СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе "А.П.Чехов «Злоумышленник». Приемы создания образов и ситуаций. Отношение писателя к персонажам"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "А.П.Чехов «Злоумышленник». Приемы создания образов и ситуаций. Отношение писателя к персонажам"»

Класс 5

Предмет Литература

Тема урока: А.П.Чехов «Злоумышленник». Приемы создания образов и ситуаций. Отношение писателя к персонажам.

Методические цели:

- Осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести»; авторской позиции.

- Формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям, самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником.

- Воспитание интереса к творчеству А.П.Чехова, гуманистического мировоззрения учащихся в процессе выявления художественной идеи рассказа и авторской позиции.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, Г.С.Меркин Литература 5 класс, презентация, художественный фильм «Злоумышленник» (по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).


Деятельность учителя

Формируемые УУД

1. Организация начала занятия

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня видеть вас. Проверьте свою готовность к уроку.

- Было ли вам смешно при чтении рассказа?



- Это состояние сохранялось у вас до конца чтения или сменилось другим?



- Что, по-вашему, смешно, а что грустно в рассказе?

Чехов — писатель с хитринкой, читать его очень непросто. Главная его хитрость заключается в том, что он заставляет нас по новому смотреть на привычные вещи. У Чехова то и дело оказывается смешным то, что принято считать страшным, грустным — то, что поначалу казалось нам смешным. Но Чехов никогда не покажет нам, свою главную мысль, идею своего рассказа. Он просто описывает тот или иной случай, предоставляя читателю возможность самому все понять. Чехов доверяет своим читателям, а раз сегодня его читатели — это вы, то Чехов доверяет вам. Только это доверие нужно оправдать. А для этого над рассказами Чехова нужно думать, их нельзя читать наспех, иначе они совсем неинтересны.



- Наша задача – постижение художественных особенностей чеховского рассказа.



2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.



- Прежде чем отвечать на вопросы и говорить о прочитанном, вспомним, что …



Юмор – 1. Добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение представить события, недостатки, слабости и т.п. в комическом виде. 2. Художественный прием в произведениях литературы, основанный на изображении чего-либо в смешном виде.

Ирония – скрытая насмешка; явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.

Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает представить читателю время, место действия, внешний вид героев, их состояние, характер их мыслей, понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог – речевое общение между двумя и более лицами, часть художественного текста, один из его элементов, воспроизводящий речевое общение персонажей.



3. Работа над содержанием текста

В рассказе встречаются слова, значение которых может быть вам не совсем понятно, дома вы должны были найти значение этих слов. Давайте посмотим, что они значат.

Объяснение значения слов бабки, живец, шилишпер (шереспер), пестрядинный, недоимка, злоумышленник.

-Что стало поводом для обвинения Д. Г.? (Открученная гайка от рельсы)

-Из чего складывается у писателя образ?



Исследовательская работа с текстом.

- О чём свидетельствуют детали портрета мужика? (таблица на доске, открыта только правая часть, левая появляется по ходу ответов учащихся).


Детали портрета

О чём говорит портрет мужика

Латаные порты

Бедность мужика

Чрезвычайно тощий

Трудная, голодная жизнь

Пестрядинная рубаха

Рубахи из пестрядины – одежда простолюдина

Изъеденное рябинами лицо

Тяжёлые болезни

Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы

Детали напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о дремучести

Угрюмая суровость, паучья суровость

Паук – символ дикости

- Почему в тексте употреблено слово мужичонка, а не мужик? (Слово «мужичонка» передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном человеке).

  • Какая деталь противоречит такому представлению о герое? (Выражение угрюмой суровости глаз противоречит представлению о мужике как о ничтожном человеке).



-Прочитайте выразительно диалог героев от слов «Денис Григорьев!» до слов «Так ли это было?»



-Понял ли вопрос Денис? (Нет) Почему? (В речи следователя много слов, непонятных Д.Г.)



-Обратите внимание на речь мужика. Найдите слова, не свойственные литературному языку.



-Речевая характеристика – одно из важных средств раскрытия внутреннего мира человека. Как речь характеризует Д.Г.?(Темный, необразованный, безграмотный)



-Прокомментируйте описание жестов, мимики, интонации Д.Г.

1. Хрипит Денис, косясь на потолок – смущается, потому что оказался в непривычной обстановке.

2. Бормочет Денис, мигая глазами – оскорблен, потому что говорит правду, а ему не верят.

3. Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза – он знает, что много лет все деревней гайки отвинчивали, и хранил Господь.

4. Зевает и крестит рот – чувствует, что следователь говорит то, что всем известно; ему скучно.



-Прочитайте выразительно по ролям от слов «Так ты говоришь…» до слов «Ты людей убил бы!».



-Почему следователь считает, что Денис прикидывается идиотом? (Он считает, что Д.Г. хочет сбить с толку следователя и уйти от ответственности).



-Следователь не верит мужику, потому что, по старой русской традиции, мужик хитер, скрытен и всегда готов обвести господина или барина вокруг пальца, прикинется неучем или дурачком, а потом сам же будет хвастаться тем, как ловко и легко обманул барина-глупца.



-Прав ли следователь, подозревая Дениса в обмане?(Денис не притворщик, не хитрец. Он убежден в том, что прав, потому что опирается на свой личный опыт и опыт всей деревни)



-На вопрос следователя о том, что откручивание гаек может привести к крушению поезда, Денис Григорьев усмехается и недоверчиво щурит глаза. Почему? Докажите текстом. («Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать?...»). (Д.Г. считает, что маленькая открученная гайка не может принести никому и ничему никакого вреда. Гайка не бревно или рельс.)



-Прочитайте выразительно от слов «Послушай… 1081 статья…» до слов «Ну молчи».



-Какого признания добивается следователь? (Следователь хочет выяснить, знал или не знал Денис о том, что «с умыслом учиненное повреждение железной дороги может подвергнуть опасности следующий по сей дороги транспорт»)



-Прочитайте выразительно по ролям от слов «Наступает молчание» и до конца рассказа.



-Следователь решил, что каждый разумный человек должен понимать, что отвинчивание гаек ведет к крушению поездов; Денис Григорьев – разумный человек, и, следовательно, он знал и понимал, что говорит. А раз так, то он виновен. «Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму»,- говорит мужику следователь.

- К кому обращены слова героя: «Судьи! Помер покойник барин-генерал…а то показал бы он вам, судьям…надо судить умеючи, не зря…» (Эти слова обращены к следователю. Д.Г. считает, что судить нужно за действительный проступок, за настоящее преступление. Обвинение в том, что он откручивал гайки, с его точки зрения, таким делом не является)



Разбить класс на две группы (сторона обвинения и сторона защиты) и ответить на вопрос: «Виновен ли Денис Григорьев?»

(1. Да, так как его поступок мог привести к гибели людей. 2. Нет, так как у Дениса Григорьева не было злого умысла)



- Что не даёт вам прийти к общему мнению? (Одни смотрят на преступление как представители закона, т.е с юридической точки зрения; для других важна нравственная сторона вопроса, объясняющая поведение героя. Денис не имел злого умысла и совершил поступок по своей необразованности)



-Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»? Воспользуйтесь толковым словарем. (Злоумышленник - человек, совершивший преступление с заранее обдуманным намерением)



-Можно ли так назвать Дениса Григорьева?



-Считает ли его злоумышленником следователь?



-А автор?



- Чехов не стремится никого осудить, хотя оба виновны и невиновны, оба вольные или невольные преступники. С точки зрения крестьянского мира Денис Григорьев – не преступник, а с точки зрения интеллигентского – преступник. Напротив, следователь в глазах мужика выглядит преступником, осуждая невинного человека, а в глазах цивилизованного общества – исполнителем закона и, следовательно, не является виновным.



-Прослушайте диалог между А.П.Чеховым и молодым юристом:

«Рассказом “Злоумышленник” вы, Антон Павлович, ставите передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен, без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как этого требуют интересы общества. Но он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся чувству сострадания, – чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?...

-Если б я был судьей, – серьезно сказал Антон Павлович, – я бы оправдал Дениса...

-На каком основании?

-Я сказал бы ему: «Ты, Денис, еще не дозрел до типа сознательного преступника, ступай - и дозрей!».

«А.П.Чехов» М.Горький.



-Почему А.П.Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла)



-Рассказ «Злоумышленник» демонстрирует абсолютную невозможность понимания и согласия между мужиком и следователем, причина которой состоит в том, что у них разное мышление, разная логика, разное отношение к действительности. Денису Григорьеву прекрасно живется в его собственном мире. Это не значит, что он глуп и не способен мыслить. Просто у него другой, нежели у следователя ум. Следователю не хватает понимания конкретной ситуации, поэтому он в непросвещенном мужике увидел злоумышленника.



-А вы всегда осознаете последствия своих поступков?



4. Рефлексия



-О чем рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»?

-Как в названии рассказа и его финале отразилась авторская позиция?



-Как вы думаете, в каком случае А.П.Чехову не до иронии и не до смеха?



-А часто ли мы сталкиваемся с тем, что человек что-то делает, не думая о последствиях?

- Так чему же учит рассказ А,П, Чехова?



5. Домашнее задание.

Придумать небольшой юмористический рассказ. За основу взять какую-нибудь ситуацию, свидетелем или участником которой вы были.

Регулятивные: уметь слушать в соот­ветствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения.

Личностные: внимание, уважение к сверстникам.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.















































































Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль





































































































































































































































































































































































Личностные УУД: оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные УУД: соотносить полученный результат с поставленной целью.















Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД: саморегуляция.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!