Цель урока : формирование представлений о царстве Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
Задачи урока :
Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий, находить экологическую нишу бактерий в природном сообществе, различать строение прокариотических клеток.
Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 5 классе "Бактерии"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Открытый урок по биологии в 5 классе
Тему урока: Бактерии.
Подготовила: Лизина Валентина Николаевна
учитель биологии
с. Кочубеевское
2019
Тему урока : Бактерии.
Цель урока : формирование представлений о царстве Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
Задачи урока :
Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий, находить экологическую нишу бактерий в природном сообществе, различать строение прокариотических клеток.
Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Результаты :
Предметные результаты: иметь представление о бактериях. Знать их многообразие, строение и жизнедеятельность.
Личностные: иметь представление о бактериях и их роли для человека.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД :
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД:
Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.
Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
Умение воспринимать устную форму информации.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
УМК: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. –М.: Дрофа,2016.
№ п/п | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные; ИЛИ развитие УУД) |
1. | Постановка учебных задач | Создать учебную ситуацию. Зафиксировать учебную задачу. | Формулирует и записывает учебную задачу: «Как сохранить яблоко свежим?». 1.Демонстрирует яблоки свежее и поврежденное гнилью. 2. Задает вопросы: - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках? - Какие изменения произошли с одним яблоком? - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения. - Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? | Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения. Пытаются решить задачу известным способом. Рассматривают натуральные объекты, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что одно яблоко подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей. Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. | Личностные УУД: 1 Проявлять интерес к новому содержанию. 2.Уметь мотивировать себя.. Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока. Познавательные УУД: Анализировать наблюдаемые действия, формулировать выводы. |
2. | Совместное исследование проблемы. | Создать условия для поиска пути к решению учебной задачи. | 1. Демонстрирует микропрепарат. 2. Задает вопросы: - К какому царству относят данные организмы? - Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему? - Какие особенности строения бактерий вы заметили? - Где обитают данные организмы? - Как называется биологическая наука, изучающая бактерии? Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы: - Какое имеют строение? - Когда и как размножаются? - Какие бактерии поселяются? - Какую имеют форму? - Приносят пользу или вред? и т.д. 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения. | Рассматривают микропрепарат, вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предполагают наличие бактерий в организме человека. высказывания Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему. БАКТЕРИИ - строение - размножение - форма - местообитания - значение (польза, вред) | Личностные УУД: Готовность и способность к участию решать учебную задачу. Регулятивные УУД: 1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое 2. Определяют критерии изучения бактерий. |
3. | Переход к этапу решения частных задач. | Создать условие для апробирова-ния школьниками изучаемых способов действия с учебным материалом. | Организует работу школьников по выполнению отдельных операций с новым учебным материалом и приглашает учеников к обсуждению учебного материала 1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия. 2. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий. 3. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Применяют новый способ. Отрабатывают операции, в ходе которых были допущены ошибки. Комментируют ход выполнения учебных действий. Выполняют задания 1,2 в парах и затем обсуждают. Отвечают на основной вопрос урока “Как сохранить яблоко свежим?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. | Личностные УУД: Формирование осознанной мотивации к выполнению задания. Познавательные УУД: 1.Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей. 2.Находить отличия между клетками, сравнивать и анализировать. |
4. | Рефлексия | Установить соответствия между поставленными задачами урока и результатами. | Организует дифференцированную коррекционную работу Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Оценивает работу учащихся, предлагает домашнее задание: Предложите области применения светящихся бактерий. | Ведут диалог с учителем по предложенным вопросам. Определяют уровень своего домашнего задания. Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. | Личностные УУД: 1.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 2.Определять уровень освоения материала. Регулятивные УУД: Выявлять затруднения в учебном материале и планировать и корректировать свои действия при выполнении домашнего задания. |