СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории 7 класс Опричнина

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Опричнина"

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории 7 класс Опричнина»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет___история__Учитель__Бисултанова П.Х. класс 7 А Урок №35 Раздел VI Создание Московского царства

Тема урока: «Опричнина Ивана Грозного»

Цель: рассмотреть понятие «опричнина», цели, основные события и последствия опричнины.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; способствовать нравственному самоопределению личности, умениюоценивать чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению личности.

Метапредметные:формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: развитие речи; формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания; обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умения находить решение на проблемный вопрос

Предметные: овладение целостными представлениями об опричнине; выделять из него необходимую информацию;развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты из фильмов и извлекать из них необходимую информацию;овладение понятиями опричнина, земщина, опричник.

Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, метод ролевой игры.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения:интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточные материалы, опорные конспекты, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски, сигнальные карты, костюм новгородского крестьянина, «новгородская грамота».

Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.








Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 Самоопределение к деятельности (1 минута) Орг.момент

Мотивация

Приветствие, Включение в деловой ритм. Мотивирование учеников к познавательной деятельности

Здравствуйте ребята, рада вас видеть. На столе у вас лежат сигнальные карточки. Если вы согласны с каким-либо утверждением, вы поднимаете зелёную карточку, если нет, то красную. Давайте потренируемся: вы согласны дружно, активно работать? Спасибо. И тогда урок у нас получится очень познавательным и интересным. Горит зеленый свет – значит можно двигаться дальше. А вернее, назад, в прошлое. Мы с вами перенесемся в 16 век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.


Приветствуют учителя и гостей

дети сигнализируют

Личностные: самоопределение к деятельности; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  Актуализация знаний

Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы

Давайте вспомним основные моменты правления Ивана IV.

Кто хорошо знает даты идёт к доске и работает с датами, 2-ой должен выбрать реформы «Избранной рады».

На доске 1 ученик «Напишите даты»

  1. Годы правления Ивана Грозного? 1547-1584

  2. Год венчания на царство?1547

  3. Год создания Судебника Ивана IV?1 1550

  4. Год создания Земского собора?1549

На доске 1 ученик «Выберите реформы Избранной рады»

  1. Создание Земского собора.

  2. Введение уроков и погостов.

  3. Создание стрелецкого войска.

  4. Отмена кормлений.

  5. Создание Сената.

  6. Создание приказов.

А пока ребята работают у доски, давайте с вами вспомним, что такое «Избранная рада?

?Кто входил в состав «Избранной рады»?


Алексей Адашев

Сильвестр

Андрей Курбский

Иван Федоров

митрополит Макарий

Дьяк Иван Висковатый.

Ермак

(работа с интерактивной доской слайд 3)

Проверка заданий у доски

Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске.

Просигнализируйте карточками

Итак,

При Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства.

В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ. В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством.






Отвечают на вопрос

Смотрят на слайд презентации






1 ученик работает у доски с датами

1 ученик работает у доски с реформами избранной рады








Проверяют правильность выполнения заданий на доске и сигнализируют карточками

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: актуализация ранее полученных знаний для изучения новой темы;

личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Постановка учебной задачи


Слайд 4

Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли».

?Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?

?А вы знаете, что такое опричнина?

Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?


Тема урока «Опричнина Ивана Грозного».

Перед вами белые листы, переверните их, на них вы увидите число и тему нашего сегодняшнего урока. Вы будете работать в этих опорных конспектах.

Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? (Что такое опричнина)

?А зачем она нужна была…,т.е нам нужно выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина..? привела),т.е. её…? (последствия).

Слайд 5 «Цели урока»

Т.е. мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.



Проблемный вопрос

?Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?

На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.






Отвечают на вопросы



Определяют тему урока











Отвечают на вопросы


Выделяют цели урока


Знакомятся с проблемным вопросом, на который им необходимо будет ответить в конце урока

Регулятивные:целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

Решение учебной задачи через включение нового материала


Существуют два определения опричнины: в узком и широком смысле. Прочтите оба определения в ваших опорных конспектах (задание №1) и выберите какое определение дано в узком, а какое в широком смысле и подпишите.


Слайд 6

Проверим.

Зачитать 1 определение и спросить у 1 ученика. ?Как ты считаешь, это определение дано в узком или широком смысле?

Теперь зачитай определение в широком смысле

Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены, за что и расправился с «Избранной радой».

3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе. (презентация слайд 7) Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1 (это ваши розовенькие листочки)

? О чём говорилось во втором послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.


Слайд 8

В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Давайте запишем годы опричнины в ваш опорный конспект

Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы. Слайд 9 В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной. Слайд 10. Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной.

Как я уже и говорила, царь создал своё опричное войско. Перед вами опричник. Слайд 11 Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.

Итак, ребята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться? - укрепить свою власть хотел? Приструнить бояр хотел? Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств? В это время Россия учувствовала в Ливонской войне, (о которой вы узнаете на следующем уроке), нужно было собрать все силы для её продолжения?

(одновременно с этим появляются цели на слайде 11)

Ребята, а теперь переверните зелёный листочек, который лежит перед вами, на нём напечатаны цели опричнины, дома, вклеите в опорный конспект.

Цели опричнины (зачитывают по 1 цели)

  • Установление неограниченной власти царя

  • Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)

  • Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

  • - сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)

В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?



Физическая минутка

(тут из-за двери появляется гонец, который принёс послание) Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульчиков и передавайте это послание из рук в руки стоя, это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в руках и прикоснуться к истории) В это время играет Песня Федора Басманова (главы опричников) с опричниками (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Вы услышали Песню Федора Басманова (главы опричников) (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)


Ребята, так это же новгородская грамота!

«Польскому королю Сигизмунту Августу.

Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе»

?Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на Новгород? (из-за измены новгородцев)

Вот как этот поход изобразил Андрей Эшпай в своём фильме «Иван Грозный»

После просмотра фрагмента фильма ответьте на вопрос:


? «Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами или действовали?» (?Как они поступали с новгородцами) Вопрос записан на доске

?Какие чувства у вас вызвали у вас эти кадры? Вам наверное, также как и мне больно за этих невинно пострадавших от опричнины людей, за бедный русский народ (как хорошо, что этот отрывок вызвал у вас столько эмоций)


Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею и поэтому в 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. После её отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.

Итоги царствования Ивана 4.?

Итоги его правления для Московского государства оказались поистине катастрофическими. Число сел и деревень во многих районах сократилось в несколько раз. Очевидным ответом крестьян на грабительские налеты опричников стали побеги и сокращение обрабатываемых наделов. С 1581 г. вводится режим «заповедных лет» , отменявший прежние нормы крестьянского перехода. В глубоком кризисе находилась вся поместная система, что подрывало боеспособность русской армии. Опричные репрессии до предела обострили противоречия между рядовым дворянством и знатью, почти все известные воеводы были казнены.

Наконец, царь своими руками нанес практически смертельный (как выяснилось впоследствии) удар всей династии, убив в приступе ярости своего старшего сына и наследника престола, царевича Ивана. Неполноценность Федора, второго сына Грозного, для всех уже тогда была очевидна.

Выполняют задание №1 в опрорных конспектах и определяют какое определение опричнины дано в узком, а какое в широком смысле





Слушают рассказ учителя


















Смотрят на слайд презентации





Отвечают на поставленный вопрос через работу с текстом раздаточного материала
















Записывают даты опричнины в опорный конспект




Смотрят презентацию и усваивают новую информацию







Отвечают на вопрос

Формулируют цели опричнины




Смотрят презентацию и проверяют правильность своих предположений
















Приветствуют новгородского гонца


Учавствуют в физической минутке





Слушают чтение учителя новгородской грамоты и отвечают на поставленный вопрос (всё это происходит в процессе разминки)



Смотрят отрывок из фильма и отвечают на поставленные вопросы





Слушают рассказ учителя


Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение предположений и их обоснование; работа с текстом; анализ полученной информации; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Личностные: умение оценивать свои и чужие поступки.

Первичное закрепление

Первичное закрепление полученной информации через выделение последствий опричнины

Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного? т.е., давайте, выделим последствия опричнины. Давайте поработаем в группах, поворачивайтесь друг к другу. Выполняйте задание №3 в ваших опорных конспектах. Классифицируйте, т.е. распределите предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставьте «+», с отрицательными «-«. Какая группа первая закончит поднимает руку.


Задание №3 из опорного конспекта

  • Тяжёлый экономический кризис «-«

  • Укрепление самодержавия «+«

  • Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»

  • Укрепление обороноспособности государства «+»

  • Помогла утверждению крепостного права, т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день. «-«

Слаженнее всех сработала ? группа вам и называть положительные последствия опричнины.

Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

?Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой.


Отвечают на поставленный вопрос через работу в группах



Выделяют положительные и отрицательные последствия опричнины


Сигнализируют карточками согласие или несогласие




















Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока





Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Включение знаний в систему через контроль и самопроверку

Обобщение полученных знаний и проверка усвоенности знаний

Т.о., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.

Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина»

Перед вами голубые листочки, возьмите их выполните на них тест, обведите кружочком правильный ответ (возможен только 1 вариант ответа). На работу вам даётся 1 минута.

После того как ребята выполняют тест

А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.(в это время появляются ответы на экране). Если ваш сосед совершил 1 ошибку поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Поднимите зелёную сигнальную карточку те, кто получил 5, кто получил 4. А кто получил 2 поднимите красную сигнальную карточку. Ничего страшного ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится.

Тест

  1. 1. Годы опричнины?

А) 1613-1645

Б) 1565-1572

В) 1558-1583

2. Иван Грозный разделил территорию государства на 2 части. На какие?

А) уроки и погосты

Б) полюдье и повоз

В) опричнину и земщину

3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?

А) преданность царю

Б) жестокость

В) с тем, что они едут на охоту

4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины

А) царь хотел царь больше вольностей боярам

Б) укрепление власти царя и централизация государства

В) ослабление государства

5. Опричнина – это

А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями

Б) территория, которой управляли бояре

В) имя собаки Ивана Грозного



Выполняет самопроверку через решение тестов.

Осуществляют взаимоконтроль через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему.

Поднимают зелёные сигнальные карточки, сначала те, кто получил 5, кто получил 4. А кто получил 2 подниминете красную сигнальную карточку. кто получил 5, кто получил 4. А кто полчил 2 подниминете красную сигнальную карточку.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение, умение давать оценку себе и другим ученикам.

Познавательные: умение систематизировать и использовать полученную информацию.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания и его запись учениками в тетрадь

Давайте теперь определимся с домашним заданием.

Оно записано с обратной стороны ваших опорных конспектов. §31 прочитать, ответить на вопрос №1 на с.236 письменно, в тетрадях.

Дополнительное задание повышенной сложности по желанию

С.236 задание №2 письменно в тетрадях

При подготовке дом. задания вам поможет опорный конспект, который мы с вами составляли на протяжении всего урока. Дополнительная информацию по теме «Опричнина Ивана Грозного» размещена на моём сайте. Адрес сайта указан в опорном конспекте.

Смотрят в опрорный конспект и слушают инструкции по выполнению домашнего задания


Оценивание

Оцение результатов работы учеников на уроке

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали затоками темы «Опричнина Ивана Грозного»

Слушают учителя

Личностные: умение оценивать себя и своих одноклассников;

Регулятивные: осуществление контроля и самоконтроля.

Рефлексия и прогнозирование дальнейшей деятельности

Получение обратной связи от учеников и прогнозирование деятельности на следующий урок

Ребята, если вы согласны с этим утверждением, то оставьте свой автограф для истории, подойдите к доске и поставьте свою подпись цветными фломастерами на «историческом» документе.

«Сей урок премного полезен и увлекателен был, знаний много дал и мыслить заставил! О чём свидетельствуем, ученики 6А класса». Но мне было с вами очень приятно и комфортно работать.

Ребята, спасибо вам за урок!

Подпишите свои тесты и уходя положите их мне на стол. Заранее спасибо.


Осуществляют обратную связь с учителем через свою подпись на историческом документе

Личностные: умение оценивать себя и своих одноклассников;

Регулятивные: осуществление контроля и самоконтроля и прогнозирование дальнейшей деятельности





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!