СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добро и сострадание в произведении А. Платонова "Юшка

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе»


Технологическая карта урока




1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Струнникова Ольга Евгеньевна

Место работы

МБОУ Школа №7 г. Сарова

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

2 четверть

Тема урока

«Добро и сострадание в рассказе А. Платонова «Юшка»» (на примере анализа рассказа А. Платонов «Юшка»)

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные

ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Предметные

воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): милосердие, обида, грубость, прощение, образ, композиция, сюжет и т.д.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

  • Мультимедийный проектор, доска.

  • ПК.

  • Презентации на флеш-носителях.

  • Учебник.

  • Художественные тексты.

  • Карточки для индивидуальной и групповой работы.

  • Тетрадь.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.

Г. Гегель


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

 Г.Е.Осокина

Как много в мире зла, и как оно нас ранит,

Как трудно раны нам бывает залечить.

И мы в том зле, что сами причиняем,

Пытаемся кого-то обличить.

Эх, люди, люди, век ваш так недолог

Зачем же нам друг друга обижать?

Ведь не жестокости, - любви с пелёнок

Учила каждого ребёнка мать.

А мы взрослеем и становимся жестоки,

И больно раним, колем, обижаем –

Как будто матери уроки

С годами напрочь забываем.

Исчезла в душах наших чувство милосердия

И не хватает доброты и понимания,

Давайте же приложим все усердия

Для возрожденья соучастья и внимания


- Почему же мы обижаем друг друга? Почему больнее своя обида? Чего недостает людям? (Любви, доброты, понимания, милосердия, сострадания, соучастия и т.д.).

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


 Что значит быть человеком?

- В чём сущность человека, его назначение?

- Что значит любить человека?



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Учитель: Сейчас мы рассмотрели моменты, когда Юшка не был счастлив. А как вы считаете, был ли он счастлив вообще и когда? (Наедине с природой.)  

 - А как часто бывал Юшка наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу)

-Как это характеризует Юшку? (Как  доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека)

-Как относился Юшка к живым существам? (целовал, старался не дышать, чтобы они не испортились, гладил, подымал, всматривался)

-Почему Юшка не мог показать любовь к природе при людях? (они не только не умеют любить сами, но и не дают любить другим)

               Сам же Юшка умеет любить как никто. Как трепетно старик относится к нежным лепесточкам цветов, боясь примять их. Как скорбит о каждой мертвой букашке, встретившейся по пути. Юшка наслаждается природой, свежим воздухом, он понимает ценность всего, что есть на этом белом свете. И только природа платит ему взаимностью, хотя бы на время заставляя забыть о своей давней болячке, хотя бы на время… 

-Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший?

-Итак, мы с вами проследили за жизнью Юшки, переходим к самому кульминационному моменту, гибели Юшки. Кто стал причиной смерти?

Учитель: Займемся чтением и анализом рассказа. Кто желает начать? Читаем и фиксируем неизвестные Вам слова.


«Чтение вслух с остановками».

«Юшка»


Из-за чего осерчал Юшка?

-Случайно ли здесь слово «осерчал»? Подберите синонимы к данному глаголу (рассердился, разозлился, возмутился, разгневался)

-Почему ни один из них не подходит? («осерчал» - это по-детски, как любящий дедушка на внука)

-Что стало причиной этого?

-Что отвечает Юшка на слова «весёлого прохожего»?  Зачитайте эти слова.(«Я жить родителями поставлен…»)

-Как вы понимаете слова Юшки? (все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право её отнять)

-Зачитайте отрывок гибели Юшки.

          Вот так трагически закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было - нельзя все время терпеть. (Слайд № 14) В библии сказано «Господи, открой глаза людям, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их.

         Хоронить Юшку пришли все. Почему? (хотели искупить свою вину)

-Почему без Юшки жить людям стало скучно? (вся злоба осталась среди людей, т.к. не стало человека, безответственно терпевшего их насмешки, ожесточение)

Таким образом, зло со стороны людей гасилось добром со стороны Юшки.   Умер Юшка, и только тогда добро победило, люди поняли свою ошибку, но было уже поздно. Не всегда при жизни воздаётся должное тому, кто дарил добро миру.

           Прочитайте  слова Платонова: «Человечество – одно дыхание, одно живое, тёплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все. Нет человека, который был бы как остров, сам по себе».

-Вот и сказано о Юшке справедливое слово. Но почему не заканчивается этими словами рассказ?

-Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? (появляется девушка-

-Что она поведала о жизни Юшки?

-  Как однажды назвал Юшку взрослый человек?

(стр.117: блажной)

- А как назвал веселый прохожий?

(стр.120: юрод негодный)

- Что вы знаете о блажных и юродивых? Кто это?

             Не зря автор выбрал имя для своего героя Ефим Дмитриевич. Давайте посмотрим, что означает его прозвище и имя.

Ефим – значение имени «благочестивый», «благожелательный», «священный».

Дмитрий – восходит к имени Деметра, древнегреческая богиня земледелия. Благие зёрна, выращенные на плодородной почве родительской любви, приносят плоды добра.

Юродивый  -  безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля)

             - На Руси же юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

- Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его. 

- После его смерти  Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

              - И вновь вопрос к вам. Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? И, наверное, правильно будет, если мы попросим прощения у Юшки за тех людей, кто причинил ему зло. Присоединимся к словам  одного из героев рассказа (столяра)  «Прости нас всех, забраковали тебя люди, а кто тебе судья…»  Юшка - слепец со зрячим сердцем, а люди зрячие со слепыми сердцами.

              Люди пришли проститься с ним , возможно чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. Однако людям без Юшки жить стало хуже.

Добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека.   Добро прорастает и дает свои плоды. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Евангелие от Матфея). Андрей Платонов заставил нас задуматься о вечном: о добре и зле, о зоркости, об умении любить человека.

               Юшка совершил великий поступок, довольствуясь малым, он сумел выучить и прокормить девочку. Окружающим его людям следовало бы поучиться науке любви и сострадания у этого странного на первый взгляд человека.

               Будучи неприметным и тихим человеком, не тая обиды, Юшка сумел сотворить большое дело для общества, подарив ему бескорыстного и доброго врача в лице своей дочери.     

              Можем ли мы назвать Юшку красивым человеком? (Да. Он добр, отзывчив, трудолюбив. Он красив не внешне, а душой.) Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.   Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью.                                      

                Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

     Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему первым эпиграфов к нашему уроку стали слова  из Библии: « Побеждай зло добром»?              

       К этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше пониманием его слова : «Я тоже всему свету нужен».

Словарная работа 

- Кто он такой, этот Юшка?

(Перед нами старый человек,  слабый,  больной. Неприметен внешне.   Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело».

 






:


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Работа в группах

У меня возникли вопросы. Я хочу, чтобы вы помогли мне на них ответить:

1.Почему люди были жестоки к Юшке?

2.Почему Юшка терпел и не возмущался?

3.Для чего жил Юшка?

-Чтобы нам было легко ответить на данные вопросы, каждая группа получает задание, а затем мы  вместе их будем обсуждать. (Класс заранее рассаживается на 3 группы) 

Задания для работы в группах:


1 группа пользуясь текстом, составьте словесный портрет Юшки.

 Ответьте на вопросы:

1.Какие ключевые слова использует автор в описании работы, выполняемой Юшкой? (носил, раздувал, держал, вводил и делал работу)

2.На что обращает внимание автор во внешности главного героя? (мал ростом и худ, болен чахоткой, выглядит стариком в свои 40 лет)

3.Что можно сказать о глазах Юшки? (глаза наполнены влагой. Если глаза зеркало души, то душа плачет. Именно душой мы любим, страдаем)

 

2 группа: найдите в тексте, как к Юшке относились дети, что ими двигало. Ответьте на вопросы:

1.Какие слова использует автор для описания их поведения? (бежали, кричали, бросали, подбегали, трогали его, толкали, кидали, дразнили)

2.Чего дети ждали от Юшки? (чтобы он отозвался им злом и развеселил их. Детям было скучно и нехорошо играть, если Юшка молчал, не пугал их и не гонялся за ними)

3.Почему Юшка не обижался на детей? (он верил, что дети любят его, он нужен им, только не умеют они любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его)

 

3 группа: найдите в тексте моменты отношения взрослых к Юшке. Ответьте на вопросы:

1.Отличалось ли поведение взрослых от поведения детей?

2.Какую роль играл Юшка для жителей деревни? (они выплёскивали на Юшку всю злобу, зная что он всё стерпит)

3.Чего взрослые хотели от Юшки? (хотели, чтобы жил как все, чтобы жил как надо)

4.Какие слова постоянно повторяет Юшка в оправдание обидчиков? (меня народ любит. Он меня без понятия любит. Сердца в людях бывают слепые

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Восточная притча «Всё в твоих руках»

«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил и злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Скажу-ка я: О, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

Так завистник и сделал, поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?»

Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

- Вы согласны, ребята, что всё зависит от нас?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

         Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

- Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнали после его смерти?
Вывод. В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.

– А каково авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?

А. Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале А. Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Проверочная работа .А. П. Платонов. Юшка

1. Составьте план событий, происходящих в рассказе А. П. Платонова.

Ответ: ...

2. Что такое сострадание? Запишите синонимы к слову сострадание.

Ответ: ...

3. Почему без Юшки людям жить стало хуже?

Ответ: ...

• Прочитайте приведённый ниже фрагмент рассказа «Юшка» А. П. Платонова и ответьте на вопросы 4 — 7.

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать её, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шёл в кузницу, а вечером шёл обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за своё жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, чёрных и закопчённых от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы ещё полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Когда Юшка рано утром шёл по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошёл, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошёл.

А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

— Вон Юшка идёт! Вон Юшка!

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

— Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка?

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он

шёл так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:

— Юшка, ты правда или нет?

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали — вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твёрдый и живой.

Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, — пусть он лучше злится, раз он вправду живёт на свете. Но Юшка шёл и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они ещё сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

— Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землёй попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! — Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»

Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:

— Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

— Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всём виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время своё горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

4. Как называется средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы»?

Ответ: ...

5. К какому приёму прибегает автор, описывая героя: «глаза же у него были белые, как v слепца»?

Ответ: ...

6. Укажите название значимых подробностей в художественном тексте: «Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены...».

Ответ: ...

7. Описывая людей, автор использует приём переноса свойств одного явления на другое по их сходству: «сердце их наполнялось лютой яростью». Укажите соответствующий термин.

Ответ: ...

8. Рассказ заканчивается трагическими событиями. Как называется последовательность событий в художественном произведении?

Ответ: ...

9. Почему Юшка терпеливо сносил обиды и оскорбления со стороны детей и взрослых? Дайте прямой связный ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Ответ: ...

10. В каких ещё прочитанных вами произведениях писатели обращались к теме сострадания и милосердия? Сопоставьте одно из них с рассказом А. П. Платонова «Юшка». Дайте развёрнутый ответ (примерный объём 5 — 7 предложений).

Ответ: ...


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Вспомните и проанализируйте, как вы обращаетесь к своим близким, друзьям, одноклассникам, знакомым, учителям.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил

- И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,

- Рассказывает мать,

- День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

"Вот Шурку бы...

Уж он бы спас меня!"

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог

- Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела! 1958

А. Яшин.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Какова на ваш взгляд тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми)

-А идея? (Побеждай зло добром)

Да, именно эти слова из библии являются одним из эпиграфов к нашему уроку.

В «Юшке» Платонов воспевает добро, которое побеждает  зло.

         Какой основной прием построения рассказа  использует автор? (Антитеза) И в лексике, и в поведение героев, и в их описании.

         Давайте вспомним начальную сцену и финальную.  Перекликаются ли они? (Да.)   Такой прием называется обрамление, (Добро Юшки продолжила его приемная дочь, которой он помог получить образование).

-А какое произведение приходит вам на ум, где люди также плохо относились и к кому? (Л. Андреев.  « Кусака») ПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Дополните предложения:

  • Я понял (а)…

  • Я узнал (а)…

  • Я разобрался (ась)…

  • Я похвалил (а ) бы себя …

  • Было интересно …

  • Было трудно…


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


- Домашнее задание дифференцировано. Вы можете:

1) Подготовить пересказ произведения.

2)Подобрать и выписать в тетрадь 5 пословиц, поговорок, афоризмов и т.д. о доброте.

3) Написать мини-сочинение на тему: «Доброта спасет мир»





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!