СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики для 5 класса по теме "Основное свойство дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики для 5 класса "Основное свойство дроби" разработан по УМК Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. c применением технологии формирующего оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики для 5 класса по теме "Основное свойство дроби"»

3


Технологическая карта урока

Учитель

Пучкова Ирина Николаевна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Автор УМК

Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ Г.В, Дорофеев и др. - М.: Просвещение, 2019

Тема урока

Основное свойство дроби

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создать условия для формирования умений учащихся применять «Основное свойство дроби» на практике

Задачи:


Образовательные: - сформировать умения применять «Основное свойство дроби» на практике.

Развивающие: - развивать устную речь, память, внимание, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

- расширять кругозор обучающихся.

Воспитательные: - воспитывать умение участвовать в диалоге;

- формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

Личностные: - эмоционально воспринимать математические объекты, рассуждения.

- ответственно относиться к учебному труду

Метапредметные:

регулятивные УУД: - определять цель и задачи учебной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные УУД - продуктивно сотрудничать в паре и в группе;

познавательные УУД: - осуществлять анализ объекта, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

Предметные: - усвоить и применить на практике «Основное свойство дроби».








Содержание деятельности на уроке

Этап деятельности

Методы (способы) организации деятельности, техники формирующего оценивания

Учебные задачи

Дидактика

Формирование потребности

а) Приветствие учителя.

б) Положительный настрой на работу:

«Один из великих сказал, что одна из главных ценностей у человека- это знание. Но само оно к тебе не придёт. К нему надо стремиться. Вот и сегодня на уроке мы постараемся заинтересованно и настойчиво двигаться к открытию нового знания. Но каждое знание не строится на пустом месте. Надёжной базой для знания является добросовестное выполнение домашнего задания.

в) Взаимопроверка д/ з с помощью

техники ФО «+,+-, -».

(Ученики подсчитывают количество «+» и «-». Сдают тетради на проверку для выставления отметки учителем. Открывают выданные тетради. Записывают число и «Классная работа»)

г) Аукцион тестовых вопросов по пройденным темам за неделю.

Техника ФО «Отчет за неделю».

(вопросы- ответы от группы группе)

Ученики отмечают на полях результаты в технике ФО «+,+-, -».

д) Проблемная ситуация - сказка( см.Приложение1).

Учитель: « Давайте поможем помирить царю нерадивых сыновей и открыть им глаза на удивительное свойство дроби, которое так и называется «Основное свойство дроби». И как вы догадались тема нашего урока: «Основное свойство дроби»

(ученики записывают в тетрадь)

а) Настроить на работу б)включить в деловой ритм урока









в) Провести взаимопроверку д/з и оценивание в технике ФО

(+, +-, -)


г) Повторить изученный материал по теме «Что такое дробь?»

(техника ФО «Отчет за неделю, вопросы- ответы от группы группе)»


д) Заинтересовать ребят на разрешение проблемной ситуации и подвести к формулированию темы урока





















На доске изображена «царская корона» и три дроби: ; ;



Записи на доске и в тетрадях

Формирование образа желаемого результата

Попытаемся это свойство-правило « открыть» сами: понять, выучить, уметь проговаривать, а также перевести на математический язык: записать формулы, чтобы было наглядно.

Помочь представить образ продукта совместной работы.

Что должны получить?


Мотивация

Вопрос: Как вы считаете, кроме сказочной истории оно нам ещё где- то пригодиться?

(выслушать ответы ребят).

Основное свойство дроби является базовым при работе с дробями. Его необходимо знать, чтобы успешно выполнять проверочные и контрольные работы по программе, а также хорошо подготовиться к выпускному экзамену.

Где это нам пригодится?

(Перечислить возможные варианты)


Целеполагание

Цель: Усвоить и применить на практике

Подвести к формулировке цели и совместно сформулировать цель урока

Запись на доске и в тетрадях

Планирование

Давайте спланируем нашу деятельность.

Предлагаю шаги- задачи плана разложить на лесенке достижений.

1.Исследование на модели. Гипотеза. См. учебник. Выучить. Рассказать д/д.

(1ступенка «Я знаю»

2. Формулы. Текст выразить формулой.

(2 ступенька «Я понимаю»

3.Упражнения

( совместно с учителем,

в паре);

(3 ступенька «Я умею»)

4. Самостоятельная работа

( в паре)

(4 ступенька «Могу сам и могу научить»)

5.Оценивание результатов работы

(5 ступенька «Могу оценить»)

(на каждом этапе ученики

фиксируют достижения в технике ФО «+, +-, -»;

С/р оценивают по совместно выработанным критериям )


Совместно спланировать шаги плана - учебные задачи на «Лесенке достижений»

На доске модель «Лесенка достижений»

( для наглядности на каждой ступеньке обозначены шаги плана- учебные задачи)

Выполнение действий

Совместно с учителем ученики «шагают» по ступенькам «Лесенки достижений», выполняя учебные задачи плана:

1.Исследование на модели. Гипотеза. См. учебник. Выучить. Рассказать д/д.

(1ступенка «Я знаю»

2. Формулы. Текст выразить формулой.

(2 ступенька «Я понимаю»

3.Упражнения

( совместно с учителем, в паре);

А) Учитель предлагает выполнить тренировочные упражнения. Провести самооценку и взаимопроверку.

ТехникаФО:«+», «+-», «-»


1.Умножьте на 2 числитель и знаменатель каждой дроби, запишите соответственные равенства:

а)2/3;б) 3/5;в)8/25;г) 9/10;

а)совместно с учителем;

б) комментирует ученик;

в),г)- работают в парах;

самостоятельно

с взаимопроверкой

  • Учитель предлагает наводящие вопросы для совместных выводов.

Выводы:

1.Одна и та же дробь может иметь бесконечно много обозначений, которые для неё являются равными дробями с новыми знаменателями и новыми числителями.

Такое преобразование дробей называется приведением дроби к новому знаменателю.

(подробно будем рассматривать на следующих уроках)


2. Разделите числитель и знаменатель каждой дроби на 3, запишите соответственные равенства:

а)3/9; б)12/16;в) 15/24; г)27/30;

а )совместно с учителем;

б) комментирует ученик;

в), г)- работают в парах;

самостоятельно

с взаимопроверкой


  • Учитель предлагает наводящие вопросы для совместных выводов

Выводы:

1.Одну и ту же дробь можно обозначить по- разному. Такое преобразование дробей называется сокращением дробей.

( это материал следующих уроков)


3.Восстановите запись:

а) 2/5 = */10 = */20;

б) 1/7 = 3/* = 6/*;

в) 2/3 = 4/* = */18;

г) 5/6 =*/12 = 50/*;

а),б )совместно с учителем

в) комментирует ученик;

г)- на самостоятельную работу в парах с взаимопроверкой


4.Сколько существует дробей, равных

а) 1/10; б) 3/100; в) 7/1000; г) 19/1000000;

а)совместное обсуждение; б)- работают в парах;

в),г)- на самостоятельную работу с взаимопроверкой


*5. Найдите значение х:

а) х/5=4/10;

б) 1/3 =7/х ;

*6. Найдите значение y :

а) 6/y = 18/30

б) 32/36 = y/9;



Б)Учитель предлагает провести совместный Блиц-обзор выполненных заданий. (техникаФО )

Вопросы:

а) Какое задание было лёгким и понятным?

б) Где было труднее?

в) Что ещё уточнить и снова объяснить?

г) Удалось ли нам выполнить то, что запланировали?

д) Как на практике сработал план наших действий?





В)Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей проверкой по готовым ответам

задания № 1(в,г);2(в,г)

3(г);4(в,г); *5 (доп)













Применить правило «Основное свойство дроби » в практических упражнениях












Совместно сделать выводы








Применить правило «Основное свойство дроби » в практических упражнениях








Совместно сделать выводы





Применить правило «Основное свойство дроби » в практических упражнениях







Применить правило «Основное свойство дроби » в практических упражнениях


Применить правило «Основное свойство дроби » в практических упражнениях




б)Провести «Блиц -обзор» выполненных заданий , чтобы выяснить:

а)Какое задание было лёгким и понятным?

б)Где было труднее?

в) Что ещё уточнить и снова объяснить?

г) Удалось ли нам выполнить то, что запланировали?


в) Проверить результативность нашего плана действий и выполнить самостоятельную работу



1.Модель прямоугольника, разделённого на равные части (на доске)

2.Запись формул на доске и в тетради

3. Раздаточный материал

















Раздаточный материал














Раздаточный материал









Раздаточный материал





Раздаточный материал














Записи на доске и в тетрадях










Раздаточный материал








Анализ результата

Д) Учитель предлагает

совместно выработать критерии оценивания с/р.

Техника ФО: выработка критериев оценивания.

Совместно с учителем вырабатывают критерии оценивания с/р:

Каждый «+» соотв. 1б; «+-»- б; «-» - 0б.

9-10-«5»

6-8 –«4»

4-5 –«3»

1-3 –«2»

(Выставляют оценки за с/р)



Е) Учитель предлагает совместно проанализировать своё «движение» по « Лесенке

достижений» (техникаФО)

(Совместно с учителем анализируют своё продвижение по «Лесенке достижений» и отмечают коллективную работу в технике ФО «+; +-, -»).

д) Совместно выработать критерии оценивания;

оценить свою работу по критериям










е)Совместно проанализировать своё движение по «Лесенке достижений».

На каждой ступеньке сделать пометки:«+, +-, -» совместной работы и увидеть свой прирост в знаниях.





Критерии записаны на доске












На доске модель «Лесенка достижений»

( для наглядности на каждой ступеньке обозначены шаги плана- учебные задачи)







Домашнее задание

Ж) Проанализировать дроби из сказки, совместно преобразовать дроби с помощью «Основного свойства дроби» и получить в награду от Царя «Ордена бумажные» с домашним заданием.


П.8.3, стр.170-171, № 657, 658. 686

Творческое задание: сочинить сказку о дробях






Провести инструктаж по выполнению домашнего задания

Каждый получает

«Бумажный орден от Царя» (на обратной стороне записано домашнее задание)



Приложение 1.

В некотором царстве, в некотором государстве жил- был Царь. И было у него три сына.

Шли годы, сыновья стали взрослыми и захотел Царь уйти на покой. А царство-государство решил доверить сыновьям. Пусть управляют. царства досталось старшему,

- среднему, - младшему. Больше всех обиделся старший, средний тоже посчитал себя обделённым. Крепко рассорились братья, и в царской семье поселился разлад. Поспешил тогда Царь – отец издать свой очередной указ:

«Кто сумеет ошибку найти в споре моих сыновей и их помирить, того ждёт царская награда! ». А ученый Звездочёт, правда с опаской, подсказал Царю, что не усвоили его сыны в заграничном учении самое главное свойство дробей, которое называется ОСНОВНЫМ. И сегодня тема нашего урока: «Основное свойство дроби».











Приложение 2.

1.Умножьте на 2 числитель и знаменатель каждой дроби, запишите соответственные равенства:


а) ; б) ; в) ; г) ;


2. Разделите числитель и знаменатель каждой дроби на 3, запишите соответственные равенства:


а) ; б) ; в) ; г) ;


3. Восстановите запись:

а) = = ; в) = = ;


б) = = ; г) = =


4.Сколько существует дробей, равных


а) ; б) ; в) ; г) ;


*5. Найдите значение х:

а) = ; в) = ;


*6. Найдите значение y:

а) = ; б) =



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!