Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржевская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Конспект урока
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ)
в 1 классе
«Знакомство с буквой «Б, б»
Подготовила: учитель начальных классов
Степанченко Светлана Николаевна
Ржевка
2016
Конспект урока литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе по учебной предметной программе «Литературное чтение/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова - М: Вентана-Граф, 2012» (по системе «Начальная школа XXI века»).
Тема урока: Знакомство с буквой «Б, б».
Цели деятельности педагога: организовать деятельность по ознакомлению с буквой Б, б; учить давать характеристику звукам б, б’, выполнять звуковой анализ слов «бублики», «баранки», «бант», «бинт»; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию монологической речи, фонематического слуха.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Б, б; умеют выполнять звуковой анализ слов, читать слова, предложения с изученными буквами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
логические – основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; расшифровка «зашифрованных» слов; осуществление сравнения слов по заданному критерию.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, презентация «Буква «Б , б», таблички для схем.
Ход урока
1.Организационный этап
Приветствие и организация внимания учащихся:
-Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и хочу начать нашу работу с улыбки! Улыбнитесь своему соседу по парте.
2. Актуализация знаний
1. Отгадывание загадок
В чудесном домике живут
Веселые друзья,
Их всех по имени зовут
От буквы А до Я.
И ты, коль с ними не знаком,
Стучись быстрее в дружный дом! (Букварь)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка).
Слайд №2
2. Назовите, что вы видите на картинке.
-Что общего в названиях этих предметов? Звук «Б» в начале слова.
Слайд №3
3. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4.Первичное усвоение новых знаний
1. Знакомство с буквой Б, б.
– На что похожа буква?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
2. Звукобуквенный анализ слова «бант».
Слайд №4
Замените букву «а» на «и». Какое слово получилось? «бинт».
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [б], [б’].
– Определите, сколько в каждом из этих слов слогов. Объясните своё мнение. (Один гласный звук.)
– Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «бинт» и «бант».
– Вспомните и назовите слова, для записи которых потребуется заглавная буква Б.
– Назовите слова, для записи которых потребуется строчная буква б.
5.Физкультминутка
6. Первичное закрепление
1) Составление рассказа. Слайд №5
– А сейчас составим рассказ о том, как выглядел Буратино.
Употребите как можно больше слов со звуком [б], [б’].
2)Услышав в слове звук, хлопните в ладоши.
Примерный текст:
Буратино – деревянный сказочный мальчик. У него круглое лицо и длинный нос. На голове – бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него тёмные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.
3) Чтение слогов, слов. Составление слов и их чтение
– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает твёрдый согласный звук [б].
– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте слова по столбикам.
– Прочитайте только те слова, в которых один слог.
– Прочитайте те слова, в которых два слога.
– Прочитайте только те слова, в которых три слога.
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает твёрдый согласный звук [б].
4) Игра «Полсловечка за вами».
– У Бабы Яги есть для вас игра.
Бой … (кот).
Бал … (кон).
Буй … (вол).
Бес … (еда).
5) Сопоставление рисунков и схем.
Буква Б бежит к словам:
Бублик, булка, барабан,
Бегемот, Барбос, банан,
Бармалей, башмак, баран.
6)Задание для нечитающих учеников: чтение слогов, слов, предложений.
Задание для читающих учеников: чтение рассказа В. Голявкина «Всё будет прекрасно!».
7) Чтение рассказа учителем.
– Кто герой рассказа и , что с ним произошло?
– Почему рассказ называется «Всё будет прекрасно!», а на иллюстрации мальчик совсем грустный?
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Не ходите, дети ,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный … (Бар-ма-лей)!
Слайд №6
– Что вы знаете про букву Б?
Список использованной литературы
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Журова Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2011.- (Начальная школа XXI).
Интернет-источники
1.Загадки про букварь http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-bukvar
2.Загадки для детей на тему «Белка» http://zagadki.info/detyam/belka.html
Источники иллюстраций
1.Букварь: http://shcolara.ru/img/1069/1069.jpg
2.Белка: http://getbg.net/upload/full/537414_squirrel_belka_fon_3033x2407_(www.GetBg.net).jpg
3.Бублики и баранки: http://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article
/2014/7/23/1_53e222c66d06953e222c66d0b7.jpg
4.Картинки: http://kartinki-dlya-detej.ru/content/gallery_photo/1755/2948021494.jpg
5.Бант: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/934/96934076_0_795d9_b350ef96_XL.png
6.Буратино: http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Bukva-B/0003-003-U-bukvy-b-brjushko-bolshoe-sverkhu-kepka-s-kozyrkom.jpg
7.Бармалей: http://www.mccvu.ru/upload/medialibrary/2be/2be7b5d2810114b4fa11a88dc0093727.jpg