельно, один учащийся решает за доской).

(bı =12)

Решите устно: между числами 3 и 24 вставьте два числа так, чтобы все эти четыре числа образовали геометрическую прогрессию. (6 и 12)


Задание из ЦТ

Все члены геометрической прогрессии положительны. bı =2; b₅ =18. Найдите b₅ - b₃.

(q = √3; b =6; b - b =12)


5.Физкультминутка.

Исторические сведения:

О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствуют папирусы Ахмеса. Например, можно встретить такую задачу:

 "В доме было 7 кошек.

Каждая кошка съедает 7 мышей.

Каждая мышь съедает 7 колосьев.

Каждый колос дает 7 растений.

На каждом растении вырастает 7 мер зерна.

Сколько всех вместе?".

Найдите ответ к этой задаче. Ответ: 7+49+343+2401+16807= 19607. (Обратить внимание на скорость роста членов геометрической прогрессии)

"Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал её покупать и возвратил продавцу, говоря:

- Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.

Тогда продавец предложил другие условия:

- Если по-твоему цена лошади высока, то купи только её подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего 0,25 коп., за второй - 0,5 коп., за третий - 1коп. и т.д. покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 руб. На сколько покупатель проторговался?

Попробуйте решить эту задачу дома.

6.Контроль усвоения материала(тест).


Вариант 1

1.Последовательность задана формулой an=46-3n. Найдите номер члена последовательности, равного 25.

а) 29; б) 7; в) 121; г) 24.

2.Найдите разность d арифметической прогрессии (an), если aı=2, aıı=-5.

а) 0,7; б) -0,7; в) - ; г) -7.

3.Последовательность 4, -6, -16,… является арифметической прогрессией. Найдите сумму тридцати первых её членов.

а) 4470; б) 2670; в) -4230; г) 8460.

4.В геометрической прогрессии (bn) известны b₆=243 и q=-3. Найдите bı.

а) 1; б) -1; в) ; г) -.

5.В геометрической прогрессии (bn) известны b₅=11 и b₇=99. Найдите знаменатель прогрессии q.

а) -3; б) 3, -3; в) , - ; г) 3.

Вариант 2

1.Последовательность задана формулой an=3n-48. Найдите номер члена последовательности, равного 30.

а) 6; б) 16; в) 42; г) 26.

2.Найдите разность d арифметической прогрессии (an), если aı=-3, aıı=12.

а) 0,7; б) -0,7; в) - ; г) -7.

3.Последовательность -8, -2, 4,… является арифметической прогрессией. Найдите сумму тридцати первых её членов.

а) 4650; б) 2370; в) 2460; г) 2940.

4.В геометрической прогрессии (bn) известны b₆=-729 и q=3. Найдите b₄.

а) 3; б) -81; в) 81; г) -27.

5.В геометрической прогрессии (bn) известны b₅=-12 и b₇=-192. Найдите знаменатель прогрессии q.

а) -3, 3; б) 4; в) -4, 4; г) 3.



7.Самопроверка.


1

2

3

4

5

Вариант 1

б

б

в

б

б

Вариант 2

г

а

б

в

в


8.Домашнее задание.

П. 4.4 № 4.679(н); № 4.68(2).


9.Рефлексия.

Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.

И мне хочется ещё раз обратиться к нашему лозунгу «Прогрессио – движение вперед»

  1. Как вы думаете, а мы сегодня добились прогресса?

  2. А в чём заключается наш прогресс?

  3. Скажите, что у нас не получилась?

Спасибо ребята! Успехов вам!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!