СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике в рамках проекта "День Единого Текста"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике в рамках проекта «День единого  текста»

По тексту «В.И.Даль»

Цель урока в рамках проекта (для учителя):

  • Показать как и какие знания по математике можно использовать в реальной жизни, например, работая с текстом, и как их использовать. Развивать функциональную грамотность учащихся через развитие читательской грамотности, математической грамотности, критического мышления.

Цель урока математики (для учителя):

Познакомить учеников со способами применения математических знаний в различных реальных событиях, развивать познавательный интерес к предмету; развивать функциональную грамотность через интеграцию читательской и математической грамотности; прививать любовь к истории своей Родины.

Цель урока математики (для ученика):

  • выяснить, опираясь на свой математический опыт, сколько математики вложено в создание толкового словаря В.И.Даля,
  • сколько лет трудился над словарем В.И.Даль,
  • сколько слов поместится на одной странице и во всей  тетради,
  • как выразить соотношение количества слов  и  тетрадей формулой, выражать одну переменную через другую,
  • вычислить  объема  чернил,  потребовавшихся для написания рукописного варианта словаря,
  •  рассчитать объем всех  тетрадей, потребовавшихся для записи словаря с учетом веса чернил.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике в рамках проекта "День Единого Текста"»

Урок по математике в рамках проекта «День единого текста»

По тексту «В.И.Даль»

Цель урока в рамках проекта (для учителя):

  • Показать как и какие знания по математике можно использовать в реальной жизни, например, работая с текстом, и как их использовать. Развивать функциональную грамотность учащихся через развитие читательской грамотности, математической грамотности, критического мышления.

Цель урока математики (для учителя):

Познакомить учеников со способами применения математических знаний в различных реальных событиях, развивать познавательный интерес к предмету; развивать функциональную грамотность через интеграцию читательской и математической грамотности; прививать любовь к истории своей Родины.

Цель урока математики (для ученика):

  • выяснить, опираясь на свой математический опыт, сколько математики вложено в создание толкового словаря В.И.Даля,

  • сколько лет трудился над словарем В.И.Даль,

  • сколько слов поместится на одной странице и во всей тетради,

  • как выразить соотношение количества слов и тетрадей формулой, выражать одну переменную через другую,

  • вычислить объема чернил, потребовавшихся для написания рукописного варианта словаря,

  • рассчитать объем всех тетрадей, потребовавшихся для записи словаря с учетом веса чернил.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношения к учению;

  • готовности и спо­собности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • формирования способности к эмоциональному вос­приятию математических объектов, задач, решений, рассуж­дений.

  • умения контролировать процесс и результат учебной ма­тематической деятельности;

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных деятелей в развитие народа;

  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.


Метапредметные результаты:

регулятивные УУД

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • составлять план и последовательность действий;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.

познавательные УУД:

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  • использовать общие приемы решения задач;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;

учащиеся получат возможность научиться:

  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в граф);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные УУД

учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты


Наименование разделов и тем

Дидактические единицы образовательного процесса

ученик научится

ученик получит возможность научиться

7 класс

1

Дроби и проценты

- выполнять вычисления с рациональными числами;

-вычислять выражения с натуральными показателями;


- применять полученные знания при решении задач;


2

Прямая и обратная пропорциональность

- осуществлять перевод задач на язык формул;

- выражать переменные из формул;


- применять полученные знания при решении задач;

- выполнять числовые подстановки в формулы

3

Введение в алгебру

- составлять выражение с переменными по условию задачи.

- находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных.


- интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации.

- описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач


4

Уравнения

9

Частота и вероятность

вычислять относительную частоту случайного события.


- применять правила вычисления вероятностей случайных событий при выполнении заданий


Формы работы: индивидуальная , парная, фронтальная. Приемы и методы, используемые на уроке: кубик Блума (критическое мышление, смысловое чтение), денотатный граф, синвейн (критическое мышление), практический опыт на проведение взвешивания предмета.

Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска/панель, компьютер, электронные кухонные весы, пустая тетрадь в линейку на 12 листов, толковый словарь В.И. Даля, презентация к уроку, текст «В.И. Даль», письменные принадлежности школьников, макет кубика Блума. Ватман, маркер для записей.






Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный день. День, когда ОДИН ТЕКСТ путешествует с нами по нескольким разным урокам.

Эпиграфом к нашему уроку являются следующие слова «МАТЕМАТИКА ж. наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике. Математика чистая, занимается величинами отвлеченно; Математика прикладная, прилагает первую к делу, к предметам.» Давайте подумаем, от куда могли быть взяты эти изречения??? (Из словаря) Верно. И сегодня нашему вниманию представлен великий и самый известный словарь, оценить размеры которого можно, если представите себе объем написанных в ручную 450 ученических тетрадей. О жизни создателя этого словаря - великого человека - с точки зрения математики мы сегодня и поговорим. И поможет нам в этом следующий текст (Учитель раздает на каждого учащегося).

Мы с вами не первый раз участвуем в таком образовательном событии. На иных уроках вы рассматривали жизни различных деятелей с точки зрения математики, решали разного рода прикладные задачи. Как вы думаете, какова тема будет тема нашего сегодняшнего урока математики? (ученики предполагают, учитель наводящими вопросами помогает им сформулировать тему урока «Жизнь великого человека / словаря глазами математики»)


В.И. Даль был моряком, врачом, государственным служащим, писателем.

Участвовал в военных походах.

Изучал природу и народные обычаи

Написал учебник по ботанике и создал в Оренбурге музей. (слайд 3)

Главным делом жизни Даля стало создание
«Толкового словаря живого великорусского языка» (слайд 4)


  1. Пробное учебное действие и смысловое чтение текста. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание. Построения проекта выхода из затруднения

Выскажите гипотезу: сколько слов помещалось в рукописный словарь В.И.Даля? (ученики предполагают). Однозначный ответ мы пока дать не можем. Попробуйте сформулировать цель урока. («Сколько математики вложено в создание словаря?»)

Какие задачи нам с вами предстоит решить на уроке:

  • Провести смысловое чтение текста;

  • Провести текстовую информацию на математический язык;

  • Провести необходимые математические расчеты, задействовав ранее полученные знания по математике;

  • Ответить на проблемный вопрос урока: «Сколько математики вложено в создание толкового словаря В.И. Даля?».


  1. Реализация построенного проекта.

Учащиеся читают текст. Их смысловое чтение подразумевает:

1) найти и извлечь (сообщение или информацию);

2) интегрировать и интерпретировать (сообщение);

3) осмыслить и оценить (сообщение).


Учитель проводит с учащимися обсуждение прочитанного текста. Прием формирования критического мышления «Кубик Блума» . В ходе ответов на вопросы класса, один из учеников составляет на доске денотатный граф на доске.

«Назови»:

1) дату рождения В.И. Даля.

2) количество слов первого (кадетского) словаря

3) судьбоносный год для В.И.Даля

4) количество всех собранных слов за всю жизнь В.И.Даля

«Почему»

    1. В.И.Далю командирование выдало верблюда

    2. Мы могли не получить такое грандиозное наследие, как толковый словарь Даля

    3. В.И.Даль сознательно использовал простонародную речь

    4. Темой для такого образовательного события выбран В.И.Даль и его великие творения? (200 лет со дня рождения В.И. Даля)

«Объясни»

  1. Как можно уместить все слова В.И. Даля в тетради

  2. Чем еще известен В.И.Даль

  3. Название «ремешки», которое Даль использовал

  4. Зачем Далю потребовалось 180 тетрадей.

«Придумай»:

  1. Еще одно название темы, которое, возможно, присутствовало в сборнике пословиц, поговорок и загадок «В.И.Даля» (родина – чужбина, молодость – старость, добро – зло, труд - лень)

  2. Объяснение, почему В.И. Даль досрочно завершает медицинское образование.

  3. Развитие событий в жизни В.И.Даля, если бы ему не вернули вьючного верблюда.

  4. Расчеты для выяснения количества лет величия словаря. (2021-1863 = 158 лет)

«Поделись»:

  1. Сколько слов заслуживает объяснений лужа?(2)

  2. Сколько объяснений можешь дать слову «калуга»? ( 4)

  3. Предположением , какое слово было самым первым в толковом словаре?

  4. Всеми достижениями В.И. Даля за его жизнь.

«Предложи»:

    1. Сколько приблизительно лет потребовалось Далю на создание первого выпуска своего словаря (слайд 5) (ученик демонстрирует функциональную грамотность, вычленяя из фото первого выпуска словаря дату и соотносит ее с судьбоносным годом, принесшим первое слово «замолаживать»)

    2. Сколько метров займут рукописные варианты пословиц, записанные каждая единожды. (3500 м)

    3. В каких областях В.И.Далем были позаимствованы слова, вошедшие в словарь. (служба в кадетском корпусе в Петербурге, служба морским офицером, военный врач в армии, военные походы, медицина / военный хирург )

    4. Вклад В.И. Даля в развитие русского языка и страны в целом.


  1. Самостоятельная работа. Включение знаний в систему. В ходе ответов на вопросы класса, один из учеников составляет денотатный граф на ватмане.


Теперь приступим к математическому мини-исследованию. Какую цель мы себе поставили? (Сколько математики вложено в создание словаря)

Чтобы ответить на такой обширный вопрос, давайте его разделим на небольшие части.

  1. Мы уже узнали один математический факт «Сколько приблизительно потребовалось лет В.И. Далю на создание своего словаря (первые выпуски)?»

(44 года, с 1819 - 1863)

  1. Сколько слов входит в словарь? (200000)

  2. В скольких тетрадях можно записать весе слова (без пояснений) словаря? (450) И вот здесь у меня к вам вопросы: а сколько слов помещалось на одном листе? А сколько слов помещалось в одной тетради? (ученики проводят практическую работу со своими школьными тетрадями в линейку, рассчитывают количество строчек на одной странице, потом на одном листе, и во всей тетради)

  3. А теперь я предлагаю вам закодировать вновь полученную практическую информацию в виде математической формулы с пояснениями. Зачем? А тетрадь для такой практической работы можно взять на разное количество листов (возможно учеников как раз и будут тетради с разным количеством листов (12,18,24,48))

  4. А сколько примерно чернил потребовалось Далю для создания его рукописного (тетрадного) варианта толкового словаря? (доп.информация: 70 мл чернил хватает примерно на 1500 страниц ученических тетрадей.)


  1. А сколько весит рукописный (тетрадный) вариант т толкового словаря В.И. Даля? (важно, чтобы ученики учли «вес чернил» в написанных тетрадях) Здесь учитель, после возможного плана решения данной задачи предлагает практическую работу: на электронных весах измерить вес одной чистой тетради в линейку на 18 листов , далее, опираясь на необходимый им массив знаний о словаре, провести расчеты веса рукописного словаря с учетом веса чернил. Здесь ребята активно проявляют и совершенствую свою функциональную грамотность, сотрудничество, акцент в задании идет на 4К-компетенции.


  1. А теперь исследуем объем сложенных в стопку 450 тетрадей, являющихся рукописным вариантов словаря Даля (без пояснений). (Аналогично, ученики проводят практические измерения и расчеты.)


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Обсуждение продукта учебной деятельности.

  • Какую цель и задачи ставили?

  • Удалось решить поставленные задачи? Каким способом? Достигли ли мы цели?

  • Какие получили результаты?

  • Что можно сделать ещё?

  • Где можно применить новые знания?

  • Что на уроке у вас хорошо получалось?

  • Над чем ещё надо поработать?


  1. Домашнее задание.

Составить синквейн по теме «Толковый словарь Даля»

Спасибо за работу!


Источники иллюстраций в презентации к уроку

1. http://www.mirknigi.ru/tag-939.html?tn=Даль+словарь

2. http://www.goodreads.ru/books/1682859/default.aspx

3. http://www.booka.ru/search?page=27§ion_id=8422

4. http://lib.ololo.cc/b/121403/read

5. http://www.ardisbook.ru/old/catalog/author.html?id=475

6. http://www.rusedu.ru/detail_9304.html

7. http://books.tr200.ru/v.php?id=397019

8. http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il7/il7-5112.htm?cmd=2

9. http://www.russist.ru/dal/2.htm

10. http://www.suvenirograd.ru/sights.php?id=584&lang=1

11. http://www.russist.ru/dal/2.htm

12. http://www.russist.ru/dal/2.htm

13. http://www.russist.ru/dal/2.htm

14. http://www.liveinternet.ru/users/3259969/rubric/1341833/

15. http://blogs.privet.ru/community/NEORDINAR.NO?year=2009&month=9&day=3

16. http://www.artsait.ru/art/s/sokolovP/art2.php

17. http://ru.wikisource.org/wiki/Языков_(Вяземский)

18. http://www.sestra-miloserdiya.ru/articles/announces/vnimanie-fotokonkurs/

19. http://www.bochkavpechatleniy.com/social/blog/23142/25377

20. http://museum53.narod.ru/vpk/academy.htm

21. http://forum.kinozal.tv/showthread.php?t=101378&page=112

22. http://www.9months.ru/press/9/64/index.shtml

23. http://persona.rin.ru/view/f/0/24427/koshelev-aleksandr-ivanovich

24. http://www.podarok495.ru/product/795/



Источники текстовой информации:

1. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2ч.Ч.1А - Л / Ред. кол.: Б.Ф. Егоров и др.: Ред.-сост. П.А.Николаев – М.:Просвещение,1990 -430с.

2. В.И.Даль Воспоминания о Пушкине. Записки о Пушкине. Смерть А.С.Пушкина// А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 –х Т. Под общ. ред. В.В. Григоренко –М.: Худ. Лит. , 1974 -560с.

3. Я познаю мир: Литература: \Дет. энциклопедия /Авт.-сост. Н.В. Чудакова –М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 446с.:ил.

4. М.Булатов, В. Порудомский Собирал человек слова: повесть о В.Дале-М.:Дет.лит.,1969 -224с.

5. Большая Российская энциклопедия :в 30т./ Председатель Науч.- ред. Совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец.Т.8 Григорьев –Динамика. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.-767с.:ил.: карт.

6. Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4.-М.:Рус.яз., 1978 -1980 - Т.4

7. Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4.-М.:Рус.яз., 1978 -1980 - Т.1

8. Даль В.И. Пословицы русского народа :Сборник. в 2х т. Т.2 /Послесл. В.Аникина –М.: Худож. лит. ,1984 -399 с.ил.

9. Даль В.И. Пословицы русского народа :Сборник. в 2х т. Т.2 /Послесл. В.Аникина –М.: Худож. лит. ,1984 -383 с.ил.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!