СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению. 4 класс. В.Высоцкий "Тема дружбы в стихотворениях о войне".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения  по теме: В. Высоцкий "Тема дружбы в стихотворениях о войне"

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению. 4 класс. В.Высоцкий "Тема дружбы в стихотворениях о войне".»

Рогова Галина Борисовна



Урок литературного чтения. 3 класс УМК «Школа 2100»

Учебник Е.В.Бунеева, Р. Бунеев «В одном счастливом детстве».

Тема : Владимир Высоцкий «Тема дружбы в стихотворениях о войне».

Цели. Продолжить знакомство с произведениями В. Высоцкого. Через произведения о военной тематике расширить понятие о друге, патриотизме; совершенствовать навык чтения.

Задачи: Предметные: формирование умения работать с лирическим произведением, углублять знания о теме художественного произведения; сформировать представления о дружеской лирике.

Метапредметные: развитие всех видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, воспроизведение содержания текста. Обогащать, активизировать словарь.

Личностные: воспитание вдумчивого читателя, гражданина, патриота. Через восприятие художественного произведения воспитывать уважение к литературе, истории России, культуре, растить патриотов России.

Оборудование : тексты художественных произведений, словари настроений, толковый словарь, слайдовая презентация, портрет В.Высоцкого, листовки о творчестве поэта (приготовленные детьми к уроку), заготовки для групповой работы кластеры и синквейны, фломастеры, листы рефлексии, видео клип «Як – истребитель», песня «Он не вернулся из боя» в исполнении автора.

УУД – универсальные учебные действия.

ТОУУ – технология оценивания учебных успехов.

Этапы урока.

Ход урока.

Формирование УУД, ТОУУ

I Актуализация знаний.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Улыбнулись мне, подарили улыбку друг другу. Улыбка продлевает жизнь.

2.Речевая разминка.

а)Дыхательная гимнастика.

Глубокий вдох – выдохнули.

Вдох, задержали дыхание, выдохнули.

Вдох, выдыхаем маленькими порциями.

в) Упражнение «Улыбка – трубочка».

с) Поцокали язычком.

д) Бросили звук: би-бэ-ба-бо-бу-бы.

3. Работа с пословицами.

Прочитайте предложения.

  • Без беды друга не узнаешь.

  • Друг познаётся в беде.

  • Доброе слово лечит, а злое убивает.

- Что это? (пословицы)

4. Словарная работа (Толковый словарь)

- Прочитайте слова: дружба, друг, товарищ.

Объясните их значение.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

-Какие пословицы знаете о друге? (ответы детей)

- Подберите синонимы к слову друг (товарищ, приятель, дружок).

Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек дружески расположен к кому-нибудь.

-Составьте словосочетания с этим словом.

(Ответы детей: товарищ с детства; товарищ по школе; товарищ по оружию; боевой товарищ)

- Кого можно назвать другом? (Ответы детей)

- Чем отличаются слова друг и товарищ? (Друг – один, а товарищей может быть много).

5.Разночтение пословицы Друг познаётся в беде.

- Прочитайте с интонацией

  • удивления;

  • восторга;

  • с вопросительной интонацией.




Познавательные УУД

Развиваем умения 1.самостоятель-но читать и объяснять информацию с помощью толкового словаря.



2. Обогащение словарного запаса.

3 анализиро-вать текст


4. Добывать самостоятельно информацию из дополнительной литературы. (Дети оформили доску листовками из жизни поэта)









5. Находить в стихотворении строфы, рифму, сравнения, эпитеты.

II Формулирование темы и цели урока.



Постановка проблемы (знакомство с основным вопросом урока)





III

Открытие нового (узнаём новое)

Работа над темой урока.

Прочитайте тему урока.

-Поставьте цель урока? (Познакомиться с творчеством В. Высоцкого)

-Задачи урока:

  • Кого можно назвать другом?

  • Учиться культуре слушания, быть вдумчивым читателем.

-Проблемный вопрос, на который надо будет ответить.

С каким человеком можно пойти в разведку?





  1. Сообщение об авторе

( Проверка домашней индивидуальной работы, 2 ученика по очереди озвучивают кадры презентации)

1.Родился 25 января 1938года.

2. С 5 по 11 класс учился в средней школе на Большом Каретном.

3. В Московском театре имени Пушкина играет в эпизодах.

4. В 1960 начал писать свои первые песни.

5. В 1964г. поступил в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980г.

6.В 1965г. В.Высоцкий начал петь свои песни со сцены.

7. Как актёр, Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и телевизионных телевизионных кинофильмах.


Вопросы классу, после прослушивания информации:

- Когда родился В.Высоцкий?

-А когда началась ВОВ?

- Сколько лет было тогда поэту? (3года)

- Мог В. Высоцкий воевать? (Нет, он был ребёнком.)


2.Работа по учебнику (с. 206)

Чтение авторского текста (читает ученик).

-Что вы узнали о Высоцком из текста?

- Почему его песни полюбились многим? (Умел выразить простыми словами то, что чувствовали люди)

3. Рассказ учителя (обращение к выставке книг поэта)

В. Высоцкий создал много песен о войне. В одном из своих выступлений он сказал: « Для меня война – особое потрясение, поэтому я так много пишу о ней».

« Высоцкий, конечно, не мог воевать, - пишет о нём Роберт Рождественский, - он был слишком маленьким. Но он рос, дышал и жил, дополняя детскую память взрослой памятью обожжённой земли: памятью своих родных, вернувшихся с фронта, общей памятью победившего народа».

Отец у Володи – военный. Друзья – фронтовики часто собирались у Высоцких и рассказывали о подвигах народа в ВОВ. Володя был совсем маленьким, и о войне мог только слышать.

4. Подводящий диалог.

- Война-это страшно?

-Какой человек должен быть на войне?(смелый, отважный, находчивый)

- Да, на войне страшно.
-А должен человек бояться войны? Почему? (смерть рядом)

-Кому хочется умереть? (Никому)

А если и умирали, то за, что умирали бойцы? (за Родину, родных)

- Поэтому они смерть считали своим долгом, погибнуть, но врага не пропустить. Вот какой был патриотизм.

- Поэтому на войне было страшно. И быть отважным, смелым, храбрым было не просто. Поэтому мы 9 мая приносим цветы к памятникам , в память о погибших в годы войны. Какой праздник отмечали в этом году?

(70-летие Победы)

- А что выражаем, когда кладём цветы к памятнику? (благодарность)

-Владимир Семёнович, когда слушал воспоминания о войне, не мог остаться равнодушным. Их подвигам посвятил свои стихи.

5. Словарная работа: ас, истребитель, таран, бомбардировщик.

- Послушайте два стихотворения о воздушном бое.
































Коммуникативные

Развиваем умения


1. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;







2. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;








3. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;


ТОУУ






  1. « Песня лётчика» (читает учитель, у детей текст – распечатка, работают в парах, следят за чтением)

-Это стихотворение от имени лётчика, который находится в бою.

-А бой в воздухе страшнее, чем на земле? Почему? Можно где-то укрыться, спрятаться? (нет)

2. Вопросы после прослушивания стихотворения.

- О чём это стихотворение? (о воздушном бое)

-Какие лётчики? (смелые)

-Какой друг должен быть у лётчика? (верный, надёжный)

-Послушайте другое стихотворение в исполнении автора.

2.Видео клип «Песня самолёта – истребителя»

-Какое настроение вызывает это стихотворение? (грустное)(Используем словари-настроения)

- Почему грустное?

- Что с асом-лётчиком?

-Легко быть лётчиком – истребителем?

-А друг, какой должен быть у него?

3.Чтение наизусть стихотворения «Ты бы пошёл с ним в разведку? (Читает ученик, его индивидуальное задание)

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос:

С каким человеком можно пойти в разведку?

- Какой должен быть друг?

- Есть у нас такие качества?

_Где мы их можем взять? (из художественных произведений)

4. Физминутка Под песню Высоцкого «Утренняя гимнастика» 2 ученика выполняют с классом упражнения, подготовленные детьми.


5. Работа по учебнику над стихотворением «Он не вернулся из боя».

- Задача перед детьми : определить настроение. (словари настроений)

а) Читает стих. Заранее подготовленный ученик.

- Понравилось произведение?

- Какова потеря друга?

б) Анализ стихотворения.

- Замечал ли при жизни человек, что рядом с ним надёжный друг?

-Когда заметил?(когда друга не стало)

- Какая из пословиц подходит? (Друг познаётся в беде.)

- Каким должен быть друг?


4. – ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;


V

Первичное закрепле-ние (применяем новые знания)

в) Чтение стихотворения детьми (про себя)

-Определить сколько строф? (6)

г) Чтение вслух.

-Найти рифму? Какая рифма? (перекрёстная)

-Найти сравнения? ( весна, как плен; павшие, как часовые; небо – вода) Эпитеты?

- Стоит долго обижаться на друга? (нет)

-Можно ли ошибки прощать другу? (Да, нужно)

6.Прослушивание записи в исполнении автора.

Это стихотворение В.Высоцкий положил на музыку. Послушайте.

- Какое настроение передаёт исполнение песни?

(грусть, тоска, потеря)

- А в художественном произведении настроение передаётся за счёт знаков препинания.

- Каких знаков препинания здесь больше?

(запятые, тире)

- Когда запятые, восклицательные, вопросительные знаки – интонация повышена, это интонация тревоги, а тире – нет возможности передать отчаяние. Дома научиться выразительно читать стихотворение. А у кого есть желание выучить стих. Наизусть?


5 – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);




Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач


2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;


VI

Самостоятельная работа в малых группах)

1.Работа в группах. Творческая работа. Составить кластер.

- С каким человеком можно пойти в разведку? Подобрать слова, каким должен быть друг?

2. Защита кластеров.


VIIЗакрепление новых знаний.


Очень хорошая характеристика друга.

-Тема дружбы у В.Высоцкого не только в стихотворениях о войне, но и в мирной жизни. Много произведений написано этим поэтом. У него было много друзей. С этим поэтом вы ещё встретитесь в средней школе. Умер Высоцкий в 1980 году. В это время в Москве шли Олимпийские игры, но трибуны были пусты. Народ провожал и прощался с любимым поэтом.

- Сосчитайте сколько лет, прожил Высоцкий? (42)

Это много? (нет)



Итог урока.

Работа в группах по рядам.


Рефлексия деятельности.


Подведём итог нашего разговора, составить каждому ряду синквейн.1 группа – дружба, 2группа – друг, 3 группа - Высоцкий. Выступление спикеров.

- Каким был для вас урок? (открытия)

-что нового узнали? Оцените свою работу.

Самооценка. Рефлексия.

Подчеркните фразы, характеризующие твою работу на уроке по трём направлениям (в каждом столбике).

Рефлексия: Подчеркни фразы, характеризующие твою работу на уроке по трём направлениям (в каждом столбце).

Урок Я на уроке Итог

1.Интересно 1. Работал 1. Понял тему

2.Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично 3.Помогал другим 3. Не понял тему

4. Не интересно 4.Скучал 4. Захотел узнать больше


3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Синквейн



синквейн

Презентация к уроку, кластер

Оформление доски.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!