СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по краеведению "Дорогие мои земляки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на краеведческом материале с использованием ИКТ и игровых форм деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по краеведению "Дорогие мои земляки"»

Урок: "Выдающиеся саратовцы и балаковцы"(Краеведение)

Цель: познакомить учащихся с выдающимися земляками, прославившими саратовскую землю. Прививать любовь к своей Родине. Воспитывать чувство гордости за своих предков.

Оборудование: презентация, портреты выдающихся земляков и высказывания, лото, таблички с надписями 12 выдающихся земляков: Н.И. Вавилов, Н.Г. Чернышевский, Ф.А. Блинов, В.И. Чапаев, Я.В. и И. В. Мамины, П. М. Мальцев, П.А. Столыпин, И.Я. Паницкий, Е.А. Лебедев, П.Н. Яблочков, К.С. Петров-Водкин.

Ход урока

1. Оргмомент. Слово учителя. Дорогие ребята сегодня на нашем уроке мы познакомимся с выдающимися земляками саратовской губернии, учеными, художниками, музыкантами, узнаем много нового и интересного об их жизни и творчестве.

2. Устный журнал о своих земляках. Слово предоставляется творческой группе. Рассказ о земляках, который сопровождается презентацией.

3. Видеоролик "Дорогие мои земляки"

4. Викторина "А знаете ли Вы...?"

5.Краеведческое лото. Ребята достают бочонки с номером вопроса и отвечают на вопрос о своих выдающихся земляках, о которых шла речь на уроке.

6. Рефлексия

7. Итог урока. Домашнее задание.


Выдающиеся саратовцы- наши земляки. Саратовская земля гордится своими сыновьями, которые внесли огромный вклад в развитие науки, техники, образования, искусства, культуры. Среди многих выдающихся деятелей можно назвать имена: Вавилова Николая Ивановича (1887—1943) Русский биолог, генетик, растениевод, один из организаторов сельскохозяйственной науки в СССР. Родился 25 ноября 1887 г. в Москве в семье коммерсанта, Чернышевского Ни колая Гавриловича (12.07.1828-17.10.1889) . Николай Гаврилович родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника Гавриила Ивановича, в связи с чем с ранних лет был знаком со священными книгами.До 14 лет Николая обучал разным наукам отец, который был грамотным, мудрым и всесторонне развитым человеком,

Гагарина Юрия Алексеевича-русского летчика-космонавта, Героя Советского Союза, первого человека, побывавшего в космосе.

(9.03.1934-27.03.1968) Гагарин Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. В 1941 году будущий космонавт пошел в школу, однако из-за немецкой оккупации обучение пришлось прервать до 1943 года. В 1945 году семья Гагарина переехала в город Гжатск..., Лебедева Евгения Алексеевича (15.01.1917-9.06.1997). Евгений Алексеевич Лебедев. Родился 2 [15] января 1917 года в Балаково — умер 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский актёр театра и кино, педагог, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Ленинской премии (1986), Сталинской премии первой степени (1950), Государственной премии СССР (1968). Евгений Лебедев родился в городе Балаково (ныне — в Саратовской области), в семье священника, и в дальнейшем был вынужден скрывать своё происхождение.  

Ча паева Василия Ивановича( 28.01.1887-5.09.1919 г.)Героя Гражданской войны, легендарного комдива 25 дивизии.

Появился на свет 28 января 1887 года в  селе Будайка в семье крестьянина. Он был шестым ребенком в семье. Многодетная семья в поисках лучшей жизни перебралась в село Балаково. 

Родители отдали его в церковную школу, надеясь, что сын станет священником.



Ив ана Яковлевича Паницкого(14.01.1906- 12.04.1990) – талантливого незрячего музыканта, солиста Саратовской филармонии, баянист. Иван Яковлевич родился в 1906 году в городе Балакове, Саратовской области. Очередной ребенок в большой семье пастуха, он почти с самого рождения ощутил на себе классовую несправедливость. В две недели от роду малыш лишился зрения по вине медсестры.



П аисия Михайловича Мальцева (1856/1858-1919)

родился в Новониколаевске. Отец отправил его на учебу в Москву, где Паисий учился в Московском университете, состоял в торговом союзе старообрядческой Рогожи, занимался сбытом заволжской пшеницы на зерновых рынках. Он был известным библиографом, человеком широко образованным, общался с Чеховым и Гиляровским, являлся творческой и богато одаренной натурой. Кроме того, Паисий Михайлович был купцом первой гильдии, коллекционером и меценатом, членом Совета белокриницкой общины с. Балаково, попечителем и строителем храма во имя Живоначальной Троицы в Балаково. А также братья Мамина Иван Васильевич и Яков, Федор Абрамович Блинов-изобретатель первого гусеничного трактора в мире и многие другие.


1.Петр Аркадьевич Столыпин 2.Евгений Алексеевич Лебедев

3. Николай Иванович Вавилов 4. Федор Абрамович Блинов


5.Паисий Михайлович Мальцев 6. Яков Васильевич Мамин




7.Иван Васильевич Мамин 8.Кузьма Степанович Петров-Водкин


9.Павел Николаевич Яблочков 10. Николай Гаврилович Чернышевский

11.Иван Яковлевич Паницкий 12. Василий Иванович Чапаев


1.Петр Аркадьевич Столыпин

Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 г. в потомственной дворянской семье. Отец Аркадий Дмитриевич был военным человеком, поэтому семье пришлось многократно переезжать. В 1881 г. после окончания гимназии Петр Столыпин поступает на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Столыпин-студент отличался усердием и прилежанием, а его познания были настолько глубоки, что даже с великим русским химиком Д.И. Менделеевым во время экзамена он сумел затеять теоретический спор, вышедший далеко за рамки учебной программы. С 1889 по 1902 г. Столыпин являлся уездным предводителем дворянства в Ковно, где он активно занимался просвещением и образованием крестьян, а также организацией улучшения их хозяйственного быта. Энергичные действия предводителя уездного дворянства замечает министр внутренних дел В.К. Плеве. Столыпин становится губернатором в Гродно.

В новой должности Петр Аркадьевич способствует развитию фермерства и повышению образовательного уровня крестьянства. Многие современники не понимали стремлений губернатора и даже осуждали его. Особенное раздражение элиты вызывало терпимое отношение Столыпина к еврейской диаспоре.

В 1903 г. Столыпина переводят в Саратовскую губернию. Он становится ее губернатором. Русско-японскую войну 1904-1905 гг. он воспринял крайне отрицательно, подчеркивая неготовность русского солдата воевать на чужой земле за чуждые ему интересы. Начавшиеся в 1905 г. беспорядки, переросшие в революцию 1905-1907 гг., Столыпин встречает открыто и смело. Активная деятельность саратовского губернатора привлекла внимание императора Николая II, который в 1906 г. назначил Столыпина министром внутренних дел империи, а после роспуска Первой Государственной Думы — премьер-министром.

Назначение Столыпина было напрямую связано с уменьшением числа террористических актов и преступной деятельности. Вместо мало эффективных военных судов, которые рассматривали дела о преступлениях против государственного порядка, 17 марта 1907 г. были введены военно-полевые суды. Они рассматривали дела в течение 48 часов, а приговор приводился в исполнение меньше чем за сутки после его объявления. В результате волна революционного движения спала, а в стране восстановилась стабильность.

С 1905 по 1911 г. на Столыпина было совершено 11 покушений. В 1911 г., террорист-анархист Дмитрий Богров дважды выстрелил в Столыпина в Киевском театре, раны оказались смертельными. Убийство Столыпина вызвало широкую реакцию, обострились национальные противоречия, страна потеряла человека, который искренне и предано служил не своим личным интересам, а всему обществу и всему государству.

2.Евгений Алексеевич Лебедев


Е. А. Лебедев родился в г. Балаково в семье священника, мальчиком пел в хоре. В нем он прожил девять лет. Он всегда вспоминал свое детство на Волге. Мечтал приехать на родину, побродить по ее знакомым улочкам и посидеть на берегу любимой Волги. Но это удалось ему сделать лишь в год своего сорокалетия.

Вскоре после революции массами овладели атеистические настроения. К священнослужителям отношение было непочтительное и даже враждебное. Поэтому семья Лебедевых в 1926 году покинула Балаково.

Дальновидный отец старшего Евгения отправил к бабушке и дедушке в Самару, а с младшими детьми семья остановилась в Сердобском уезде.

В 1937 году отец Евгения Лебедева был репрессирован, а через два года арестовали и его жену. Дети разбрелись по белу свету. В те годы «поповскому сыну» жилось нелегко. Не то что о карьере актера, но и о другой более-менее приличной профессии думать не приходилось.


Поэтому, живя в Самаре, Евгению Лебедеву пришлось скрыть свое происхождение. Он сказал, что родители умерли от голода в 21-м году. Поверили, и жизнь сразу вошла в колею: пионер, комсомолец. Пел в хоре, записался в драмкружок. Первый же спектакль принес неожиданный успех.Евгений Лебедев решил стать профессиональным артистом. С этой целью и отправился в Москву, где был принят в Центральный техникум театрального искусства им. Луначарского на актерское отделение.

На Всесоюзном конкурсе художественной самодеятельности работников пищевой промышленности в Харькове сам Микоян вручил Евгению Лебедеву приз - коверкотовый костюм. Теперь можно было идти в Камерный театр - мечта о сцене начинала сбываться...

После окончания театрального училища трудоустраиваться он поехал в русскоязычный ТЮЗ в Тбилиси, где и проработал до 1949 года. Его, уже вполне сформировавшегося артиста, звали в Москву. Были предложения даже из МХАТа, Малого театра. Но Лебедев всех удивил, приняв предложение мало кому известного режиссера Георгия Товстоногова пришедшего в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. С тех пор судьба Лебедева непрерывно связана с творчеством Товстоногова, вслед за которым он, спустя семь лет, перешел в Большой драматический театр г. Ленинград. Лебедев в кино с 1952 года, за 45 лет снялся более чем в 50 фильмах.

Евгений Алексеевич всегда хотел еще раз побывать в Балакове. Но так и не успел приехать в город, который назвал его своим Почетным гражданином. Такую же честь ему оказали города Тбилиси и Санкт-Петербург. Однако встреча состоялась посмертно.

Около драмтеатра г. Балаково (БДТ) 1 июня 2001 г. был открыт бюст народному артисту Евгению Лебедеву. Его имя носит и сам театр.

3. Николай Иванович Вавилов


Вавилов Николай Иванович (1887–1943) — советский учёный-биолог, генетик, химик, географ, общественный и государственный деятель. Автор учения об иммунитете растений, основоположник генетической науки в СССР. Вавилов, биография которого тесно связана с научной деятельностью, мечтал навсегда избавить человечество от голода. В докладе для детей 5 класса стоит осветить самые важные достижения учёного, особенности его личной жизни.

Николай Иванович появился на свет 25 ноября 1887 года в Москве в семье зажиточного купца, владевшего обувной мануфактурой. Из семерых детей выжило только четверо, и в дальнейшем все отпрыски Вавилова стали известными учёными. После окончания института Николай Вавилов продолжил обучение в Петербургском Бюро прикладной ботаники, а в 1913 году отправился за новыми знаниями за границу.

После исследовательской поездки по Центральной Азии Вавилов обосновался в Саратове, где стал преподавать в университете и заниматься наукой. Изучая устойчивость растений к различным инфекциям, он обнаружил в них генетический иммунитет.

После публикации своей работы Вавилов стал сенсацией в научном сообществе. Его вклад в науку был огромным, поскольку открывал большие возможности для практического применения. Свой успех советский учёный закрепил на Международном сельскохозяйственном конгрессе в США, где выступил с докладом на тему закона гомологических рядов. В 1921 году Николай Вавилов организовал в Царском селе Всесоюзный институт растениеводства, которому посвятил всю свою жизнь.

В 1929 году Николай Иванович был избран действительным членом АН СССР, назначен президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина. На новом посту он взялся за организацию системы научных институтов сельскохозяйственного профиля по всей стране.

Научные экспедиции были неотъемлемой частью жизни Вавилова. Каждый раз, возвращаясь из очередной экспедиции, он привозил с собой богатейшую коллекцию растений, которые впоследствии легли в основу первого в мире генного банка.

Он побывал в 180 экспедициях по всему миру, побывав в самых удалённых уголках планеты. По большей части его маршруты были пешими, и Вавилов в поисках редких растений прошагал в общей сложности более 2 тысяч километров.

Лысенко стал публично обличать действия Вавилова, называя генетику буржуазной лженаукой. Академику запретили выезжать за границу, а в августе 1940 года арестовали по ложному доносу и в течение 11 месяцев ежедневно проводили допросы, которые сопровождались жестокими пытками.

В итоге Вавилов был осуждён за вредительство, помощь буржуазным организациям и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения.

Личная жизнь. Николай Иванович был дважды женат. В 1912 году он женился на купеческой дочери Екатерине Николаевне, подарившей мужу сына Олега. Однако это брак продлился недолго.

В 1926 году он женился на своей возлюбленной Елене Барулиной. Вторая супруга также занималась наукой и была верным другом и единомышленником Николая Ивановича. В этом браке родился второй сын Вавилова, Юрий.

Здоровье Вавилова подорвали выпавшие на его долю лишения. Скончался выдающийся учёный 26 января 1943 года в Саратовской тюрьме. Причиной смерти стала пневмония. Был посмертно реабилитирован в 1955 году.

4. Федор Абрамович Блинов.

Механик-самоучка Федор Абрамович Блинов родился в деревне Никольской бывшей Черкасской волости (ныне Вольского района) 25 июля. Из-за отсутствия регистрации дня рождения Федора Блинова в метрических книгах официальной церкви (1827-1833 гг.) существует предположение, что Блинов родился в 1827 году или в 1831 году. Федор Абрамович Блинов родился в 1831 году.

Самой большой мечтой крепостных крестьян в те годы было получить вольную грамоту. Мечтали о том и Блиновы. Дед Иван сказывал Феде: у кого руки золотые, талант народного умельца, те могут вырваться на свободу путем  " содеяния невиданного доселе механизимуса", подивив своих господ и царя.

Однако везло не всем умельцам. Не смог получить вольную до самой отмены крепостного права и Никольский умелец Федор Блинов. А с 1861 года, согласно манифесту от 19 февраля, крестьянин Федор Блинов числился "временно обязанным" дворян Уваровых еще двенадцать лет.


В молодости Федор Блинов не раз встречался со своим барином, который за природную силу и смекалку послал Федора работать в сельскую кузницу, а в период отправки зерна баржами по Волге его же включал в артель грузчиков, чтобы семья смогла оплатить денежные подати.

Тяжелая и однообразная работа в деревенской кузне вскоре, однако, стала томить Федора. Он мечтал поучиться у опытных мастеров, которые жили в Саратове, Сормове и Нижнем Новгороде. Федор Блинов стал подрабатывать на Волге в период навигации, кочегаром, потом помощником машиниста, а с осени до весны трудился в барской кузнице, занимаясь починкой сельхозинвентаря, господских карет. Вскоре Блинов стал наведываться в волостное село и в город к грамотным людям, у которых выпрашивал газеты, журналы и книги о сельскохозяйственных орудиях и снарядах.

Своими силами, своим умом, не кончая каких-либо учебных заведений, Федор Блинов - будущий великий изобретатель, пробивался к знаниям. В самообразовании виделся ему выход из деревенской темноты и суеверия.


Не раз доводилось видеть Блинову на проселочных дорогах вереницы застрявших подвод бедных крестьян-переселенцев. Сердце обливалось кровью, когда на глазах забивали насмерть упавших в грязь лошадей. И с каждым годом все больше задумывался Никольский кузнец о постройке особых вагонов - производительного вида гужевого транспорта. Позже Блинов стал думать и о создании самохода, который заменил бы труд тяглового скота.

Федор Блинов снова подался на Волгу. Блинов, работая на пароходе "Геркулес” помощником, а потом машинистом и помощником механика, изучал паровые машины новых типов. Паровая машина Федору казалась живым существом, могучим исполином. Он с помощью механика изучил все ее повадки, научился предупреждать и чинить неполадки.

В общении с умными людьми и книгами Федор Блинов черпал знания о паровых машинах. Он узнал, какие двигатели ставятся на пароходы, а какие служат стационарными установками и находят применения в промышленности и сельском хозяйстве.

Долго ли, скоро ли, а начертил Блинов эскизы и в конце 1877 года изготовил по ним модель вагона.


Волжский механик-самородок создал первый реальный проект кинематической схемы поворота гусеничного транспорта, будь то грузовая платформа, состав ли пассажирских, грузовых вагонов с паровозом или трактор, бульдозер, экскаватор, подъемный кран, самоходные строительные леса или танк, самоходная артустановка. Это блиновский принцип был открыт не где-нибудь в столичных апартаментах, а в Российской глубинке, в краю бездорожья и земледелия, в деревне Саратовской губернии.
После демонстрации вагона в г. Вольске не договорившись с Вольской знатью о использовании и производстве вагона (поезда), Федор Абрамович вместе с семьей переехал в соседнее село Балаково.

Но в кузнице Мальцева чугунный корпус и бронзовый цилиндр насоса блинов не мог отлить. Для этого нужно литейное производство-вагранка и медеплавленная печь: без них не обойтись. Собрался уходить Ф.А. Блинов из кузницы Мальцева, чтобы заняться самоходной машиной, свое дело открыть. Мальцев уговаривал остаться в кузнице, но напрасно. Однако на сыновей Мальцева разговоры о новой технике подействовали. Паисий часто стал заходить не только в кузницу, но и бывать под разным предлогом в доме Блиновых.

С первого предприятия Блиновых, собственно и началась машиностроительная промышленность в Балакове.

На этом первом машиностроительном предприятии Балаково в 1880-е годы работало от 20 до 40 мужчин и около 20 подростков. Многих из них Блинов - заводчик брал к себе "на хлеб", для чего пришлось при заводе открыть столовую.

Середина 80-х годов была самая напряженная в жизни Блинова. Не так-то просто организовать производство доходной продукции — пожарных насосов. Отвлекали мелкие заказы крестьян и купца Мальцева, от которых нельзя было отказаться. Если когда и удавалось выкроить часть металла для паровоза, детали опытного образца отливались и обрабатывались во внерабочее время и в тайне от кредиторов.

В закупке металла и металлорежущих станков с ременным приводом Блинову помог немец-коммерсант Роберт Карлович Эрт. Он стал кредитором и фактически компаньоном Блинова. Через год-другой Блинову удалось договориться с Эртом о том, чтобы он взял на себя выпуск и продажу конных молотилок, а сам изобретатель занялся производством и рекламой пожарных насосов собственной конструкции и паровозом ("паровоз для проселочных дорог, отапливаемый нефтью" - гусеничный трактор).


В сборке самохода (трактора) участвовали доверенные и опытные мастера, с которыми сдружился Федор Абрамович.

В 1889 г. в Саратове открылась губернская выставка, затеянная Саратовским сельскохозяйственным обществом, но имела значение всероссийской, так как в Саратов привезли изделия со всех концов империи. И хотя Блинов не привез на выставку главного своего изобретения, талант механика-самородка здесь не могли не заметить. Пожарный насос блиновской конструкции поместили в каталог, а для испытания насоса в действии выделили специальное место, где соорудили легковоспламеняющиеся постройки.

В 1892 голодном году Блинов из-за болезни закроет на время завод. Но газеты, технические журналы, своды патентов то и дело писали о тех или иных технических новинках, и к Блинову пришло как бы второе дыхание.

1 марта 1893 г. Он вновь открыл свой завод. Обновил старые цеха, заново выстроил погоревшую вагранку и добавил пристройку к литейному цеху - медеплавильный участок. Поставил новые ворота. Сверху на них стала красоваться новая вывеска «Чугуномеднолитейный механический завод Блинова А.Ф.».

Позже Федор Абрамович выполнил важный заказ купцов-лесоторговцев Лобановых: в Канинском затоне был спущен на воду новый буксир "Василий Лобанов". Продолжалась работа по изготовлению самохода (гусеничного трактора).


И вот настал погожий день, когда изобретатель решился показать новый самоход людям. Паровоз был широкий более двух метров, длиной около пяти метров. Высота до платформы - почти метр. Котел в диаметре более метра и высотой около полутора метров. Через семь лет после саратовской выставки Федор Абрамович решился показать специалистам и широкой публике свое изобретение. 20 мая 1896 году он отправил свой второй образец гусеничного трактора буксиром "Василий Лобанов" вверх по течению, на выставку в Нижний Новгород.

На выставке он получил бронзовую медаль за пожарный насос, и только похвальный отзыв за такое важное изобретение.

Потеряв всякую надежду на помощь промышленников в производстве гусеничных тракторов, вернувшись с выставки, Блинов решил сам открыть такой завод в Балакове. В 1898 г. вернулся из Петербурга младший сын Порфирий Блинов, который тут же включился в отцовское дело, поставив его на широкую ногу. Вместе с отцом Порфирий увлеченно работал над созданием четырехтактного двигателя внутреннего сгорания собственной конструкции. Большие надежды Федора Абрамовича возлагал на младшего сына Порфирия, получившего инженерное образование.

Изобретение нового типа четырехтактового двигателя внутреннего сгорания, работающего на сырой нефти; дало право Блиновым открыть на рубеже 19-20 веков новое производство с названием.

5.Паисий Михайлович Мальцев

Николаев­ский купец 1-й гильдии, старооб­рядец. Родился в Николаевске в семье местного купца 1-й гильдии Михаила Трофимовича Мальцева.


Как старшему сыну отец дал ем университетское образование По некоторым данным, Мальцев окончил Московский университет. Говорят, что именно ему отец поручил заниматься продажей в Европе сал; которое производилось на салотопенном з-де в Балакове. Вероятно, хваткий и деловой был человек. Но его интересовал не только бизнес.

Трудно сказать, благодаря кому или чему Мальцев увлекся книгами и старинными рукописями. Возможно, это произошло еще в студенческие годы, когда он стал вхож в столичный круг творческой интеллигенции. Возможно, на него повлиял известный московский журналист В. Гиляровский, с которым их впоследствии связала довольно крепкая дружба.


Паисий Мальцев был не только талантливым купцом, но и увлечённым коллекционером документальных памятников России. Долгое время считалось, что Мальцев собирал в основном старопе­чатные книги и рукописи. Однако совсем недавно выяснилось, что в отделе письменных источников Государственного исторического музея (Москва) есть фонд Мальцева, основу которого составляют документы времен Отече­ственной войны 1812 г. Кроме того, в списке «единиц хранения» — посольские грамоты XV—XVIII вв., материалы о масонстве, автографы политических деятелей и писателей, документы из семейных архивов известных дворянских фамилий Самборских, Шаховских и Кологривовых. Но самое интересное — письмо великого русского писателя Н.В. Гоголя к матери, листок с молитвой, который он брал с собой, отправляясь в Иерусалим, и домовая тетрадь семьи Гоголей.

Мальцев считался заядлым театралом и, говорят, даже вложил деньги в строительство МХАТа.


В конце XIX в. после нескольких лет засухи в Самарской губернии случился страшный голод. Анисим с Паисием приютили в Балакове несколько тысяч голодающих из разных мест губернии и кормили их за свой счет до следующего урожая. Одной только баранины за зиму было израсходовано 40 тыс. пуд.


Мальцев, несмотря на то, что был старообрядцем, не пожалел де­нег (8 тыс. руб.) на строительство православного деревянного хра­ма в с. Давыдовка, а потом, когда он сгорел, выдал всю необходи­мую сумму (30 тыс. руб.) на воз­ведение нового, теперь уже ка­менного. Благодетеля зазывали  на торжественное открытие, ко­торое, в присутствии Николаевского епископа Преосвященного Тихона, состоялось 22 окт. 1907 г. Но Мальцев не любил «рисоваться» и отказался от приглашения, хотя прислал ответ, «исполненный любви и признательности», на приветственную телеграмму священников и их прихожан.
Но этого благодарным сельчанам показалось недостаточно, и они приехали в Балаково, чтобы лично поднесли в дар Мальцеву икону Покрова Пресвятой Богородицы, написанную в полуиконописном стиле. Щедрый купец и тут не утерпел: в бла­годарность за внимание вручил настоятелю храма отцу Николаю тысячу руб. и пообещал дать еще де­нег на церковную ограду.

В балаковском краеведении очень долго считалось, что Мальцев практи­чески не бывал в Балакове и не отличался деловитостью. Однако это заблуждение опровергается документами, найденными со­всем недавно.


Да, действительно, М. прихо­дилось немало разъезжать по де­лам. У него были забронированы номера не только в Москве (о чем уже упоминалось), но и в Саратове, в гостинице «Европа». Однако купец и о своей малой родине не забывал и, вероятно, подолгу здесь жил. Иначе как объяснить, что он был членом комиссии по переоценке недвижимости, которая работала в Балакове в начале 90-х гг. XIX в. и была создана на основании заяв­лений иногородних жителей, жало­вавшихся на то, что с них слишком много берут на содержание поли­ции и пожарного обоза?..


После неожидан­ной смерти брата Анисима в феврале 1914 г. ему, холостяку, пришлось взять на себя обязанности по дос­тройке храма Святой Троицы и по поддержке внезапно осиротев­шей семьи. Где застала Паисия Мальцева Октябрьская революция, не­известно. Рассказывали, что, как «купчина», он был арестован в Са­ратове и какой-то пьяный красно­армеец убил его на одной из улиц во время принудительных работ...

6. Яков Васильевич Мамин

В историю Яков Мамин вошел как создатель в 1906 году двигателя «русский дизель». Это был первый в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работавший на тяжелом топливе (нефть). На его базе в 1910 году он создал свой «Карлик» — будущий знаменитый «Русский трактор».

Я́ков Васи́льевич Ма́мин (3 ноября 1873, Балаково, Российская империя — 9 августа 1955, Челябинск, СССР) — русский механик, изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения, создатель двигателя «Русский дизель» (1906) и трактора «Русский трактор» (1910).

Родился в крестьянской семье в селе Балаково. Окончив приходскую школу, поступил в ученики к кустарю-лудильщику, затем в мастерскую Ф. А. Блинова — изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. В 1937 году Мамин приехал в Челябинск, работал в Институте механизации сельского хозяйства научным сотрудником (сначала на кафедре теплотехники, затем на кафедре тракторов и автомобилей). Скончался в 1955 году в Челябинске.

Изобрёл двулемешный плуг, за что получил малую серебряную медаль на выставке в Саратове в 1893 году, пожарный насос, за что и получил медаль и приз 300 рублей на выставке в Пензе. Открыл свою мастерскую. Усовершенствовал паровой двигатель трактора Блинова.

Разработал оригинальную конструкцию двигателя по принципу воспламенения от сжатия и работающего на тяжёлом топливе (нефть), названного «Русский дизель» (1906).

На базе своего двигателя создал колёсный трактор «Русский трактор». С 1914 года (по другим данным начало производства относится к 1913,1912,1911, и даже к 1910 году) было произведено 4 экземпляра с разными двигателями (от 25 до 60 л.с.). После начала Первой Мировой войны завод Маминых получил заказ на военную продукцию, но Яков Васильевич продолжал работать и над тракторами и в 1919 году разработал 16-сильный трактор «Гном», а позднее — упрощенный 12-сильный «Карлик».

В 1921 году испытывал электроплуг с меньшим весом на полях Тимирязевской академии. В 1924 году успешно прошли испытания трактора «Карлик», построенного на заводе «Возрождение» в Марксштадте, на опытных полях Тимирязевской академии[4]. Профессор В. П. Горячкин одобрил изобретение как простейший тип сельскохозяйственного трактора. Трактор «Карлик» выпускался на заводе «Возрождение» в Марксштадте с 1924 по 1928 год.

После революции Яков Васильевич также усовершенствовал конструкцию своего двигателя. В описании патента от 1923 года указывалось: "...имеет целью снабжение рабочего цилиндра свежим воздухом не только из кривошипной камеры, но и извне. Воздух используется как для распыления топлива, так и для продувки калоризатора"[5]. Мамин совершенствовал двухтактный газовый двигатель марки ЧИМЭСХ, работающий на разных видах топлива, в том числе и на соломе. Создал модель газогенератора, также работающего на соломе (1939), изобрёл работомер для механического учета и контроля работы трактора.

Мамин был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1954), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», золотой и бронзовой медалями ВДНХ (1955).

На стене здания Южно-Уральского государственного аграрного университета установлена памятная доска с барельефом (скульптор И. В. Бесчастнов) и текстом: «С 1938 по 1955 работал в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства пионер советского тракторостроения Мамин Яков Васильевич».

Его именем названа улица в Тракторозаводском районе Челябинска.

7.Иван Васильевич Мамин

С Иваном Васильевичем и его старшим братом Яковом связаны многие важные события в истории города Балакова и, прежде всего, зарождение и становление машиностроительной промышленности.

В 1899 году на восточной окраине села Балакова, около хлебной площади, над небольшим зданием появилась вывеска "Чугунно-литейный механический завод" братьев Я. и И. Маминых". К этому времени Иван Васильевич закончил свое образование в Саратове, получив аттестат инженера. Именно под его идею и создавался завод братьев Маминых. Первые три года в мастерских завода ремонтировали с/х инвентарь, изготавливали запасные части к сельхозмашинам. Именно в этих полу старых условиях и был создан в 1903 году первый двигатель конструкции Якова и Ивана Маминых мощностью 9,5 лошадиных сил.


Двигатель требовал дальнейшего усовершенствования и доработки. Началась энергичная работа по улучшению качества двигателей. В 1904 году братья подали заявку на первое изобретение, а в 1908 году получили привилегию и патент № 14061 на русский нефтяной двигатель под названием "Русский дизель». Продукция заводов Маминых быстро нашла сбыт. Дело оказалось выгодным и приносило хорошую прибыль.


В 1908 году завод был разделен братьями Мамиными на 2 самостоятельных в коммерческом отношении отделения.

Иван Мамин - решил заниматься дизелестроением, постепенно модернизируя производство.

Яков Васильевич хотел выпускать не только двигатели, по и колесные тракторы, собственной конструкции.

Волевой, инициативный, честолюбивый Иван Мамин вскоре снискал себе авторитет удачного, умного хозяина. Деятельность его не ограничивалась производством и коммерцией. Он активно занялся общественной и благотворительной деятельности. Иван Васильевич приложил немало усилий к тому, чтобы ускорить преобразование села в город. Им проводились исследования городских проблем, составлялись докладные записки, где со всех сторон доказывались необходимость и выгодность для государства и балаковцев, та кого рода преобразования. Эти труды не прошли даром.

В 1911 году Балаково получает статус города, а, Ивана Мамина избирают городским старостой. Запущенное городское хозяйство тяжелым бременем легло на его плечи. Благодаря организаторскому таланту, энергии, трезвому хозяйственному расчету многие городские проблемы стали решаться.

Вскоре начинается Первая Мировая война, и на повестку дня, наряду с городскими, ставятся вопросы военных поставок продовольствия, мобилизации, помощи семьям погибших и инвалидам.

Несмотря на трудности военного времени, Иван Мамин субсидирует Женскую начальную школу для девочек из бедных семей. Вкладывает деньги в больничную кассу завода (рабочие и их семьи пользовались бесплатным медицинским обслуживанием), организует сбор средств на подарки фронтовикам.

События 1917 года прервали успешную деятельность Ивана Мамина на общественном поприще. В новую власть он не верил. С началом народных волнений он закрыл свой завод, выдав рабочим двухнедельное содержание.

4 марта 1918 года в Балакове вспыхнули эсеровские мятежи. На Хлебной площади был убит советский военком города Григорий Чапаев. Документов, подтверждающих участие Ивана Мамина в организации мятежа нет, но очевидцы утверждают, что он был на площади, слушал выступающих, но сам не выступал. Ночью в городе начались аресты недовольных Советской властью. Мамин немедленно покинул город и больше не возвращался.

В двадцатых годах он с семьей жил в Саратове. Служил инженером, занимался изобретательской деятельностью.

В 1936 году по доносу он был арестован и выслан в поселок Дудинку Красноярского края. К моменту ареста ему было около шестидесяти лет. Потеряв все: любимое дело, общественное положение, семью, он становится изгоем в своей стране. Его жизнь также омрачалась и личными переживаниями: смерть старшей дочери Лиды от Тифа, развод с женой, одиночество, арест сына Николая. И все же ему удалось сохранить здоровое любопытство к жизни. Он не сломался.

В 1938 году последовал повторный арест, после которого о нем не было никаких известий. Предположительно, Иван Мамин был расстрелян в Красноярске в 1938 году.

Постановлением президиума Московского областного суда от 8 апреля 1936 года И.В. Мамин реабилитирован посмертно за отсутствием состава преступления.

8.Кузьма Степанович Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин – художник, график, писатель, педагог. В 1930 году удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он должен был стать продолжателем семейного дела – стать сапожником, или работником железной дороги, как мечтал с детства. Но у судьбы на него были совершенно другие планы, природа наградила Кузьму Петрова-Водкина талантом художника, который и прославил его на весь мир. Причем, не просто художником, а разносторонней творческой личностью. Его интересовала живопись и графика, монументальное и театрально-декорационное искусство. Когда доктора запретили ему работать с красками, он взялся за перо и создал несколько автобиографических повестей.

Родился будущий знаменитый художник 5 ноября 1878 года в небольшом городке Хвалынск под Саратовом. Его отец работал сапожником, мама горничной, поэтому будущее мальчика было предрешено. Он мог стать разве что продолжателем отцовского дела, если бы с детства не научился восторгаться красотой родного края – зелеными садами, лесистыми холмами, берегами Волги. Мальчик рос в гармонии с природой, его любили и опекали бабушки и родители.

Однажды он плавал в Волге, но не рассчитал свои силы и начал тонуть. И только благодаря соседу Илье Захарову остался в живых, тот спас его, как и многих других смельчаков, которых чуть не унесла река. Илья спас многих, но сам утонул, и это печальное событие Кузьма сумел передать в картине «Погибший за других». Это было первое произведение будущего известного художника. На листе железа была нарисована лодка, качающаяся на волнах, тонущие люди и их спаситель Захаров. Первое образование Кузьма получил в четырехклассном городском училище. После его окончания он уехал в Самару, чтобы попытать свои силы в железнодорожном техникуме. У него даже не возникало мысли заниматься живописью. Только после того, как он провалил экзамены, нашел работу вывесочника. Так началась его трудовая биография. Параллельно с этим парень занимался рисованием у художника Федора Бурова. Спустя время Кузьма скажет, что это обучение не приносило никакой пользы для творчества, потому что они ни разу даже не попытались подойти к натуре.

Серьезные перемены в жизни юноши начались после того, как в его родном городе побывал архитектор из Петербурга Роберт Фридрих Мельцер. Он познакомился с работами талантливого художника, и дал обещание, что поможет ему поступить на учебу. В 1895-м Петров-Водкин достойно сдал экзамен и стал студентом Центрального училища технического рисования в Петербурге, которое принадлежало барону Штиглицу. Оплачивали обучение Кузьмы богатые хвалынские купцы. Первой работой начинающего художника стал образ Богоматери и ребенка, украсивший церковную аспиду в петербургском Александровском парке.

Через два года Петров-Водкин продолжил обучение в Московском училище живописи, зодчества и ваяния под началом Валентина Серова. Тогда было модно совершенствовать полученные знания за границей, поэтому Кузьма вскоре отправился в Грецию, Италию, Францию. Посетил он и Северную Африку, побывал около жерла вулкана Везувий, в пустыне Сахара подвергся преследованию бедуинов. Постепенно накапливаются впечатления, и совершенствуется техника рисунка. Именно в те годы он создал свои картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников», «Кафе».

В те же годы Кузьма устроил и свою личную жизнь. Именно за границей в 1906 году он познакомился с Марией Иованович. В то время он жил в пригороде Парижа, в пансионе Фонтенэ-о-Роз, и страстно влюбился в дочь хозяйки – Мари. Влюбленные поженились и отправились в Россию. С тех пор они больше не расставались.

В 1909-м году Петров-Водкин организовал свою первую персональную выставку. В 1911 году его приняли в состав творческого объединения под названием «Мир искусства». В это время художник создает полотно «Сон», которое прославило его, но зато стало предметом скандала и жарких споров. Илья Репин написал разгромную рецензию на эту картину. Александр Бенуа, напротив, начал ее защищать и назвал настоящим шедевром.

Купание красного коня

Самой значимой работой художника в те годы стала картина «Купание красного коня», особенно ее второй вариант. Первый набросок дошел до нашего времени, его сохранила черно-белая фотография. А во время работы над вторым вариантом, Кузьма увлекся новгородскими иконами, поэтому изобразил коня в красном цвете, точно в таком же виде, как под Георгием Победоносцем на полотнах мастеров Древней Руси.

Первый раз эту картину выставили в 1912-м, когда проходила экспозиция «Мира искусства». Художник Илья Репин после знакомства с ней изменил свое мнение о Петрове-Водкине, и признал, что тот обладает несомненным талантом. В 1914 году полотно представили на «Балтийской выставке» в Швеции. Кузьму наградили медалью и грамотой. Начавшаяся война помешала художнику забрать картину на родину, она находилась в Швеции до 1950-го.

После 1917 года Петров-Водкин занимался преподавательской деятельностью. Он учил талантливую молодежь азам собственной живописной системы. Помимо этого писал портреты и натюрморты, которые называл не иначе, как скрипичными этюдами в преддверии концерта. Свою следующую картину художник назвал «1918 год в Петрограде», но она прославилась под другим названием – «Петроградская Мадонна» и стала самой трогательной в творчестве Петрова-Водкина. Спустя десять лет, когда близился юбилей организации Красной Армии, художник создал полотно под названием «Смерть комиссара». В 1928 году у Петрова-Водкина начались проблемы со здоровьем. Доктора диагностировали у него прогрессирующий туберкулез и категорически запретили работать маслом. Легкие просто не выдерживали такого испытания. Он был вынужден переехать из Ленинграда и поселиться в Детском Селе, где на тот момент проживала творческая элита. Его соседями стали Алексей Толстой, Константин Федин, Вячеслав Шишков. Художник был полон творческих планов, но из-за запрета докторов был вынужден отказаться от работы над картинами. Тогда он пробует свои силы в литературном творчестве. За несколько лет он стал автором двенадцати пьес, двадцати рассказов и трех автобиографических повестей. В одной из них, под названием «Хлыновск», звучит ностальгия по детству и юности, желание вернуться туда, куда дороги нет.

В 1928 году Петрова-Водкина пригласили на Международную выставку искусств в Венеции. В 1936-1937-м годах прошли персональные выставки художника в Москве и Ленинграде.

У него еще было много творческих задумок, но силы его таяли в борьбе с серьезным недугом. Кузьма Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года. Местом его упокоения стало Волково кладбище Ленинграда. 9.Павел Николаевич Яблочков

Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель, автор «свечи русского света». Павел Яблочков родился в 1847 годув родовом имении в Сердобском уезде Саратовской губернии. Семья была не очень богатой, но смогла дать своим детям хорошее воспитание и образование.

Павел в 1862 году поступил в Саратовскую гимназию, где считался способным учеником. Долго его учеба в гимназии не продлилась, так как он уехал в Петербург. Здесь он поступил в подготовительный пансион, которым руководил военный инженер и композитор Цезарь Антонович Кюи. Подготовительный пансион помог Павлу Николаевичу поступить в Военно-инженерное училище в 1863 году.

В 1866 году, получив звание подпоручика, он был направлен в 5-й саперный батальон инженерной команды Киевской крепости. Большой интерес у инженера Яблочкова вызывало применение электричества на практике. Единственным местом в России, где изучали электротехнику, были Офицерские гальванические классы. За год Павел Яблочков, опять же в офицерской форме, освоил курс школы. Здесь он обучился военно-минному делу, подрывной технике, устройству и применению гальванических элементов, военной телеграфии.

Яблочков прекрасно понимал перспективы развития электричества в военном деле и в обычной жизни. К сожалению, консерватизм военной среды сковывал его возможности и интересы. По окончании обязательной годовой службы он вновь увольняется, и начинается его гражданская работа в качестве электротехника.

Наиболее активно электричество применялось на телеграфе, и Петр Николаевич сразу устроился начальником телеграфной службы Московско-Курской железной дороги. Именно здесь ему пришлось столкнуться с разными вопросами практической электротехники, которые его очень волновали.

Московский политехнический музей стал местом, где собирались энтузиасты этого дела. В музее Павел Николаевич смог заняться практическими опытами. Здесь он встретился с выдающимся русским электротехником В. Н. Чиколевым, от которого узнал об опытах А. Н. Лодыгина по конструированию ламп накаливания. Это направление работы настолько захватило Павла Николаевича, что он забросил свою работу на железной дороге.

Яблочков создал в Москве мастерскую физических приборов. Первым его изобретением был электромагнит оригинальной конструкции. Однако материального благополучия мастерская дать не могла. Дела шли плохо. Павел Николаевич выручил заказ на устройство электрического освещения железнодорожного полотна с паровоза – для безопасности следования царской семьи в Крым. Работа была завершена успешно и, по сути, стала первым в мире проектом по электрическому освещению на железных дорогах.

Тем не менее отсутствие средств вынудило Яблочкова приостановить работы по применению дуговых ламп, и он решил поехать в Америку на Филадельфийскую выставку, где собирался представить публике свой электромагнит. Средств хватило добраться только до Парижа. Здесь изобретатель встретился с известным механиком-конструктором академиком Бреге. Яблочков начал работать в его мастерской, которая занималась конструированием телеграфных аппаратов и электрических машин. Параллельно он продолжал опыты, связанные с проектом по дуговой лампе.

Его дуговая лампа, вышедшая в свет под названием «электрическая свеча», или «свеча Яблочкова», полностью изменила подходы в технике электрического освещения. Появилась возможность широкого применения электрического тока, в частности для практических нужд.

23 марта 1876 года изобретение инженера было официально зарегистрировано во Франции и в дальнейшем в других странах. Свеча Яблочкова была проста в изготовлении и представляла собой дуговую лампу без регулятора. В том же году на выставке физических приборов в Лондоне свеча Яблочкова стала «гвоздем программы». Весь мир считал, что это изобретение русского ученого открывает новую эру в развитии электротехники.

В 1877 году Яблочков приехал в Россию и предложил российскому военному министерству принять в эксплуатацию его изобретение.  Никакого интереса со стороны военных чиновников он не встретил и был вынужден продать изобретение французам. Время показало, что электрическое освещение победило газовое. В то же время Яблочков продолжил работать над усовершенствованием электрического освещения. Появлялись новые проекты, в частности лампочка «каолиновая», свечение которой проходило от огнеупорных тел.

В 1878 году Яблочков вновь вернулся на родину. Первая установка осветила Литейный мост, и в короткое время подобные установки появились в Петербурге повсюду. Много трудов положил он и на создание первого российского электротехнического журнала «Электричество». Русское техническое общество наградило его своей медалью. Яблочков вновь уехал в Париж. Там он закончил и продал свой проект динамо-машины и стал готовиться к первой всемирной электротехнической выставке в Париже в 1881 году. На этой выставке изобретения Яблочкова получили высшую награду, их признали вне конкурса.

В 1893 году он в очередной раз вернулся в Россию. По приезде сильно заболел. Приехав на родину, в Саратов, он поселился в гостинице, так как имение его пришло в упадок. Материальных улучшений не предвиделось. 31 марта 1894 года Павел Николаевич скончался.

10. Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Чернышевский – русский писатель, публицист, литературный критик. Его революционные идеи оказали большое влияние на В.И.Ленина. Роман писателя «Что делать?» был очень популярен в советские годы.

Николай Чернышевский родился в семье священника, но продолжить дело отца ему было не суждено. Вместо этого он стал одним из первых политзаключенных и «иконой» российского революционно-демократического движения 19-го века. А с его романом «Что делать?» в советское время был знаком каждый школьник.

Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Отец – Гавриил Иванович был довольно хорошо образован для того времени, хоть и служил простым священником, а родился в семье крепостных. Он решил сам обучать своего сына дома. Отец был очень начитанным человеком и передал любовь к книгам Николаю. Гавриил Иванович стремился обеспечить сыну достойное будущее.

Коля до 14 лет оставался на домашнем обучении. Играм с ровесниками он предпочитал чтение. Не только его друзья, но и товарищи отца удивлялись обширным знаниям и начитанности Чернышевского-младшего.

В 1842 году Николай стал слушателем курса духовной семинарии. Оказалось, что по уровню знаний Чернышевский превосходит не только своих соучеников, но и многих преподавателей. Николая не устраивало и качество обучения в семинарии. Поэтому он решил дополнительно заниматься самообразованием. Юноша изучал грамматику, иностранные языки, словесность и географию.

Не окончив полный курс семинарии, Николай в 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение факультета философии.

В студенческие годы молодой человек увлеченно читал книги известных философов – древних Аристотеля и Платона и современных ему Фейербаха и Гегеля. Кроме того, Николай изучал сочинения теоретиков искусства, а также экономистов и естествоиспытателей.

Николай Чернышевский с Михаилом Михайловым

В это время будущий писатель познакомился с Михаилом Михайловым, который ввел его в круг петрашевцев. Молодой студент не стал посещать их кружок, но на других собраниях иногда бывал. Особенно Николая привлекало общение с Иринархом Введенским – отцом русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского поразило то, что они даже не думают о средствах своего освобождения, например о восстании.

Время, проведенное в университете, помогло окончательному формированию мировоззрения Чернышевского. Он понял, что уже готов сам вести просветительскую работу. Несмотря на свое семинарское образование и духовную профессию отца, Николай не соглашался с идеологией официального православия.

Спустя два года выпускнику университета предложили должность преподавателя в кадетском корпусе. Он был рад этому приглашению, так как думал, что может распространять там свои идеи. Вместе с женой Николай приехал в Петербург. Ученики полюбили нового педагога за его лояльность, а с коллегами подружиться Чернышевский не сумел. Однажды в учебном заведении произошел довольно крупный скандал с одним офицером, и начинающему учителю пришлось уволиться.

Литературную деятельность Николай начал в конце 1840-х годов. В «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях» вышли первые небольшие статьи. Затем писатель стал публиковаться в «Современнике», а в 1855 году Чернышевский по существу уже руководил журналом вместе с поэтом Некрасовым.


Но с приходом Николая Гавриловича «Современник» стал превращаться в очаг революционной пропаганды. Из-за этого с журналом перестали сотрудничать такие писатели как Толстой, Тургенев и Григорович. Руководить отделом критики Чернышевский назначил Добролюбова. Их объединяло родство социальных взглядов, а также общий взгляд на педагогические концепции.

Писатель все же не стремился окончательно делать из «Современника» трибуну революционных идей. Из-за этого он повздорил с литераторами, находящимися на либеральных позициях – Анненковым, Боткиным и Дружининым.

Кроме активной деятельности в «Современнике», в 1858 году Чернышевский стал редактировать журнал «Военный сборник». Тем самым он вовлек в революционные кружки несколько офицеров. Выбор Николая на должность редактора был не случаен. Тогдашние революционеры считали, что главной движущей силой предстоящих перемен должна стать армия. Во время работы в этом издании Чернышевский встретился с Герценом и Огаревым. Втроем они стали идеологами народнического движения и основали тайную организацию «Земля и воля».

Писатель закончил работу над своим основным трудом «Антропологический примат в философии» в 1860 году. Через год был оглашен Манифест, отменяющий крепостное право. Чернышевский в ответ на это опубликовал несколько статей с критикой этого нововведения.

В 1861 году над писателем был установлен тайный надзор, так как полиция заподозрила автора «Современника» в революционной деятельности. Кроме того, жандармы считали, что Николай имеет отношение к пожарам, произошедшим в 1862 году в Петербурге.

Вскоре журнал прикрыли, а затем арестовали Чернышевского. Поводом для этого послужило перехваченное письмо, которое Герцен написал Серно-Соловьевичу. В нем было названо имя Николая Гавриловича в связи с его планами открыть запрещенный «Современник» в Великобритании. Также писателю были предъявлены обвинения  в причастии к изготовлению прокламаций, содержащих призывы к крестьянам встать на борьбу с помещиками.

Революционер находился в Петропавловской крепости. Разбирательство его дела продолжалось полтора года. Следователи пользовались незаконными методами – вводились подставные свидетели и фальшивые бумаги. Чернышевский провел голодовку в течение девяти дней, чтобы привлечь внимание общественности к несправедливому ведению дела, но это не сыграло никакой роли.

Находясь в заключении, писатель не прекращал работать. Он сочинил примерно 200 листов текста. В тюрьме был закончен его роман, ставший затем классикой, «Что делать?». Как ни странно, книга сразу была опубликована, невзирая на заточение автора по политическим причинам.

В 1864 году Чернышевскому вынесли приговор: 14 лет каторги в Сибири, а затем там же пожизненное поселение. Император лично пожелал, чтобы срок каторжных работ сократили в два раза. Но получилось так, что революционер прожил в ссылке больше 19 лет. Кроме того, 19 мая 1864 года состоялась гражданская казнь писателя. Чернышевского в унизительной форме публично лишили всех привилегий и чинов на Конной площади.

Узника отправили в Вилюйск. Через 10 лет пришло официальное предложение подать прошение о помиловании. Но писатель не пошел на это. Чернышевского несколько раз безуспешно пытались освободить товарищи, но в итоге Николай Гаврилович вернулся домой не скоро.

Единственное, чего смогли добиться друзья и родные – перевод Чернышевского в Астрахань. Император согласился на эту просьбу только по причине страха новых волнений. «Земля и воля» считалась довольно опасной организацией, поэтому правитель не хотел обострения революционной ситуации.

Супругой писателя стала Ольга Сократовна Васильева. Влюбленные обвенчались в 1853 году.

ЧЕТА ЧЕРНЫШЕВСКИХ БЫЛА СЧАСТЛИВА 9 ЛЕТ, А 20 ЛЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У НИХ ОТОБРАЛИ. ИЗ ССЫЛКИ ОЛЬГА ПОЛУЧИЛА 300 ПИСЕМ ОТ МУЖА. ЗАТЕМ ОН ПЕРЕСТАЛ ПИСАТЬ, РЕШИВ, ЧТО ТАК БЫСТРЕЕ ЖЕНА ПЕРЕСТАНЕТ О НЕМ СТРАДАТЬ.

До ареста Николая у супругов родилось три сына — Михаил, Виктор и Александр. Ольге пришлось одной поднимать детей в беспросветной нужде. Она зарабатывала на жизнь вязаньем и штопкой. В 1866 году Чернышевская с младшим сыном поехали в Сибирь проведать отца семейства. Они добирались до места полгода, а побыли вместе с мужем и отцом только 4 дня. Писатель просил жену снова выйти замуж и забыть его. Но Ольга отказалась от такого предложения.

Родственники выхлопотали возвращение Николая Гавриловича в июне 1889 года. Он приехал в Саратов, но счастливо жить в кругу семьи ему долго не пришлось. Каторга подорвала здоровье писателя. В 55 лет он выглядел уже бессильным стариком. В этом же году, осенью Чернышевского не стало. Он заболел малярией и скончался от кровоизлияния в мозг. Похоронен писатель в Саратове на Воскресенском кладбище.

11.Иван Яковлевич Паницкий (14.01.1906 12.04.1990)

Паницкий Иван Яковлевич, родился 14 января 1906 в г. Балаково Саратовской области. Исполнитель, педагог, композитор. Еще при жизни – человек-легенда. Победитель многих конкурсов, первый среди баянистов удостоен звания Заслуженного артиста республики при всенародной славе. Его творческий путь отмечен многими тысячами концертов - в Москве, Ленинграде, в больших и малых городах и селах, в самых отдаленных уголках страны, на радио и телевидении. 
        Имя Ивана Яковлевича Паницкого — выдающегося исполнителя на баяне, солиста Саратовской филармонии — известно каждому музыканту, всем любителям русских народных музыкальных инструментов.

И. Я. Паницкий является талантливым музыкантом-исполнителем, активным пропагандистом замечательного русского народного музыкального инструмента — баяна.

Своим высоким исполнительским мастерством И. Я. Паницкий раскрыл изумительные возможности баяна, его прекрасные тембровые качества, силу эмоционального воздействия на слушателей. Творческая деятельность И. Я. Паницкого во многом способствовала тому, что баян стал общепризнанным и любимым сольным концертным инструментом, успешно соревнующимся со многими другими концертными инструментами.

И. Я. Паницкий является создателем замечательного художественного репертуара для баяна. Его переложения и обработки народных песен, произведений советских композиторов, русских

и зарубежных классиков представляют большую ценность для любителей и профессионалов-баянистов.

В двухнедельном возрасте по небрежности медработника больницы ребенок потерял зрение. Музыкальное дарование у Ивана Яковлевича стало проявляться с раннего детства. Игру на различных видах гармоник и на баяне он освоил самостоятельно. В 5-летнем возрасте выступил с сольным концертом как гармонист в г. Балакове. Концерт имел большой успех у общественности города Балакова. Вскоре состоялись еще два платных концерта, которые прошли с таким же успехом, как и первый.

В 1921 году отец Ивана Яковлевича в поисках работы выехал со всей семьей в Саратов. Иван Яковлевич обратился с просьбой направить его на работу. В 1925—1926 учился в музыкальном училище в Саратове.
        В 1926 году в Саратове был организован конкурс гармонистов, привлекший внимание всей общественности города. На конкурс съехались талантливые гармонисты и баянисты не только Саратова и Саратовской области, но и других областей и городов.

Своей игрой Паницкий покорил всех членов жюри и занял первое место на конкурсе. Ему были вручены золотой жетон и удостоверение лауреата первой степени.

Во время конкурса Иван Яковлевич познакомился со многими баянистами, слышал их игру. Он решил сам научиться играть на баяне и очень скоро овладел этим инструментом.

В 1929 году в Саратове организовался театр малых форм, куда И. Я. Паницкого пригласили в качестве баяниста. За два года работы в театре Иван Яковлевич в совершенстве изучил баян и подготовился к сольным выступлениям.

С 1932 по 1944 год, наряду с исполнительской деятельностью в театре, в радиокомитете и в различных концертных бригадах, Паницкий работал преподавателем музыкального училища. С этого периода начинается его наиболее яркая творческая музыкальная деятельность. Им созданы оригинальные полифонические обработки для баяна различных музыкальных произведений. Среди этих обработок наибольшим успехом пользуются «Жаворонок» Глинки, вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу прифронтовом» Блантера, русские народные песни «Полосынька», «Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, калинушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту-мосточку», «Тройка почтовая», оригинальная собственная фантазия «Проводы новобранцев», различные старинные вальсы и многие другие произведения. В репертуарном списке И. Я. Паницкого значится более ста различных народных песен в его обработке, а также произведения русских, западных классиков и советских композиторов.

За 35 лет исполнительской деятельности И. Я. Паницкий дал в разных городах и селах Советского Союза более трех тысяч концертов. Все его выступления проходили с неизменным успехом и вызывали восторженный отзыв у слушателей.

Высокое исполнительское мастерство И. Я. Паницкого подтверждает еще один интересный факт из его биографии. 20 января 1952 года в концертном зале Саратовской филармонии состоялось необычное выступление Ивана Яковлевича, исполнившего концерт в трех частях для баяна с симфоническим оркестром. Паницкий вновь раскрыл перед слушателями концертный баян как инструмент, обладающий исключительными виртуозными, техническими и художественными возможностями. Он извлек из своего баяна звуки, неожиданные по блеску и глубине, по силе, нежности и богатству красок. Баян превосходно сочетался с большим симфоническим оркестром. Его задушевные звуки слились воедино с общим многокрасочным звучанием оркестра.

Когда говорят о Паницком, то в первую очередь отмечают своеобразие, уникальность дарования. Каждый звук наполнен художественным смыслом, волнующей трепетностью, которая сродни вибрации певческого голоса. Характерное влияние на звуковую палитру музыканта оказало овладение игрой на самых разных инструментах - гармонике, фортепиано, скрипке. 
Этим обогатился музыкальный арсенал Паницкого-баяниста, что позволило ему выявить новые образные сферы в баянной музыке.

 «Секрет» Паницкого в том, что он - Личность, яркая, самобытная, многогранная, и только затем - композитор, исполнитель, виртуоз. «Музыкальное искусство, - подчеркивал Иван Яковлевич, - средство для движения души, а не пальцев».

Природа щедро наградила его редким даром импровизатора. Исполняемая музыка рождается как бы сейчас же, на сцене - настолько свежи и непосредственны выражаемые мысли и чувства. Собственно, многие сочинения, обработки, транскрипции часто возникали как блестящие импровизации в гастрольных дорогах, во время концертных выступлений.

Лишенный зрения, он видел больше многих людей зрячих, проникая в самую суть характеров, человеческих душ. Эти скрытые для других связи возникали и ощущались им с поразительной ясностью, и в то же время несли в себе нечто неразгаданное, таинственное. Он воспринимал мир всем своим существом, каким-то не всегда объяснимым, даже для себя, образом, «шестым чувством». 

Музыкант вписал яркую страницу в историю становления и развития баянного искусства. На высоких образцах его исполнительского мастерства учились и учатся целые поколения баянистов. Сочинения Паницкого  украшают программы известных исполнителей, аранжируются для различных инструментов, ансамблей, оркестров. Кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории проводились межвузовские конкурсы, фестивали, посвященные творчеству нашего выдающегося земляка. 

...Минуло уже много лет, как ушел из жизни Иван Яковлевич. Но время не властно над его творческим наследием. Напротив, все более осознается величие этого уникального дарования.

12. Василий Иванович Чапаев

Василий Иванович родился в селе Будайске (Казанская губерния, Чебоксарский уезд) 28 января 1887 года. Его дедушка Степан Гаврилов был простым крестьянином. Односельчане уважали его, выбрали деревенским старостой. Отец, Иван Степанович, получил другую фамилия — Чапаев, производную от семейного уличного прозвища Чепай. Национальность отца – эрзя, мама красного командира имела смешанное, русско-чувашское происхождение. Василий был третьим ребенком в семье, всего же детей было девять, но четверо из них умерли еще в младенчестве.

Когда Василию исполнилось десять лет, большое семейство перебралось на новое место жительства, в Самарскую губернию. В этих хлебных местах простому народу жилось легче, отец надеялся на лучшую долю для своей семьи. Василий начал учиться в церковно-приходской школе, средства на содержание которой давал его двоюродный дядя.

После возвращения домой он стал встречаться с дочерью священника и очень скоро женился. Василий организовал мастерскую по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, затем стал зарабатывать средства на жизнь в иконописной мастерской, принадлежащей его тестю.

Когда началась Первая мировая война, Чапаева призвали в армию, отправили в запасной пехотный полк города Аткарска. Командиры быстро оценили потенциал бравого служаки, отправили его в учебную команду, готовившую унтер-офицеров. В боях младший унтер-офицер Чапаев проявил себя с самой лучшей стороны – был находчив, отважен, воевал, не щадя своей жизни.За отвагу он был награжден Георгиевской медалью, Георгиевским крестом 4-ой степени.

В ОДНОМ ИЗ БОЕВ ВАСИЛИЙ ПОЛУЧИЛ ТЯЖЕЛОЕ РАНЕНИЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО У НЕГО ОКАЗАЛОСЬ ПЕРЕБИТЫМ СУХОЖИЛИЕ НА РУКЕ. ЧЕРЕЗ ТРИ МЕСЯЦА ХРАБРЕЦУ ПРИСВОИЛИ НОВОЕ ЗВАНИЕ, ОН СТАЛ СТАРШИМ УНТЕР-ОФИЦЕРОМ, ЗА ВОИНСКИЕ ЗАСЛУГИ БЫЛ НАГРАЖДЕН ГЕОРГИЕВСКИМ КРЕСТОМ 3-Й СТЕПЕНИ.

Чапаев стал участником Брусиловского прорыва, за храбрость получил очередной Георгиевский крест и следующее звание – фельдфебель. Летом 1917 года его назначили фельдфебелем запасного полка, дислоцировавшегося в Николаевске.

Чапаев был прирожденным полководцем. В бою он чувствовал себя гораздо уверенней, чем в обычной жизни. Он сражался с белогвардейцами в Поволжье и в Предуралье. В начале 1918 года он стоял во главе разгона Николаевского земства, затем был направлен на подавление антисоветских мятежей, стал создателем уездной красной гвардии. В мае этого же года молодой военачальник занимался реорганизацией маленьких отрядов в красноармейские полки. Летом власть Советов в Самаре пала, началась Гражданская война. Чуть позже войска белочехов заняли Уфу, Сызрань, Бугульму. К концу августа красногвардейцы, которыми руководил Чапаев, отбили Николаевск. Василий Иванович предложил переименовать этот город в Пугачев.

Летом 1919 года он уже был комдивом 25-ой стрелковой дивизии, сражавшейся с Колчаком. В июне того же года был ранен в голову, в июле – получил высокую награду, Орден Красного Знамени. Внешне легендарный комдив был необыкновенно красивым человеком. Это был мужчина среднего роста, ловкий, подвижный, с ясными светлыми глазами, изящными кистями рук. Его родные дети, Александр, Аркадий, Клавдия выросли очень достойными людьми. Александр и Аркадий продолжили дело отца, стали военными. Старший сын ушел в запас в звании генерал-майора, был награжден многими орденами и медалями. Аркадий, летчик-испытатель, погиб во время аварии учебного истребителя в 1939 году. Клавдия, партийный работник, посвятила жизнь сбору информацию о своем легендарном отце. ПРИЧИНЫ СМЕРТИ. Отважный Чапаев, не ведающий страха, очень мешал белогвардейцам. Уральские белоказаки организовали рейд, напали на штаб 25 дивизии в городе Лбищенске. В бою комдив был дважды ранен – в живот и в руку. Он уже не мог сражаться, бойцы переправили легендарного командира через реку Урал на плоту, сделанном из калитки. Когда плотик достиг безопасного берега, оказалось, что комдив уже не дышит. Никаких подручных средств не было, бойцы вырыли могилу для героя в песке руками, замаскировали ее камышом.


Большое внимание на уроках истории уделяем краеведению. Дети должны знать своих выдающихся земляков, которые прославили нашу саратовскую землю и чьими именамимы можем по праву гордиться!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!