СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии "Теория строения органических соединений"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

 

Цели и задачи урока:

  • Образовательные: изучить предпосылки создания теории химического строения, ее основные положения, зависимость свойств веществ от строения молекулы, значение теории строения для развития науки и жизнедеятельности человека. Углубить основные химические понятия: вещество, химическая реакция. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии "Теория строения органических соединений"»

10 класс


Урок №2.

Тема урока: Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.


Цели и задачи урока:

  • Образовательные: изучить предпосылки создания теории химического строения, ее основные положения, зависимость свойств веществ от строения молекулы, значение теории строения для развития науки и жизнедеятельности человека. Углубить основные химические понятия: вещество, химическая реакция.

  • Развивающие: развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать и применять информацию из других областей знаний, развивать коммуникативные способности, умение предъявлять результаты групповой деятельности.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции.

  • Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Реактивы и оборудование: Образцы органических веществ. На доске записаны молекулярные формулы органических веществ.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний:

1. Кто ввёл понятия «органические вещества» и «органическая химия»?

2 Как называлось учение о «жизненной силе»? Объясните этимологию (происхождение) этого термина. Какие открытия нанесли удар по этому учению?

3. Что изучает органическая химия? Дайте определение этой науки.

4. Что отличает органические вещества от неорганических?

5. Что общего в смысле понятий «валентность» и «степень окисления»? Что отличает их друг от друга?

  1. Основная часть.

1. Основные идеи новой теории впервые были высказаны А.М. Бутлеровым в 1861 г. в докладе «О химическом строении веществ» на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в г. Шпейере.

Кратко сформулировать положения и следствия теории строения А. М. Бутлерова можно следующим образом:

1. Атомы в молекулах веществ соединены согласно их валентности. Углерод в органических соединениях в большинстве случаев четырёхвалентен, а его атомы способны соединяться друг с другом, образуя различные цепи.

2. Свойства веществ определяются не только их качественным и количественным составом, но и порядком соединения атомов в молекуле, т. е. химическим строением вещества (изомерия).



3. Свойства органических соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в его молекуле, но и от взаимного влияния атомов и групп атомов друг на друга. (Наибольшее влияние оказывают атомы, непосредственно связанные друг с другом. Влияние атомов или групп атомов, не связанных непосредственно, ослабевает по мере их удаления друг от друга.)

Физические свойства этих соединений отличаются: изобутан имеет более низкие температуры кипения и плавления, чем н-бутан. Химические свойства данных изомеров различаются незначительно, так как они имеют одинаковые качественный состав и характер связи между атомами в молекуле.

Таким образом, с точки зрения теории А. М. Бутлерова существование изомеров — не загадочное явление, противоречащее представлениям людей об окружающем мире, а закономерный результат вариативности соединения атомов в молекуле.

Очевидно, что способность атомов углерода соединяться друг с другом и образовывать «цепи» легко объясняет «неправильную» формальную валентность углерода в этане С2Н6(формальная валентность 3), пропане С3Н8 (формальная валентность 8/3 ) и других органических соединениях. Структурные формулы, например бутана и изобутана, лишь подтверждают это.

Различное количество атомов углерода в молекулах и их способность, соединяясь друг с другом, образовывать разные комбинации («скелеты» молекул) делают понятной причину многообразия органических веществ.

Теория А. М. Бутлерова объяснила кажущиеся противоречия в знаниях об окружающем мире, творчески обобщила достижения в области химии и представила качественно новый подход к пониманию строения и свойств веществ. Она указала направления и возможные пути получения новых необходимых людям лекарственных средств, синтетических красителей, полимеров и пластмасс, взрывчатых веществ и других соединений с заданными свойствами.







С этой точки зрения основное положение современной теории строения можно сформулировать так:



  1. Закрепление: Составить возможные изомеры с общей формулой С6Н14. Дать им названия.

  2. Д/з § 2, записи в тетради, упр. 1,5,7 стр.15;

составить изомеры с общей формулой С7Н16








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!