СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению "Б. Заходер "Вредный кот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению.  3 класс. Перспектива.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Б. Заходер "Вредный кот"»



МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области







Открытый урок в 3 классе

по литературному чтению



Борис Заходер «Вредный кот»























Учитель Жиденова Н. А.



2018г.


Тема урока: Б.Заходер «Вредный кот»


УМК «Перспектива».

Учебник «Литературное чтение».

Авторы: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.


Цель: познакомить с юмористическим стихотворением Б. Заходера «Вредный кот»; формировать первичные исследовательские умения у младших школьников при работе с художественным произведением.


Задачи:

- учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать свою точку зрения;

-развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности;

-воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом.


Планируемые результаты:

Предметные: литературоведческие понятия, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность)


Формируемые УУД

Личностные

-учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-формулировать познавательную цель, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

Регулятивные:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять взаимоконтроль;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Коммуникативные:

-понимать на слух содержание произведения;

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

--допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, учиться общаться и взаимодействовать;

-учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;


Познавательные:

-уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;

-уметь обосновывать своё мнение, осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.


Тип урока: изучение нового материала.


Формы организации: фронтальная работа, индивидуальная работа.


Оборудование: рисунки животных, выставка книг Б. Заходера, карточки с текстом речевой разминки и скороговорки; портрет Б. Заходера, презентация.



Ход урока.

I Организационный момент.

Вот как много нам надо узнать,

Так не будем же время терять .

Прозвенел звонок веселый,

Вы сегодня все здоровы?

Вы сегодня все готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг друга понимать.


II Речевая разминка.

А) Работа со скороговоркой.

-Прочитайте.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Укатил в уголок

Котик ниток клубок.

-Что вы прочитали?

-Какой звук повторяется в скороговорке?

-Хором прочитайте скороговорку тихо, громко, ещё громче.

-А сейчас начнём читать медленно, постепенно увеличивая темп.

-Давайте проведём конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки.

Б )Дыхательные упражнения.

«Надуй шарик»

«Остуди чай»

«Одуванчик»

«Сдуй пылинку»


III Проверка домашнего задания.

-Над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

-Чем особенно понравилось стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок»?

-Могло ли подобное произойти в реальной жизни?

(Ученики рассказывают истории о том, как животные воспитывали не своих детёнышей.)

-Прочитайте стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок».


IV Актуализация знаний.

-Как называется раздел, произведения которого мы с вами изучаем? (Люби все живое.)

-Что авторы хотели сказать нам этим названием? (Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли её.)


V Постановка темы и цели урока.

-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением из этого раздела. А с каким, мы сейчас узнаем.

-Отгадайте загадку?

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молочко из миски пьет,
Ну конечно это …. кот. (Слайд 2)

-Так о ком пойдёт речь в нашем произведении?

-Молодцы. Сегодня мы познакомимся с произведением Бориса Заходера «Вредный кот».

-Чтобы на урок был продуктивным и полезным, вспомним правила поведения на уроке.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придет на помощь друг. (Слайд 3)



VI Изучение нового материала.

1)Знакомство с биографией Б. Заходера.

-Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком с творчеством писателя Б. Заходера до нашего урока?

-А хотите узнать интересные сведения из его жизни?

Чтение учителем эпиграфа урока.

Ты - вдохновенный и озаренный,
Ты - мой читатель, душой одаренный,
Ты мне нужнее, чем сердце в груди.
Жду. Приходи.

Б. Заходер.

-Автор приглашает нас заглянуть в мир необычной поэзии.

-Борис Владимирович Заходер (9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)

Борис Владимирович родился 9 сентября 1918 г в молдавском городе Кагул. (Слайд 4)

Отец Заходера, человек разносторонних увлечений. Окончил Московский университет, стал юристом, в юности писал стихи. Мать Бориса работала переводчицей, знала несколько языков. (Слайд 5)

В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки. Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся «братья наши меньшие» - птицы, звери, рыбы.

По сценариям или по мотивам сказок писателя «Русачок», «Кит и кот», «Серая звёздочка» сняты мультипликационные фильмы.

Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”. (Слайд 6)

За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.

Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.

А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!


2) Работа с выставкой книг.

-Рассмотрите книги на выставке. Кто же написал все эти книги?


3) Проблемный вопрос. Подготовка к восприятию нового материала.

-Давайте попробуем определить тему стихотворения. О чем пойдет речь?


4) Работа с иллюстрацией.

-Откройте книгу и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

-Кого вы видите?

-Чем занимается мальчик?

-Коту это нравится?

-Какое выражение на его мордочке вы видите?

-А почему тогда мальчик это делает?

-Что вы видите на другой странице? Чем должен заниматься мальчик?


5) Работа с заголовком.

-Читаем заголовок стихотворения.

-Попробуйте догадаться о содержании этого стихотворения.

-Почему кота называют вредный?

-Рассмотрим группу однокоренных слов. (Слайд 7)


вред вредитель вредничать вредный

Ущерб. Наносящий зло, Вести себя недобро- Причинять вред.

Порча. вред. желательно, Опасный.

стараясь обидеть.


-Какой же вред мог принести этот кот своему хозяину?(Съесть бутерброд, порвать учебник, тетрадь, сгрызть карандаш…)

-Можете ли вы предположить, какое произведение мы будем читать, грустное или веселое?

-Что нам надо сделать, чтобы узнать правы ли мы в своих предположениях? Но вначале немного отдохнѐм.


VI Физминутка.


VII Работа с текстом.

  1. Словарная работа.

-Перед чтением текста поработаем над незнакомыми словами в этом стихотворении и вместе раскроем значение этих слов. (Слайд 8)


Невмоготу – совсем тяжело, трудно.

Чернила – жидкий краситель, пригодный для письма.

Заляпал – испачкал, вымазал, сделал грязным, испортил.

Улизнул – сбежал, ушёл скрытно.

Клевета – ложь, неправда, обман.


  1. Чтение стихотворения учителем.

-Почему вы улыбались, когда я читала это стихотворение?

-Какое оно по настроению?


  1. Вторичное чтение. Аналитико-синтетическая работа с текстом.

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Как зовут героев этого стихотворения?


-А сейчас будем читать стихотворение вслух. Ваша задача прочитать так, чтобы было выразительно и интересно.


  1. Беседа по прочитанному.


-У кого не готовы уроки? И почему? (Не готовы у Пети, потому что он ленился и во всем обвинял кота.)

-Так кто же виноват в том, что кот стал вредным?

- А в том, что Петя никак не сделает уроки? (Да конечно же, сам Петя!)

- Давайте определим черты характера Пети. (Петя задира, лукавый, может переложить свою вину на других)

-Скажите, так кто же на самом деле вредный в этом стихотворении?

-Правильно, Петя. Автор специально хотел нас запутать таким названием, чтобы читатели сами определили, кто же на самом деле вредный.



-Посмотрите на иллюстрации, подберите подходящие к ним отрывки из текста. К 1 иллюстрации, ко 2 и 3.

-Зачитайте. (К 1 иллюстрации: «А, ты спишь? Сейчас ты встанешь! Ты умен и я умен!» Раз его за хвост!

2 и 3 иллюстрация: «-Он мне руки исцарапал, Скатерть со стола стянул, все чернила пролил на пол, все тетрадки мне заляпал и в окошко улизнул!»)



  1. Чтение по ролям.

-Давайте прочитаем стихотворение по ролям. Сколько человек участвует в беседе?



VIII Подведение итога урока.

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Кто автор?

-Как по другому вы бы назвали стихотворение?

-Чему научило вас это стихотворение?



-Соберите пословицу. (Слайд 9)

Без муки – нет и науки.

-Подойдет ли пословица к нашему стихотворению?

-Почему вы так думаете?



IX Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение. (Слайд 10)

-На сегодняшнем уроке я узнал…

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

-После урока мне захотелось…

-Сегодня я сумел…

-Оцените свою работу. Как вы сегодня работали, всё ли у вас получилось, какое настроение у вас осталось от урока. (Слайд 11)



-Я желаю вам никогда не вести себя, как главный герой. Даже если что-то у вас не получается, вы в чем-то виноваты, никогда не стыдно это признать. Уважения достоин только честный человек.

X Домашнее задание.

Выразительно читать по ролям стихотворение «Вредный кот» Б. Заходера.

Найти стихотворения других поэтов про котов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!